Всего 13 дней действовало ограничение лицензии крупнейшего в стране страховщика автогражданской ответственности «Росгосстраха» (РГС), но эти дни кардинально изменили страховой рынок.

Одной точной и беспрецедентной мерой Центральному банку удалось добиться того, чего он безуспешно пытался достичь в предыдущем году повышениями тарифов, а именно разворота страховых компаний лицом к клиентам. Эффект был колоссальный: сейчас страховщики боятся даже говорить о прецеденте РГС и в ответ на любые вопросы читают мантру о том, что теперь будут работать с людьми по-другому.

Много шума

26 мая, уже после окончания рабочего дня, Центробанк сообщил об ограничении лицензии по ОСАГО для «Росгосстраха», который занимает 35% рынка страхования автогражданской ответственности. Внезапное решение Банка России, никогда прежде к подобной мере не прибегавшего, произвело эффект разорвавшейся бомбы. «Росгосстрах» выразил недоумение по поводу случившегося. Надежду на скорое восстановление лицензии высказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, и вот уже 8июня Банк России сообщил о снятии ограничений на бизнес РГС. Витоге «блокада» одного из крупнейших в стране страховщиков не продлилась и двух недель.

Формальная причина гнева ЦБ – систематическое нежелание РГС играть по правилам. «Данное решение принято в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности, применения коэффициента бонус-малус при расчете страховой премии по ОСАГО» – объяснял ЦБ свое решение в релизе от 26 мая. Исходя из слов регулятора, лицензия страховщику была ограничена из-за упорного игнорирования компанией скидок при продаже полисов для опытных водителей, не попадавших в аварии (бонус-малус в переводе с латыни «хороший-плохой»). Кроме того, неприемлемыми в ЦБ посчитали практикуемые «Росгосстрахом» необоснованные отказы в заключении договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, что носило массовый характер.

Недовольство населения в «Росгосстрахе» считают неотвратимым злом: за прошлый год компания продала 18млн полисов ОСАГО, а «при таком количестве клиентов неизбежны недоразумения на местах и соответственно жалобы в ЦБ».

По данным ЦБ РФ, менее чем за два месяца (с 1 апреля по 25 мая) в Банк России поступило свыше 2300 жалоб граждан на действия РГС, а с начала года регулятор выдал страховщику 385официальных предписаний и вынес 78постановлений о привлечении к административной ответственности.

Данные ЦБ подтверждаются и наблюдениями другого ведомства– Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, структура под руководством Игоря Артемьева регулярно штрафовала компанию на сотни тысяч рублей за навязывание услуг при заключении договоров ОСАГО и навязывание договоров технического осмотра. Кроме того, граждане жаловались в ФАС на то, что РГС отсылал клиентов за выплатой возмещений в удаленные населенные пункты. Так, в Пермском крае «Росгосстрах» отправлял пострадавших в город Лысьва, расположенный в 159км от Перми. В Удмуртии клиенты других страховых компаний для принятия заявления на выплату по ОСАГО после ДТП по вине клиентов «Росгосстраха» обязаны были ехать в поселок Кез, находящийся в 172 км от Ижевска. Кроме того, по данным жалоб, поступивших в ФАС, граждане, пришедшие в РГС, чтобы купить ОСАГО за 3000 руб., в итоге получали дополнительные услуги еще на 5000 руб.

Для «Росгосстраха» такой шаг регулятора стал очень болезненным, поскольку бизнес по ОСАГО является для компании ключевым. Согласно отчетности РГС по международным стандартам за 2014 г., ему удалось собрать в прошлом году 54,065 млрд руб. страховых премий по ОСАГО (брутто), или 38% от всего объема собранных за год премий (142,96 млрд руб.). Другие виды страхования принесли компании значительно меньше: каско дало только 29,2 млрд руб., страхование имущества– 26,9 млрд руб. При этом РГС в прошлом году, несмотря на сложную ситуацию на рынке, умудрился нарастить собираемость премий на 50%– в 2013г. компания собрала лишь 36,132млрд руб. премий по ОСАГО.

РГС из года в год наращивает свою долю на рынке ОСАГО и имеет комбинированный коэффициент убыточности на уровне всего 88% при среднем по рынку около 100% (данные «Эксперт РА»). По мнению участников рынка, такая эффективность достигается именно за счет кросс-продаж и навязывания дополнительных услуг.

Отчаянный шаг

Рынок ОСАГО в последние годы переживает сложный внутренний кризис. Страховщики недовольны убытками, граждане – небольшой суммой возмещения, власти– жалобами населения, ЦБ – многочисленными нарушениями со стороны страховщиков.

Ситуация с ОСАГО – это в чем-то порочный круг. Тарифы для участников этого рынка устанавливаются Банком России, и он не спешит поднимать их, помня о высокой социальной значимости ОСАГО. При этом сумма возмещений с октября прошлого года выросла со 120 000 до 400 000 руб., тогда как тарифы поднялись только на 25–30%. Витоге страховщики жалуются на убытки. Особенно тяжелой ситуация стала в конце прошлого года, когда 40-процентная девальвация рубля сделала крайне дорогой закупку импортных запчастей и соответственно резко повысила издержки страховых компаний. В итоге на рынке стали происходить ожидаемые вещи: страховщики начали всячески увиливать от продажи полисов, жалуясь, например, на отсутствие бланков, а также отсылать клиентов получать выплаты за тридевять земель.

Даже второе за год повышение тарифов (с 12 апреля на 40%) ситуацию не спасло. Напомним, страховые компании просили регулятора о повышении тарифов на 60%. По их подсчетам, именно такая корректировка тарифов помогла бы стабилизировать ситуацию в отрасли. Цифра в 60% Банк России не устроила. «Мы не собираемся учитывать все пожелания страховщиков, но тем не менее 30-процентный порог придется превысить», – заявлял перед апрельским компромиссным повышением на 40% зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Между тем Верховный суд постановил, что ОСАГО предусматривает не только возмещение причиненного ущерба, но и выплаты за утрату товарной стоимости транспортного средства. Страховые компании обязаны возмещать убытки от повреждения груза и вреда, нанесенного автомобилем имуществу, например, недвижимости или ограждениям. Кроме того, суд также обязал страховщиков возмещать ущерб, нанесенный транспортному средству не только на дороге, но и во дворах, на стоянках и заправках.

Все это многих страховщиков провоцирует на те методы, которые применял «Росгосстрах». «Безусловно, повышение тарифов способствовало бы стабилизации ситуации на рынке, особенно в отдельных регионах, где до сих пор наблюдается неблагоприятная ситуация с убыточностью по ОСАГО. Но, помимо этого, сами страховые компании должны работать над повышением уровня сервиса, предоставляемого клиентам», – говорит управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

В свою очередь президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс считает, что только тарифами ситуацию изменить уже невозможно. «Очень важно по-новому перестроить рынок, он нуждается в целом в «перезагрузке» – необходимо менять подходы к порядку возмещения ущерба, порядку урегулирования споров, принятию судебных решений. Важно создание института омбудсмена, применение единой методики расчета ущерба, рассмотрение возможности расширения лимита покрытия по ОСАГО», – пояснил он. В ближайшее время РСА планирует пересмотреть подход ктому, как осуществляется информирование автовладельцев об их правах: так, необходимо, чтобы при продаже полисов ОСАГО граждане были уведомлены о праве заключения договора ОСАГО вдень обращения при наличии у страхователя всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг, о праве на скидки за безаварийную езду (применение коэффициента бонус-малус), а также о праве осуществлять аудио- и видеозапись процесса заключения договора ОСАГО.

Показательная порка

Вообще страховщики неохотно комментируют ситуацию вокруг «Росгосстраха», опасаясь своими заявлениями разозлить Центробанк. «Ко» отправил крупнейшим участникам рынка десять официальных запросов, а ответы были получены только от одного, еще один страховщик согласился прокомментировать ситуацию вокруг ОСАГО «вобщем», не упоминая «Росгосстраха» и действий ЦБ в отношении него. Все это говорит о том, что акция устрашения от регулятора удалась.

Руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров сообщил «Ко», что после инцидента с РГС его компания «еще больше усилила контроль за качеством оказываемых услуг». В свою очередь Игорь Юргенс выразил надежду, что «урок усвоен и подобных мер больше не потребуется».

Представители регулятора всячески подчеркивали, что ограничение лицензии РГС – мера в назидание остальным. «Я считаю, что компании слышат то, что говорит и делает регулятор, и не будут дожидаться подобных мер в свой адрес… Дисциплина во всей отрасли поднимется не только в области продажи, но и с точки зрения выплат и снижения издержек физических лиц при потреблении этой услуги в целом»,– так прокомментировал действия ЦБ на следующий день после ограничения действия лицензии первый зампред ЦБ Сергей Швецов. В свою очередь Владимир Чистюхин добавил, что действия регулятора в отношении РГС последовали только в ответ «как нам показалось, на недопонимание нашей позиции», то есть когда прочие методы надзора были исчерпаны. При этом Владимир Чистюхин пригрозил остальным страховщикам, отметив, что есть «достаточно серьезные претензии со стороны потребителей по многим крупным компаниям, которые действуют на рынке ОСАГО». Ихотя в конце своего комментария он подчеркнул, что ни о какой «зачистке» страхового рынка по аналогии с банковским речи не идет, участники рынка серьезно обеспокоились происходящим. Отметим, что в РФ около 350страховых компаний против 800 банков, при этом емкость всего страхового рынка составляет всего 1 трлн руб. при 15-триллионном кредитном портфеле одного только Сбербанка.

В Минфине не стали официально комментировать действия ЦБ. «Непосредственно это действие я комментировать не буду», – заявил курирующий страховой рынок замминистра финансов Алексей Моисеев. При этом он намекнул, что власти ожидали значительного улучшения ситуации в ОСАГО после апрельского повышения тарифов, чего не случилось, а потому у ЦБ фактически не осталось других методов, кроме очень отчаянных. «Несмотря на принятые нормы, у нас, к сожалению, периодически проходила информация о том, что продолжалось навязывание продуктов», – констатировал Алексей Моисеев.

Прямо «показательной поркой» назвал произошедшее глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. «Было действительно много жалоб на действия этой страховой компании, которая не выполняет своих обязательств, являясь аккредитованной компанией. Просто ЦБ взял крупную компанию, чтобы показать, что неприкасаемых на рынке нет: злоупотребляете – будете наказаны. Думаю, это такая показательная порка, превентивная мера, сигнал всем остальным, что все без исключения должны соблюдать законы и нормативы», – заявил он.

Регулятору понадобилось всего две недели обсуждений с «Росгосстрахом», чтобы восстановить действие лицензии. «Сказать, что за эти почти две недели как-то сильно изменилась ситуация в сегменте ОСАГО, нельзя. Для развертывания продаж на такую значительную часть рынка даже очень мобильной компании необходим период от одного месяца», – говорит Денис Макаров.

В итоге ситуация была разрешена довольно просто: «Росгосстрах» направил в ЦБ предложения по нормализации своей работы (новую редакцию правил продаж), и уже через несколькодней регулятор восстановил его лицензию.

Такого быстрого решения проблемы не ожидали даже в «Росгосстрахе»– там, похоже, готовились к долгой «осаде» и планировали пути обхода ограничения. Так, гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров быстро нашел простой выход из ситуации – компания может обойти ограничение ЦБ, продавая полисы через головную компанию– ОАО «Росгосстрах», поскольку ЦБ наложил ограничения лишь на «дочку». Согласно данным системы «СПАРК», обе компании входят вподконтрольный Сергею Хачатурову холдинг «РГС», который также аффилирован с «Росгосстрах банком», «РГС-Жизнь» и региональными дочернимиобществами. Юридически препятствий для продажи полисов ОСАГО через другую структуру холдинга не существует.

Вместе с тем, представители бизнес-организаций приветствовали столь скорое возвращение лицензии «Росгосстраху». «То, что прошло всего две недели… это вполне нормально, они приняли срочные меры», – уверен бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Опасность в регионах

Главная причина оперативного решения проблемы и относительной уступчивости Центробанка, который вернул лицензию, лишь взглянув на новый корпоративный устав продаж, заключается в важной социальной роли РГС в регионах. Если московский рынок, насыщенный продавцами ОСАГО на любой вкус, легко мог прожить вообще без «Росгосстраха», то в ряде регионов и населенных пунктов РГС нередко является единственным поставщиком таких услуг.

Наиболее вероятный сценарий развития событий в случае лишения компании лицензии на более длительный срок – это повышение стоимости полиса ОСАГО. Если «Росгосстрах» при апрельском увеличении тарифов поднял стоимость полиса по нижней границе, то есть на 40%, то многие другие страховщики подняли на 60%. С понижением конкуренции стоимость услуг для конечного потребителя всегда неизбежно вырастает. Хотя и за две недели проблемы в регионах были: например, в четырех отдаленных районах Камчатки, где полисы продавал только РГС. Как сообщало «ИТАР-ТАСС», услуга по оформлению полисов ОСАГО стала недоступна жителям Быстринского, Мильковского, Усть-Камчатского и Усть-Большерецкого районов. Всем им пришлось бы ехать за сотни километров в Петропавловск-Камчатский, где присутствуют другие страховые компании.

Ограничение лицензии такого крупного игрока могло сыграть на руку конкурентам «Росгосстраха». Некоторые страховщики сразу после решения ЦБ заявили, что готовы заменить «Росгосстрах» и продавать больше полисов выпадающим клиентам. Например, генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков не исключил передела страхового рынка в случае, если приостановка лицензии РГС продлится полгода. В свою очередь директор ростовского филиала «Согаз» Юрий Усов заметил, что ситуация с РГС может привести к сложностям только в первое время, авбудущем ниша, которую занимал «Рогосстрах», будет заполнена другими участниками рынка. Присоединился к мнению конкурентов «Росгосстраха» и глава комитета Госдумы по финансовому рынку Николай Гончар. По его словам, если люди пойдут в другие компании, то «крики радости и счастья в других компаниях будут круглые сутки».

В итоге именно нежелание регулятора дестабилизировать ситуацию в регионах и готовность самого «Росгосстраха» как можно скорее удовлетворить все требования Банка России превратили потенциально очень тяжелый прецедент в случай быстрого и своевременного регулирования. Принес ли шаг ЦБ плоды, можно будет судить только к осени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *