Прогноз развития экономики таков, что у правительства нет денег на предвыборные расходы. Значит, придется их найти

В ближайшие три года правительство ждет беби-бума — к концу 2013 года россиян станет больше почти на миллион, написано в прогнозе Министерства экономического развития. Демографы в шоке — рождаемость действительно слегка подросла, но смертность по-прежнему высокая. Эти планы невыполнимы, единственная возможность довести население до 143 млн человек — завести в Россию миллион мигрантов, уверен Сергей Рязанцев изИнститута социально-политических исследований РАН. И это единственное заметное изменение к лучшему, которое может позволить себе прогнозировать министерство.
Картина нарисована действительно невеселая: три года экономика страны будет находиться примерно в том же состоянии, что и сейчас. Резкого роста не будет. Резервный фонд на исходе, на повестке дня дорогостоящие инновации, а значит, бюджетные доходы не позволят правительству разоряться на предвыборную кампанию. В 2011 и 2012 годах, когда должны пройти парламентские, а затем и президентские выборы, не запланировано серьезного роста пенсий, а рост зарплат бюджетникам вообще под вопросом.
Каждый год в апреле Минэкономики вносит в правительство макроэкономический прогноз на следующий год, на основе которого Минфин может начать работать над бюджетом. В этот раз у ведомства Набиуллиной было много причин для отсрочки. Росстат с этого года ввел новую систему классификации экономических показателей и, чтобы пересчитать статистику 2009 года, попросил немного времени. Есть и политическая причина — Минфин и Минэкономики несколько месяцев спорили о том, по какому принципу формировать бюджет (подобнее об этом в материале «Найти и сэкономить»). Это отразилось и на подготовке прогноза.
По расчетам Минэкономики, следующий год будет очень похож на этот. Нефть не подведет: даже в самом страшном сценарии черное золото не опускается ниже $76 за баррель, а экономика неуверенно идет в рост. Рубль вслед за нефтью будет постепенно укрепляться, а ослабление национальной валюты может начаться только в 2013 году. За три года рубль подорожает почти на четверть.
Главный спор между Минфином и Минэкономики — какую стоимость нефти закладывать в прогноз. В пятницу на совместной коллегии министр финансов Алексей Кудрин заявил, что $70 — это максимум, и то лишь потому, что накопилось много плановых расходов — новые обязательства Минфин финансировать не хочет. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина продолжала настаивать на более высоком прогнозе, это позволило бы дать больше денег на инновации.
Кудрин сейчас на коне и почти наверняка будет принят его вариант, рассуждает чиновник правительства: пугает вероятность второй волны кризиса из-за событий в Греции и Европе. Предложение Минэкономики — авантюризм, граничащий с безрассудством, говорит чиновник Минфина. Самый крайний вариант — это $72 за баррель. Больше не будет точно, горячится он, волнуясь, что и эти цифры создадут превратное впечатление, что денег в бюджете много.
Задача Минэкономики понятна — спрогнозировать максимальную цену на нефть, чтобы можно было утвердить больше расходов, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. При прогнозе Набиуллиной доходы могут составить 8,1 трлн рублей. Хватит раздувать расходы, cчитает Суслина. Уже и так принято немало решений, которые привели к сокращению бюджетных доходов. Одни только льготы для нефтяных месторождений Восточной Сибири, которые успешно пролоббировал вице-премьер Игорь Сечин, — это до 200 млрд рублей бюджетных потерь.
Эксперты считают, что прогнозы реальны, но есть риск, что конъюнктура ухудшится. США слишком резко сворачивают антикризисные меры, растут долги развитых стран, в Китае перегрет сектор недвижимости, а Евросоюз не справляется с курсом евро, перечисляет экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Сильное падение европейской валюты может повлечь за собой снижение цен на нефть, а опыт 2008 года показал, что снижение цен даже до $60 приводит к массовому оттоку капитала, добавляет главный экономист банка BNP Paribas Юлия Цепляева.
В минувшую пятницу на совместной коллегии Минфина и Минэкономики премьер Владимир Путин потребовал не раздувать дефицит. Этот лозунг звучит не первый раз, но в предыдущие годы правительству не приходилось задумываться о предвыборной кампании. Президентские выборы 2012 года будут первыми за последние десять лет, когда у власти мало денег и она не может позволить себе широких жестов.
Основной инструмент повышения лояльности перед выборами — внеплановое повышение пенсий. Технология уже отработана: в предвыборном 2007 году правительство планировало повысить пенсии на 15,4%, но президент Путин вмешался и настоял на том, что прибавка должна составить 20%, о чем не забыли сообщить федеральные телеканалы.
Прогноз на 2011 год серьезного повышения не предусматривает. Правда, заметный рост ожидается в этом году: средняя пенсия должна увеличиться с 5322 до 7765 рублей. Это повышение тоже можно считать предвыборным. Но в следующие два года пенсии будут индексировать только в соответствии с инфляцией. Если сработает оптимистический вариант развития событий и Минфин разорится на транспортную инфраструктуру, инновации и регионы, то пенсии проиндексируют в начале года. Если реализуется негативный сценарий: США начнут активно добывать сланцевый газ, а Ирак — нефть, то пенсионеры разбогатеют в конце года. В любом случае — не больше чем на величину инфляции.
Прогноз Минэкономики абсолютно не учитывает того, что на носу выборы, говорит замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Правительство не сможет проводить такую жесткую социальную политику — не было такого в истории, чтобы перед выборами не повысили пенсии. Пенсионеры с бюджетниками — основной электорат.
Серьезное повышение пенсий в кризис успокоило население, но это антикризисная мера, а не предвыборная, уверен замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин: запала благодарности не хватит даже до следующего года. Из-за серьезного повышения пенсий в этом году доля бюджета в пенсионных выплатах выросла до 2 трлн рублей. Это четверть бюджета и гораздо больше, чем можно себе позволить, говорит Цепляева. Резкое повышение в этом году сделало дефицит не просто высоким, а структурным, а новые траты превратят эту дыру в необъятную. Если повысить каждому пенсионеру пенсию даже на 100 рублей в месяц, это заберет из бюджета десятки миллиардов, говорит источник в администрации президента, но политические решения, видимо, все равно будут приняты. Чиновник Минэкономразвития объясняет, что резервов для существенного роста пенсий не осталось, придется либо повышать налоги, либо разгонять дефицит, а Путин сказал этого не делать.
С доходами возникнут проблемы не только у пенсионеров — количество бедных, несмотря на то что кризис идет на спад, за три года практически не изменится. Ситуация на рынке труда будет улучшаться медленно — даже в 2013 году безработных будет больше, чем до кризиса. Во время кризиса правительство урезало расходы на все что можно, только не на социальный сектор. Было только одно исключение: в 2010 году под нож попали доходы работников бюджетной сферы, врачам и учителям не обещают поднять зарплату даже на инфляцию. Если верить планам Минэкономики, то в 2011 году правительство готово проиндексировать зарплаты, но только в том случае, если сработает позитивный прогноз. Иначе бюджетники не дождутся прибавки еще как минимум два года.
Это вряд ли случится, говорит кремлевский сотрудник: если не проводить индексацию три года, то они потеряют 20% реальной зарплаты, а это может вызвать ненужное напряжение. Сейчас проходит довольно болезненная реформа бюджетных учреждений, а бюджетник зарабатывает в среднем на 30% меньше, чем люди в частном секторе, рассуждает ректор ГУ–ВШЭ Ярослав Кузьминов. Вряд ли в предвыборные годы правительство сможет сохранить твердость и не повысить зарплаты. Политологи сходятся в одном: роста социальных обязательств избежать не удастся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *