Содержание
Осенью прошла крупнейшая вРоссии выставка коммерческого транспорта – «Комтранс-2015».
Ситуация нарынке для производителей несамая благоприятная: согласно данным «Автостата», продажи легковых автомобилей кконцу прошлого года снизились на8%, алегкового коммерческого транспорта (LCV)– на 15%. Сянваря поавгуст продажи грузовиков упали на 45,4%, до32400единиц. «Августовские продажи у лидера рынка, «КамАЗа», сократились на 26,5%, до1300 машин, у «Группы ГАЗ»– на 32,2%, до453единиц. Худший результат уМАЗа соспадом на60,3%, до240грузовиков», – констатирует коммерческий директор МТВК «Гринвуд»Ли Фэн.
Однако «Комтранс-2015»необошелся без премьер. Если иностранные автопроизводители представили поодной-две новинки, то«Группа ГАЗ»– сразу семь. Среди них долгожданная цельнометаллическая «Газель Next», которая вместительнее и комфортнее прежней, ивцелом ближе попараметрам клидерам данного класса. Что касается иностранных концернов, тоони основной упор сделали наэкологичность иэкономичность своей продукции. Так, компанияVolvo Trucks продемонстрировала механизм подъема ведущего моста для многоосной техники, повышающий экономичность при неполной загрузке.
Обновление парка отложено
«Снижение уровня продаж коммерческого транспорта закономерно ввиду сложившейся экономической ситуации, – говорит глава марки«Volkswagen Коммерческие автомобили» Михаил Семенихин. – Рынок коммерческих автомобилей реагирует налюбые изменения вэкономике раньше ирезче рынка легковушек, особенно применительно киностранным производителям, ведь это означает нетолько рост цен наих продукцию, ноивлияние напокупательную способность и,как следствие, общее снижение спроса вавтомобильном сегменте». Поего словам, рынок грузовой техники вцелом ирынок LCV вчастности– своеобразные индикаторы здоровья экономики, иэти индикаторы показывают признаки старых болезней, которые лишь обострились втекущем году. Запервые девятьмесяцев рынок LCV до6т (включая пикапы) упал на30%. Благодаря программе господдержки рынок локальных производителей LCV упал лишь на18%, внаибольшей степени (–51%) пострадалрынок импортируемых LCV. «Всегментах CDV (city deliveryvan) иPick Up российских производителей нет, всвязи сэтим они нестали участниками программы господдержки, ипадение вэтих сегментах наиболее значимое– –66% и–48% соответственно. Вовтором повеличине сегменте B ивсамом крупном поразмеру сегменте C/D представлены все три крупнейших российских производителя, получивших втой или иной форме господдержку, именно эти два сегмента затронуты текущим кризисом в несколькоменьшей степени: всего –5% и–30% соответственно», – приводит статистические данные Михаил Семенихин.
«Ситуация нарынке коммерческого транспорта непосредственно связана собщим состоянием экономики. Приобретая автомобиль для личного пользования, владелец учитывает собственные финансовые возможности. Коммерческий автотранспорт используется бизнесом. Поэтому при его приобретении покупателю необходимо ориентироваться нетолько настоимость самого транспортного средства, ноинаэкономическую ситуацию вцелом», – соглашается сколлегой руководитель управления продаж коммерческого транспорта ГК «Автоспеццентр» Константин Ерофеев. Очевидно, что если предприниматель испытывает трудности, тоденьги впервую очередь будут уходить напокрытие возросших расходов и поиск способов их оптимизации,удержание клиентов, аненаобновление автопарка. Пословам эксперта, ситуация впродажах коммерческой техники осложняется итем, что ее основной покупатель– малый и средний бизнес, который наиболее пострадал откризисной ситуации. Важным фактором является ипостоянный рост цен набензин. Коммерческая техника используется для транспортировки грузов, восновном– набольшие расстояния. Поэтому вперечне транспортных расходов компаний просто неостается средств наприобретение новой техники– деньги уходят наоплату топлива. «Посути, коммерческий транспорт– это инвестиции. Наспрос влияет нетолько экономическая ситуация, ноиуровень ожиданий отбизнеса, окупаемость вложенных средств, – добавляетЛи Фэн. – Так, вовремя кризиса 2008г. сильнее всего пострадал сегмент LCV. В2015г. спрос накоммерческие автомобили стал еще ниже. Малый исредний бизнес ввиду нестабильной экономической ситуации нестремится кобновлению автопарка».
Автолизинг сгосподдержкой: смешать, ноневзбалтывать
Самой яркой инаглядной для потребителей тенденцией нарынке легкового автотранспорта является повышение цен, которое повсем линейкам имаркам заистекший год превысило 25%. Кто-то смог удержать рост стоимости авто науровне 15%, акто-то вынужден был прибавить кдокризисным ценам ивовсе 40%. Аналогичная ситуация сложилась инарынке коммерческого транспорта. «Общая динамика цен накоммерческий транспорт обусловлена текущей экономической ситуацией, расположением производства и, как следствие, логистическими расходами, – говорит Михаил Семенихин. – Разумеется, валютная составляющая всебестоимости импортируемых машин, содной стороны, атакже отсутствие какой-либо господдержки– сдругой, влияют нарост цен наимпортируемые автомобили всущественно большей степени, нежели наавтомобили локальной сборки».
Значительным подспорьем автопроизводителям должна была стать госпрограмма поподдержке автолизинга, которая была запущена вапреле текущего года. Поее условиям, государство субсидирует покупателям часть авансового платежа– 10% отстоимости коммерческой техники, нонеболее 500000руб. натранспортное средство инеболее 5млн руб. наодного лизингополучателя – изфедерального бюджета. «Положительный эффект отпрограммы отмечается для всех игроков отрасли– нетолько для организаций-покупателей иавтопроизводителей, ноидля лизинговых компаний, автодилеров, банков, производителей запчастей икомплектующих. Вкризисный период любая поддержка отрасли необходима, иона дает положительный эффект», – констатирует Константин Ерофеев. Помимо господдержки, ряд производителей, таких как КамАЗ, Volvo, Mercedes-Benz, Fuso, Isuzu, предлагает покупателям воспользоваться собственными лизинговыми программами– размер скидки, условия аренды исписок моделей производитель, как правило, определяет совместно сдилером, реализующим авто попрограмме.
Поддержка государства делает нынешние финансовые условия более или менее приемлемыми для тех, кто всеже решился назакупку техники. Если говорить опродажах автотранспорта вцелом, толизинговые сделки занимают около 5% общего объема рынка, оценивает Константин Ерофеев. «Всегменте коммерческого транспорта этот показатель, безусловно, выше. Итогов по 2015г. пока еще нет, но,понашим прогнозам, сзапуском программы господдержки Россия может приблизиться кевропейским иамериканским потребительским стандартам, где доля лизинга впродажах техники превышает 30%», – заключает эксперт.
Пример Opel незаразителен
Еще одной показательной тенденцией нынешнего кризиса является уход ряда производителей сроссийского рынка. Самым ярким примером можно считать Opel. Участники рынка коммерческого транспорта неисключают, что подобное может повториться ивих сегменте, хотя нерассматривают эту ситуацию как свидетельство снижения интереса крупнейших мировых марок кроссийскому рынку. «Такой сценарий, ксожалению, неисключен. Нанаш взгляд, уход отдельных слабых игроков вкраткосрочной перспективе способствовалбы освобождению рынка для более сильных игроков, – рассуждает Михаил Семенихин. – Однако вдолгосрочной перспективе уменьшение количества игроков ведет кмонополизации рынка, росту цен, снижению конкуренции иуровня качества и, как следствие, к неудовлетворенности клиентов». Поегословам, наиболее вероятным представляется уход тех марок, где наблюдается очевидный дисбаланс между легковыми икоммерческими машинами впредлагаемом нароссийском рынке продуктовом портфеле.
Не следует забывать, что совокупная доходность дилера при продаже коммерческого автомобиля внесколько раз выше, поскольку он получаетоперационную прибыль при продаже новой машины и существенно больше зарабатывает насервисе ислесарных работах (пробеги вразы выше), кузовном ремонте (режим эксплуатации существенно жестче), навторичных продажах попрограмме trade in (остаточная стоимость существенно выше). «Кризис переживет тот, кто смог найти рецепт здоровья. Унашей марки он есть– это разумный баланс продуктового предложения, объяснимой цены иуже ставшие привычными программы кредита, лизинга, страхования. Носамое главное– это комплекс поддерживающих наши продукты сервисных мер», – заключает Михаил Семенихин.
Вадим Сорокин,президент «Группы ГАЗ»:
«На рынке коммерческого транспорта выбор потребителя определяется двумя группами критериев. Первая связана сценой иобщей стоимостью владения. Любой бизнес заинтересован вминимальном сроке окупаемости инвестиций, поэтому наши конструкторы работают вкрайне жестких условиях как посебестоимости машины, так ипо стоимости эксплуатации. Этот показатель включает всебя игарантийные сроки, иинтервалы между ТО, истоимость запчастей ирасходников. Мы уверены внадежности своих машин: сегодня условия гарантии наавтомобили семейства Next– науровне лучших вотрасли. Вторая группа критериев связана сфункциональностью, эргономикой, уровнем утомляемости водителя. Вэтом отношении семейство Next является гигантским шагом вперед, обеспечивая управляемость науровне легкового автомобиля. Если говорить оконкретных моделях, тосамая ожидаемая премьера этого года– цельнометаллический фургон «ГАЗель Next», который вноябре–декабре появится нарынке сразу вдвух версиях: грузовой игрузопассажирский (комби). Его основное отличие– расширенная функциональность. Объем грузового отсека вырос сразу натреть, увеличилось количество посадочных мест, намного более удобными стали погрузка иразгрузка. Свыпуском этой модели ГАЗ впервые выйдет всегмент большеразмерных фургонов, где сегодня присутствуют только иномарки. Другая важная новинка– «Урал Next». Вэтой машине удалось совместить легендарную проходимость миасского внедорожника ссовременным уровнем комфорта инадежности, азасчет использования уже проверенного ипоставленного впроизводство кабинного модуля «ГАЗели Next»– сохранить невысокую цену. Продажи новых моделей стартуют уже вноябре этого года».
Михаил Семенихин,глава марки«VolkswagenКоммерческие автомобили»:
«Автомобили серии Т6обрели новые черты, став более современными, но сохранив узнаваемый облик. Уникальная особенностьVolkswagen серии Т6– возможность заказа комбинированного (двухцветного) окрашивания испециальных ретро-дисков, которое придает сходство склассическими Bulli. Дизайнеры иинженеры неоставили без внимания исалон, который является отличительной чертой разных моделей серии Т. Трансформируемый салон Multivan ссистемой рельсовых направляющих, высококачественный салон Caravelle, вкотором помещаются додевятичеловек сводителем иподчеркнуто практичный салон Transporter, предназначенный для коммерческих целей. Таким образом, одна платформа автомобиля соответствует запросам различных групп покупателей. Абсолютно новая передняя панель сбольшим количеством ниш для мелочей может быть дополнена декоративными вставками.
Новое поколение также демонстрирует инновации вобласти комфорта итехнологий: адаптивное шасси (Dynamic Chassis Control), полный привод наоснове муфты Haldex последнего, пятого, поколения, многочисленные ассистенты безопасности, вчастности, автоматическая система послеаварийного торможения Multi Collision Brake, ассистент управления головным светом Light Assist. Топовая версия новой линейки медиасистем оснащена 6,33‑дюймовым сенсорным дисплеем высокого разрешения. Помимо стандартных функций (радио, медиаплеер, навигация, Bluetooth), эта система включает Wi-Fi иголосовое управление. Уникальной новинкой является функция AppConnect, которая позволяет продублировать экран смартфона наэкране системы попротоколам MirrorLink, Apple CarPlay, Andriod Auto. Приложение MediaControl для смартфонов ипланшетов позволяет любому пассажиру управлять медиасистемой».