Родителем корпоративной этики считается американец Г.Форд, который сочинил концепцию частной корпорации. Легендарный предприниматель считал, что работник, чувствующий себя хозяином на предприятии, будет высокопроизводительным сотрудником. Данная теория Г.Форда и стала прародительницей первой западной корпоративной этики.

Корпоративная этика – это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и ценности, традиции, уровень, взаимоотношений между руководителями среднего звена – менеджерами и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами.

Вам это ничего не напоминает?

Если прочитать любой из кодексов о корпоративной этике крупных западных предприятий, отыщите до боли знакомые нормы. Кажется, разрабатывая подобные документы, авторы заглядывали в текст нашего Кодекса строителя коммунизма: «Преданность коммунистическим идеалам, любовь к социалистической Отчизне и уважение к странам социализма».

Крупные предприятия в целях соблюдения собственной целостности, защиты своих интересов и осуществления всестороннего контроля над своим персоналом, разрабатывают и принимают «Кодекс корпоративного поведения», «Хартия деловой и корпоративной этики» (чем западнее звучит, тем лучше) и др.

Но все же нормы корпоративной этики у нас не приживутся. Первая причина, нам сложно привыкать к зарубежной корпоративной этике. А другая причина, корпоративная этика в наших реалиях приобретает облик дракона, который заранее уверен, что мы по природе своей ленивы и охотники загребать чужое.

Все эти нормы поведения представляют собой некую форму порабощения сотрудников путем навязывания им системы ценностей, правил поведения и общения, которые состоят из разрешения, запретов и обязанностей, т.е. человек, нанимаясь на работу, берет на себя ряд обязательств, ущемляющие его права, а взамен фирма обязуется его щедро вознаграждать. Словом, «Прощай свобода!» и «Привет благосостояние!».

Но готовы ли мы к цивилизованному рабскому труду, где нельзя проявить инициативу или индивидуальность? Работать по чужой программе или установленному шаблону?

Если нет, то тогда у Вас две пути. Первый, Вы остаетесь в корпорации и имитируете работу: «День прошел, Слава Богу!» Второй, Вы постараетесь найти другую работу, где царствует антикорпоративная этика.

Что же это такое? Антикорпоративная этика?!

Антикорпоративная этика – это все то же, что и корпоративная этика, но только наоборот.

Не подумайте, сторонники антикорпоративной этики вовсе не призывают мужчин надевать на работу белые носки, а девушек сильно краситься, Вам необязательно быть хамом, иметь неопрятный деловой вид.

Это неформальное отношение к работе, готовность отдавать время и силы для производства общественно-полезного продукта, ориентация на результат, творческая инициатива, справедливое отношения к участникам трудового процесса.

Нормы антикорпоративной этики должны регулировать деятельность работников не столько на основе приказов и компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремления работников.

Антикорпоративная этика должна основываться на повышении личной значимости работника в деятельности предприятия и обеспечивать равную ответственность всех сотрудников независимо от статуса. Нормы антикорпоративной этики должны устанавливать правила поведения работников, при соблюдении которых любой сотрудник не будет чувствовать ограничения свободы, творческого подхода к заданию и инициативы. Словом не будет ощущать себя «винтиком». Даже если сотрудник будет отождествлять себя с «винтиком», он будет уверен, что без этой детали может развалиться вся конструкция.

Пожалуй, антикорпоративная этика тот же дракон, но выживет он за счет многочисленности вновь вырастающих голов.

Приверженцами антикорпоративной этики могут быть также и герои-индивидуалисты, которые пытаются утвердиться и достичь успехов в нашем глобализирующемся мире в одиночку. Если немного дополнить поговорку, получается что «маленькое дело лучше большого корпоративного безделья». Об этом, пожалуй, мы поговорим в другой статье. Не будем складывать все апельсины в одну тележку.

Русский народ самый творческий в мире, и с художественным воображением у него все в порядке. Сочинение анекдотов и баек давно перешло в разряд народного ремесла. Не долго пришлось ждать анекдотов про корпоративную этику:

Разгар рабочего дня в крупной страховой компании. Кабинка туалета. В самый неподходящий момент (когда нормальные люди думают не о работе, а о смысле жизни) звонит мобильный. Звонит клиент! Корпоративный! Очень важный! И звонок отбить нельзя!!! Сотрудник мужественно отвечает и 4-5 минут идет деловая беседа. Наконец переговоры заканчиваются, Слава Богу! Отключается…

Из соседней кабинки раздается: «Ну что, воду уже можно спускать?»

Корпоративная этика. Поклоны и занавес…

Возможно, в темных закоулках Рунета уже и гуляют анекдоты и про антикорпоративную этику.

Шохида Нурматова shohida65@rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *