После пяти лет обсуждений, в конце 2014г., были приняты поправки к 89-му федеральному Закону «Об отходах». Документ вызывает массу вопросов.

Вместо стимулирования мусороперерабатывающей отрасли министерства готовы практически уничтожить рыночные отношения: законопроект предполагает появление региональных операторов, что, по сути, является монополизацией рынка. С одной стороны, Федеральная антимонопольная служба препятствует созданию монополий, с другой – вводятся поправки к ФЗ, легализующие монополию на конкурентном рынке.

Смысл данных изменений непонятен. Насегодняшний день у нас есть все механизмы, позволяющие обеспечивать и контролировать санитарно-экологическое благополучие граждан. Липецкая, Астраханская, Нижегородская области успешно действуют в рамках существующего законодательства. Здесь уже реализованы проекты по созданию комплексных систем управления отходами, построены мусоросортировочные комплексы, строятся новые безопасные полигоны.

Единственное принятое изменение, реально необходимое отрасли, – это запрет на захоронение неотсортированных отходов. Этой поправки достаточно, чтобы мусороперерабатывающая отрасль вышла на качественно новый уровень. Благодаря предварительной сортировке рынок получит необходимое количество полезного мусора для дальнейшей переработки, появится стимул для инвестиций в строительство мусороперерабатывающих заводов, а дорогостоящие фракции перестанут лежать под ногами.

Необходимо решать реальные задачи и прежде всего честно признать, что экологические нормы в РФ не соблюдаются. Природоохранные нормы у нас гораздо жестче, чем европейские, и предприятия просто не в состоянии их выполнять. Промышленники вынуждены работать по коррупционным схемам. Так, водоканалы по нормативам обязаны сбрасывать в реки воду более чистую, чем забирают. Втекущей ситуации данная норма невыполнима. Например, очистные сооружения во Владивостоке построили только под саммит АТЭС. Но не всем городам посчастливилось принимать у себя мероприятия такого масштаба.

Ситуация парадоксальная: требования жесткие, а правоприменительная практика практически отсутствует. Невозможность выполнить требования порождает коррупцию.

В одночасье перейти на экологически безопасное производство невозможно. Необходима долгосрочная экологическая политика, призванная сократить загрязнение окружающей среды. Обязательным условием такой политики должна стать экологическая амнистия для бизнеса. Если предприятие честно заявляет о нарушениях и представляет программу снижения вреда от своей деятельности на пять–десять лет, то штрафные санкции к нему не должны предъявляться. Если же заявитель в дальнейшем не выполняет программу по инвестированию в экологические технологии, на него начисляется штраф на сумму, заявленную самим же предприятием, плюс проценты и пени.

При декларировании новой экологической политики государство должно четко зафиксировать, каких результатов оно намерено добиться в процентах и граммах выбросов и стоков для каждой отрасли. Такие данные есть, просто нужно приравнять их к европейским. Государство должно сказать: будет так, но не завтра, а через 20–25 лет. Этот путь уже проходили европейские страны Восточного блока, вошедшие в Евросоюз. Промышленность в этих странах была построена по советским проектам, но ведь работает до сих пор, уже по европейским экологическим нормам.

При таком подходе бизнес будет готов включиться в программу. Во-первых, постепенный переход на экологически безопасное производство не приведет к резкому повышению цен на продукцию. Во-вторых, предприятие сможет претендовать на получение региональных льгот для социально значимыхпроектов. И в-третьих, снижение коррупционной нагрузки важно для привлечения инвестиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *