Еще в начале 2000-х фотобизнесу предрекали гибель, однако фотосалоны существуют до сих пор. Только в Москве сегодня насчитывается, по данным «Яндекса», более 5000различных фотоателье.

Лидеры рынка– японские компании Fuji и Konica Minolta, однако большая его часть в руках мелкого бизнеса. Ктому же, появляются новые проекты, например, сеть «Полисток», учрежденная группой физлиц в2015г. ивнастоящее время насчитывающая 27точек. Иногда фотоуслуги оказывают магазины фототехники, пример такого решения – сеть «Фотосклад.ру», располагающая 10 офлайн-магазинами вразных городах России. По оценкам экспертов компании «Фотосклад.ру», текущий объем российского рынка фотоуслуг– от 800 млн до 1 млрд руб., однако генеральный директор «Полистока» Николай Жданов считает, что речь может идти о5млрд руб.

«Ко» попытался выяснить, что удерживает фотоателье на плаву икак они изменились за последние годы.

Начало

Активное развитие фотобизнеса в России в 1990-е было связано с появлением цветной фотопленки, любительских фотокамер, а также профессиональных мини-фотолабораторий иностранного производства для экспресс-печати. Первыми компаниями, поставлявшими свои товары в постсоветскую Россию, были американская Kodak ияпонская Fuji. С Kodak – лидером начального этапа развития фотоиндустрии в России – связано появление в Москве многочисленных фотосалонов и одних из первыхэкспресс-фотолабораторий: наНовом Арбате, Петровке, Фрунзенской и в Сокольниках. Fuji исегодня уверенно лидирует на российском рынке, аKodak ушла на второй план, уступив место Konica Minolta.

Постепенно к фотосфере обращалось все большее число предпринимателей. Средства, вложенные воборудование, окупались уже втечение первого года. Причина– высокий спрос. «В отличие от цифровых фотографий, которые большая часть людей сегодня держит в компьютерах и смартфонах, пленка была безальтернативна: варианта два– либо печатать, либо не печатать,– вспоминают в фотосалоне «Гранит». Сильным ударом для только начавшей стремительно развиваться фотоиндустрии стал кризис 1998 г., в результате которого множество салонов закрылось. Пооценкам экспертов, рынок покинуло не менее трети предприятий, работавших вфотобизнесе в докризисный период.

Сегодня

Какое-то время казалось, что печать фотографий в ателье безвозвратно уйдет в прошлое, однако к началу 2000-х рынок смог стабилизироваться, и фотосалоны вновь стали предлагать свои услуги. Вплоть до 2004–2005 гг. проявка пленки по-прежнему оставалась самой востребованной услугой. Затем наступила эра цифровых фотоаппаратов, и фотоателье, подстраиваясь под новые условия, стали проводить реорганизацию ирасширять спектр услуг. Они начали предлагать оцифровку фотографий и документов, печать мокрым, струйным и лазерным способом, обработку изображений, создание календарей и визиток, печать фотографий на холсте, кружках, футболках, художественную фотосъемку. «Теперь заработок идет со всего сразу, в этом и сложность, – считает Николай Михалев, директор сети фотосалонов «Фото отель». – Нужно держать специалистов общего профиля, которые умеют все. Сейчас нельзя зарабатывать на чем-то одном – вылетишь в трубу. Пожалуй, единственное направление, которое может индивидуально существовать в крупных городах, – это багетные мастерские».

Николай Дмитриев, глава российского подразделения Konica Minolta Business Solutions, также говорит отяжелом состоянии фотобизнеса в России. «В нашей стране пропала культура печатных фотографий исемейных альбомов. Посмотрите на американцев – в их домах и офисах висят прекрасные, профессионально выполненные студийные фотографии. Они считают своим долгом раз в год пойти и сделать фотографию всей своей семьи. Унас не любят фотографироваться инет фотографов, которые умеют работать собычными клиентами, а не фотомоделями иделать хорошие фото»,– заявил Дмитриев в интервью журналу «Полиграфия». С тем, что фотопечать в России сегодня действительно не так популярна, как раньше, согласны многие, однако говорить опотере культуры фотографии рано. «Судите сами, только что поступил заказ на 3000фотографий, вчера – на 700. Тяга людей кпрекрасному неистребима. Человеку свойственно тактильное восприятие, ему хочется все потрогать, – считают в фотосалоне «Гранит». – Конечно, с1999г. спрос упал в разы. Где-то до 2005 г., когда еще была в ходу пленка, мы печатали в сутки порядка 5000фото формата 10х15, сейчас гораздо меньше. Тем не менее молодежь понемножку снова начинает печатать. Хотя и не в тех объемах, что раньше». По мнению Николая Михалева, с 2000 г. спрос всфере фотопечати уменьшился втри раза.

В борьбе с принтерами

Одной из причин, повлиявшей на падение спроса, стало широкое распространение принтеров. «Лет пять назад, когда принтеры начали активно рекламировать, народ сразу побежал их покупать,– вспоминает Николай Михалев.– Волна клиентов отхлынула от фотоателье. Нос каждым годом цена на бумагу и картриджи росла, икогда людям пришлось покупать все это повторно, они решили, что лучше просто пойти в салон инапечатать фотографии. Но маховик отказа от услуг печати уже был запущен, поэтому, пока каждый на своем личном опытеэто не пройдет, обратно вателье он не вернется. Следующим фактором стало распространение компьютеров, фотографии стали сбрасывать на жесткий диск, в «облака», но тут началась новая эпопея: компьютер ломается, диск летит, илюди сноваприходят вателье, но все это опять-таки требует времени».

Переживать временные трудности фотосалоны пытаются по-разному: одни полностью отказываются от недешевой традиционной мокрой печати, переходя на полиграфическую, а другие стремятся их совместить. «В 2006–2007гг. мы приобретали оборудование ипринимали решение, на что делать ставку: на химический процесс или полиграфию, – вспоминает Николай Михалев. – Ездили в Konica Minolta и смотрели машины. Отпечаток был нормальный, но мы все же решили купить фотолабораторию для химического процесса. Тогда это было актуальнее. Сейчас ситуация кардинально меняется».

Пока у традиционной мокрой печати растет лишь цена на материалы, у полиграфической продукции с каждым годом повышается качество. «По сравнению с2006 г. качество полиграфии значительно улучшилось, и, думаю, так будет продолжаться, – полагает Николай Михалев. Однако ставить крест натрадиционной печати он не спешит: «Пока мы остаемся на химическом процессе. Спрос есть ина мокрую печать, ина полиграфическую. Вопрос лишь вцене. Фотокниги премиум-класса небольшого формата, свадебные, например, мы печатаем мокрым способом, а школьную тематику, которую обычно хотят дешевле, – полиграфическим. Еще многое зависит от того, как преподнести продукт. Да, вполиграфическом – страниц больше ицена меньше, но качество же хуже. Дешево можно продать всегда. А вотпродать дорого может не каждый».

Пока лучший вариант «Фото отель» видит в совместной работе всех ресурсов фотобизнеса: «Сегодня фотоиндустрия – это общая, совокупная масса всего сразу. Мысмотрим вперед, отслеживаем конкурентов и ценовой диапазон, поэтому приобрели полиграфическую машину. Если взять фотокниги, то надо понимать, что обложку, особенно крупного формата, химическим способом не напечатаешь, формат не позволит сделать это. Тутна помощь приходит машина. Но в будущем, скорее всего, химический процесс останется лишь насугубо профессиональном уровне»,– подводит итог Николай Михалев.

«Сейчас рынок фотографии падает, так как многие хранят снимки в компьютере, – отмечает Николай Жданов. – Но при этом растет рынок фотокниг, и здесь мы равняемся на Запад, где принято из лучших фотографий делать фотоистории в виде книги. Вот этот сегмент на данный момент показывает лучшую динамику. За последнее время здесь стало многоигроков, расширился ассортимент продукции. Основные игроки рынка – это «Нетпринт», «Фотопроект», «Мультифото» со своими точками выдачи и приема. Ноосновные заказы сейчас идут через Интернет».

Фотомодернизация

Одно из условий прибыльности фотоателье сегодня – постоянное обновление перечня услуг. «Фотография, думаю, будет жить еще достаточно долго, но приходится постоянно что-то менять, подстраиваться. Konica и фотопринтеры тоже не вечные. Ктому же, фотобизнес остается сезонным: пик спроса приходится на лето, первые месяцы осени идекабрь. Вмежсезонье фотография умирает, выжить можно фактически только за счет полиграфии», – объясняют в фотоателье «Гранит».

Пойти своим нестандартным путем и абстрагироваться от современных тенденций решило выездное ателье классической фотографии «Шипр». Его сооснователи Анастасия Сухомлинова и Георгий Кеймах решили напомнить людям, что когда-то фотография была не секундным делом ради развлечения, анастоящим ритуалом, позволяющим запечатлеть самые важные события жизни. Выделяет салон из ряда прочих то, что съемка происходит на деревянную камеру образца 1930 г., а проявка осуществляется вмобильной фотолаборатории производства 1940-х. История фотоателье началась с покупки редкого фотоаппарата Polaroid 1967г. за 3000руб. и старинной деревянной крупноформатной камеры за 14000руб. «Всего за первые несколько месяцев мы потратили на технику порядка 30000руб. Деньги на покупку следующего оборудования мы уже заработали на съемках»,– рассказали основатели «Шипра» в интервью The Village. Постепенно количество заказов росло. Сегодня в арсенале ателье четыре полных комплекта оборудования (камера, штатив, осветительные приборы, оборудование для моментальной проявки, костюмы, столы), позволяющих организовать работу нескольких фотозон сразу иизбежать очередей на мероприятии. Минимальная стоимость часа работы и 30фотографий– 30 000руб. Средний чек– 60000 руб. Около 95% дохода, по словам Георгия Кеймаха, дают корпоративы и свадьбы сбюджетом 5–6 млн руб.: «Студийная съемка восновном рассчитана на креативный класс, людей в возрасте 25–45лет. Нов целом аудитория разная, главное, что объединяет наших клиентов– никто не приходит случайно». Сейчас «Шипр» готовит к запуску собственную фотостудию, которая откроется в конце января – начале февраля. «Студия – история, имеющая мало отношения к деньгам, это, скорее, офис, место для проведения встреч, отдыха и занятий портретными съемками, но опять-таки это не основная прибыль», рассказывает Георгий Кеймах. Переходить кформату невыездного фотоателье, о чем когда-то думали основатели «Шипра», он сейчас считает нецелесообразным, по крайней мере в России: «Это никак не связано с российской реальностью, это связано с моими личными вкусами». Возможно, когда-нибудь вывеску фотоателье моментальной съемки«Шипр» можно будет увидеть в Нью-Йорке, где, по мнению Анастасии и Георгия, фотография считается действительно престижным делом, за которое люди готовы платить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *