Все незнакомые слова в тексте можно разделить на две группы: 1) слова, которые читатель не может понять самостоятельно, поэтому игнорирует их при чтении, либо обращается к словарю 2) слова, которые читатель может понять самостоятельно на основании контекста или с помощью внутренних возможностей самого незнакомого слова. Именно слова, принадлежащие ко второй группе, и являются источниками расширения вокабуляра, или имеют своеобразный “потенциал”. Таким образом возник и нашел свое длительное место в методике преподавания иностранных языков термин “потенциальный словарь”. Итак потенциальный словарь – это те неизученные лексические единицы, содержание которых может быть семантизировано самостоятельно.
Как показывает практика преподавания иностранных языков, возможны два пути формирования необходимого словарного запаса у взрослого человека. Первый подход направлен в резервы памяти, предвидя ее стимулирование, второй путь связан с аналитическими возможностями интеллекта (обучение навыкам понимания слов с помощью анализа). Преимущества второго подхода очевидны: словарный запас может пополняться бесконечно; словарь в глазах студентов приобретает системность; усвоение новых слов происходит непосредственно во время чтения. Для реализации потенциального словаря студенты должны хорошо овладеть словообразовательным минимумом и овладеть навыками раскрытия значения образованных слов с помощью словообразования.
Аффиксальные словообразования несомненно играют важную роль в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Преподаватель, прежде всего, должен четко представить, о чем по теории словообразования необходимо сообщить студентам, а во-вторых, найти, как на практике научить словообразованию.
Начинать работу над словообразованием следует как можно раньше. Знание о производительной основе, которая вместе с суффиксом или другой продуктивной основой создают словообразовательные модели должны стать первыми сведениями в этой связи. Далее следует указать студентам на разницу между лексическим и словообразовательным значениями слова. Главным средством словообразовательного значения является суффикс. Именно он и является структурным центром словообразовательной модели, так как замена его на другой суффикс влечет за собой изменение в структурном оформлении модели. При отборе языкового материала для формирования умений и навыков семантизации новых слов следует исходить из критерия выводимости. Согласно этому критерию, к потенциальному словарю относятся только те слова, значения которых могут быть раскрыты читателем при чтении текста самостоятельно и закономерно. Например, при восприятии таких слов, как liberator, printer, unemployed и других, читатель может легко выделить компоненты этих образованных слов: семантические отношения между ними четкие. Легко соотнести словообразовательные основы liberate, print и суффиксы-оr (-еr), означающие носителя действия. Тогда как образованные слова preparation, destructive и другие следует рассматривать как не выводимые, потому что их компоненты обозначены нечетко.
В научно-технической литературе на английском языке довольно часто встречаются наречия с суффиксом – ly. Они имеют яркую общеобразовательную научную специфику. Их можно разделить на две группы по принципу их формирования от соответствующих категорий слов.
К первой группе можно отнести наречия, образованные от известных прилагательных или существительных: analytically, classically, equivalently, normally и другие. Ко второй группе наречий с суффиксом – ly относятся наречия, которые означают названия наук, отраслей знания или производства, общенаучных понятий, например, acoustically, chemically, mechanically и другие. Таки наречия довольно легко отождествляются при переводе, но часто могут стать «фальшивыми друзьями» переводчику.
Единицей отбора словообразовательных средств является не аффикс, а словообразовательная модель, так как значение аффикса определяется не абстрактно, а в связи с его вхождение в эту словообразовательную модель.
Следует как можно раньше дать студентам понятие о производительности и непродуктивности аффиксов. Критерием производительности является их способность создавать новые слова. Нельзя путать производительность и употребление. Последнее показывает, что многие слова оформлены данными аффиксами. Теоретические знания очень важны, но их недостаточно. Нужна систематическая практическая работа по словообразованию.
Упражнения по словообразованию следует строить по принципу “от простого к сложному”. Для достижения конечной цели – самообучение чтению – первостепенное значение имеют упражнения, направленные на анализ образованных слов, а не на их формирование. Словообразовательный анализ позволяет прогнозировать те закономерности и особенности, что характерно для данного языка. plastic surgery atlanta

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *