В прошлом году из РФ утекло свыше $150 млрд, что стало рекордом. ВIквартале 2015 г. отток капитала замедлился до $32,6 млрд, и это позволило Центробанку и экономическим ведомствам расслабиться и забыть о кошмаре декабря 2014 г., когда инвесторы и резиденты стремительно выходили из рубля.

Но сегодня проблема никуда не исчезла: по прогнозу ЦБ, из РФ «убегут» $110 млрд, что по-прежнему угрожает финансовой стабильности. При этом в мире есть множество примеров успешного контроля движения капитала, которые могли бы сработать и в России.

Мертвой хваткой

Свободное движение капитала является одной из основных «мантр» российского Центробанка, и ее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина твердила даже на пике кризиса, в декабре прошлого года. Рубль тогда за считанные недели обвалился с 50 до 70 руб. за доллар, породив набеги населения на обменники и панику среди компаний, имеющих кредиты в валюте. Глядя на творящийся в российской экономике хаос, сопровождающийся резким спадом ВВП и промпроизводства, инвесторы поспешили забрать из страны свои деньги. В итоге отток капитала в IVквартале 2014 г. был рекордным – $73 млрд, что более чем в четыре раза превосходит аналогичный показатель 2013 г. В текущем году ЦБ РФ тоже прогнозирует колоссальный отток капитала и не собирается ему противодействовать.

В похожую ситуацию в 1997–1998 гг. попали страны Юго-Восточной Азии, платежные балансы которых серьезно пострадали из-за действий финансовых спекулянтов: сначала они ажиотажно инвестировали в эти государства, затем резко выводили капиталы, а потом скупали активы по минимальным ценам, когда нацвалюты были крайне недооцененными. В итоге международные спекулянты имели сверхприбыли, а экономики стран ЮВА были разрушены. Именно спекулянтов назвали основными виновниками обвала рубля Эльвира Набиуллина и глава Минфина Антон Силуанов. Правда, среди наших «спекулянтов», помимо зарубежных инвесторов, быстро выводящих капиталы из РФ, числились прежде всего российские граждане и банки. Первые скупали валюту, что отражается в платежном балансе как отток капитала, вторые пополняли валютные балансы в интересах своих клиентов. Разумеется, курсовая разница при предсказуемом движении рубля вниз делала игру на валютном рынке выгодной и для самих банков, однако по итогам отчетности за IV квартал прошлого года крупнейшие кредитные организации от таких операций не разбогатели.

В подобных условиях панику среди инвесторов усилили два публичных события: заявление помощника президента Сергея Глазьева о необходимостивведения валютного контроля в качестве антикризисной меры и публикация Bloomberg о якобы имевших место в ЦБ РФ обсуждениях ограничений на трансграничное движение капитала. Позже регулятор категорически опроверг проведение подобных обсуждений. Тогда пресс-служба даже экстренно выпустила релиз со следующими словами: «В связи с появившимися вряде СМИ сообщениями Банк Россииинформирует, что не рассматривает введение каких-либо ограничений на трансграничное движение капитала».

Сергей Глазьев, похоже, готов поспорить с позицией Банка России. «Если мы хотим успешно и устойчиво развиваться, нам надо переходить на внутренние источники кредита. Самим создавать механизм кредитования экономики. Для этого нужно перекрыть отток капитала, защитить нашу финансовую систему от спекулятивных атак из-за рубежа. Ввести контроль за трансграничным движением капитала и валютными операциями. Без этого мы не сможем перейти на внутренние источники кредита и будем обречены на поражение в финансовой войне»,– полемизирует он с ЦБ. Позицию Глазьева большинство экономистов считает маргинальной. По их мнению, контроль за движением капитала в любой форме – это варварство, идущее вразрез с распространенной мировой практикой и курсом на либерализацию экономики.

Сторонники же Сергея Глазьева говорят о том, что жесткое цепляние за рекомендацию Международного валютного фонда (МВФ) о свободном движении капитала выгодно, скорее, иностранным инвесторам, а не российской экономике. В конце 1980-х Международный валютный фонд и Всемирный банк приняли так называемый Вашингтонский консенсус, который рекомендован странам для борьбы с кризисными явлениями в экономике. Консенсус состоит из десяти пунктов, и три из них предусматривают свободный обменный курс национальной валюты, снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций и дерегулирование экономики. Другими словами, МВФ рекомендует не устанавливать вручную курс валют и контролировать движение капитала.

Предполагается, что рынок сам должен формировать стоимость нацвалют и не препятствовать входу и выходу зарубежных инвестиций. Во многих случаях это работает на благо страны, только если инвесторы не начнут спекулировать против экономики государства, в которое вкладывают средства.

Именно это и произошло в конце 1990-х со странами Юго-Восточной Азии. Последние четко следовали рекомендациям МВФ, распродавая свои резервы, чтобы удержать нацвалюту. Но вскоре они поняли, что резервы быстро кончатся, а спекулянты никуда не денутся. И тогда главе Малайзии Махатхиру бин Мохамаду пришла в голову мысль ввести ограничение на валютные операции, связанные с трансграничным перемещением капитала. Пойти против МВФ тогда было почти самоубийством: международные программы финансовой помощи одобрялись только при точном следовании рекомендациям фонда. Если страна не выполняет условия МВФ, то лишается кредитов, а значит, в кризис помощи ждать неоткуда.

Но власти Малайзии тогда поверили своему экономическому чутью и не прогадали. Они запретили выводить из страны средства, которые провели в Малайзии меньше года. Вторым шагом стала фиксация курса ринггита к доллару, третьим – деофшоризация. За три года действия антикризисных мер Малайзия значительно улучшила платежный баланс и снизила отток капитала. В 2002 г. страна отменила экстренные меры. Сейчас она имеет достаточно резервов и превосходит страны-конкуренты по стабильности платежного баланса. Кроме того, Малайзия является одним из мировых исламских финансовых центров, привлекая множество инвесторов.

Инвесторы плохие и хорошие

Позже успех Малайзии повторили в Чили, Южной Корее, на Кипре и в ряде других развивающихся стран. В основе такого подхода лежит понимание, что всех инвесторов-нерезидентов можно поделить на «хороших» и «плохих». Первые приходят всерьез и надолго и не спешат выводить деньги при краткосрочных проблемах в экономике. Вторые – обычные спекулянты, потерять которых не только не жалко, но и полезно.

За годы «кудринской» экономики Россия активно привлекала инвесторов обоих видов, причем в последнее время благодаря усилиям по улучшению условий ведения бизнеса и привлечению качественных инвестиций «хороших» инвесторов стало довольно много. Среди них, например, норвежский суверенный пенсионный фонд и такие инвестгиганты, как BlackRock, Vanguard и Oppenheimer. Когда в России забушевал кризис, спровоцированный обвалом нефтяных цен и санкциями, инвесторы повели себя по-разному. Норвежский пенсионный фонд заявил о том, что сохраняет долгосрочные взгляды на РФ и уходить не собирается. Крупный фонд East Capital и вовсе решил купить побольше российских акций, пока они подешевели. При этом «плохие» инвесторы, испугавшись девальвации рубля и санкций, действительно начали покидать РФ, усилив отток капитала из страны. Среди «убежавших» – небольшие инвестфонды, ориентирующиеся на рискованные и агрессивные инвестстратегии, но были среди «бегунов» также относительно крупные фонды – OPIC и IFC. Согласно данным Emerging Portfolio Fund Research, в прошлом году, в период острой фазы в экономике, фонды, инвестирующие в РФ, фиксировали по $100–150 млн в неделю.

Арсенал для борьбы с «плохими» инвесторами в мире накоплен внушительный, что даже вынуждает МВФ периодически обобщать глобальный опыт. Последний доклад фонда «Управление потоками капитала: какие инструменты использовать?», представленный в апреле на ежегодной сессии организации в Вашингтоне, имеется в распоряжении «Ко». В нем МВФ фактически делит меры по контролю за движением капитала на два больших блока: макро и микро. К микромерам контроля МВФ относит будущие резервы под ожидаемые потери, специальные требования к инвестициям в специфические отрасли (прежде всего недвижимость), введение соотношения заемного капитала и собственного капитала инвесткомпании, требование чистого стабильного фондирования идр. Среди популярных макромер – варьирующиеся требования по резервам, контрциклические буферы капитала (предъявление более высоких требований по достаточности капитала), спецналоги.

Россия сейчас находится не в том положении, чтобы выбирать между инвесторами, которых из-за санкций осталось немного. «Иностранные инвесторы приходят на любой рынок с простой, прозаичной целью – заработать денег. Одно из условий притока иностранных инвестиций – уверенность инвестора в том, что он может в любой момент времени выводить заработанную прибыль или основной капитал, продав свой бизнес или часть в нем. Любые меры, ограничивающие вывод капитала, мгновенно и автоматически отразятся на притоке инвестиций в страну», – поясняет Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари». При этом эксперт признает, что меры по ограничению оттока могут быть эффективны в отношении тех инвесторов, которые уже в России.

В свою очередь исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов считает, что момент для ввода ограничений на движение капитала уже упущен: из российской экономики уже выведено большое количество денежных средств и защищать теперь практически нечего.

Из-за санкций в РФ боятся вкладываться даже Китай и Индия. Поданным из доклада Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в прошлом году прямые иностранные инвестиции в РФ упали на 70%, до $19 млрд. UNCTAD считает перспективы роста объемов прямых иностранных вложений в 2015 г. «неясными». Из-за санкций и геополитической напряженности от инвестиций в РФ отказался даже традиционный партнер– ЕБРР, заморозивший все проекты.

Контроль капитала охватывает огромное количество мер и намного превосходит примитивный запрет на вывоз денег из страны или ограничение по обмену валют для населения. Например, Белоруссия не так давно вводила 30-процентный налог на покупку валюты населением, а Кипр совсем недавно запрещал снимать в банках более 300 евро в сутки. Все это является жесткими мерами ограничения движения капитала. При этом есть и мягкие случаи. Например, требование к нерезидентам по созданию больших резервов по сравнению с резидентами МВФ причисляет к мерам по контролю капитала. При этом если регулирование устанавливает требования по резервам, исходя не из резидентства, а из валюты, то это уже мера банковского регулирования, а не контроля капитала. Так, российский ЦБ недавно заставил банки (и собственно российские, и «дочки» зарубежных) создавать 300-процентные резервы по кредитам в валюте. Это контролем капитала не является.

«Лежачий полицейский»

Мировой опыт мог бы предложить России ряд действенных мер по ограничению оттока капитала: малазийских «лежачих полицейских», введение обеспечительных взносов и налогов на обменные операции, не говоря уже о спецрегулировании для нерезидентов и их «дочек».

Технология «лежачих полицейских» очень проста: как только скорость бегства иностранных инвесторов из страны превышает допустимый ЦБ уровень, включаются механизмы защиты, и инвесторы принудительно остаются в стране. Простейший пример такого «полицейского» – срок, который иностранные деньги обязаны пробыть в государстве. Самый распространенный минимум – один год. Близкий метод заключается в том, что иностранный инвестор создает депозит на счете ЦБ, который не будет возвращен в случае вывода всех денег из страны (некомпенсируемые резервные требования, URR). Нечто похожее российский ЦБ сейчас создает для международных платежных систем Visa и MasterCard, обязанных сформировать значительные обеспечительные взносы на счетах регулятора.

Успешно технологии противодействия оттоку применяли Колумбия и Бразилия. В довольно похожем опыте этих двух стран все же есть различия. Сначала Колумбия ввела лишь URR, но в конце концов в обоих государствах контроль вылился в усложнение процедуры вывода из страны полученной в ней прибыли и в налог на владение акциями, чтобы предупредить усиление доли иностранцев на фондовом рынке и конвертацию активов в инструменты с фиксированной доходностью (например, облигации). В частности, Бразилия вводила налог на вложения иностранных инвесторов в акции бразильских компаний, обращающихся на первичном и вторичном рынках. Налог на акции определялся в размере 2%, на облигации– 6%.

Главный риск при попытке повторить этот успех заключается в высокой вероятности получения противоположного результата, предупреждает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. Так, ничего хорошего не получилось у Аргентины. «Обеспечительные тарифы могут принудить инвестора остаться на монополистическом рынке, но не на высококонкурентном. Это может привести только к еще более быстрому бегству инвесторов в другие страны и активы (вряд ли те же Visa и MasterCard сейчас горят желанием привлекать в Россию новые средства)», – предполагает эксперт. По словам Антона Сороко, лучше работать над инвестклиматом, созданием привлекательных возможностей для инвесторов, повышением прозрачности государственного контроля. Это поможет переломить тренд в сторону притока капитала.

«Лежачий полицейский» не приживется в России из-за отсутствия доверия инвесторов к власти, считает партнер группы компаний vvCube Вадим Ткаченко. По его мнению, подобный механизм может быть успешен в странах с благоприятным инвестклиматом, где государство сохраняет определенный уровень доверия граждан и где уход инвестора на время является вынужденой мерой либо возможностью реинвестировать средства в другие, более надежные активы, чтобы потом возвратить капиталы обратно в государство, откуда их вывели. «В таких странах данный механизм работает хорошо, но у нас нет того уровня доверия к власти плюс инвестиционный климат страны совершенно непредсказуем, поэтому у нас такая мера не сработает. Будут выработаны пути обхода, а инвесторы лишь ухудшат свое мнение относительно надежности развития отношений с Россией», – опасается эксперт.

«Любые запретительные или ограничительные меры в РФ приведут только к усилению оттока капитала, ведь для инвесторов это будет означать шаг назад, даже два», – категоричен директор по международным рынкам БКС Алексей Ивин. По его мнению, чтобы капитал не уходил, а приходил в страну, нужно создавать условия для его притока, а не ограничения для оттока.

Чем опасны деньги

Хотя отток капитала и сложно считать полезным процессом, иногда экономику сильнее разрушает неконтролируемый его приток. Особенно это актуально для стран-экспортеров, и для России в том числе.

МВФ в качестве современных кейсов по контролю притока капитала приводит известную практику, ставшую уже классикой. Так, в Южной Корее экономика испытывает сильную зависимость от экспортеров, прежде всего судостроителей, которые ориентируются на довольно предсказуемый цикл в своей отрасли и которым, как и любым экспортерам, выгоден слабый курс своей валюты. После кризиса 2008–2009 гг. корейская вона стала одной из самых быстрорастущих валют мира, и корейские банки решили на этом озолотиться. Банки с сеульским адресом активно участвовали в carry trade (заимствование средств в национальной валюте государства, установившего низкие процентные ставки, конвертация и инвестирование их в национальной валюте государств, установивших высокие процентные ставки), занимали на валютном рынке доллары и инвестировали их в местные активы, рассчитывая на укрепление воны. В итоге рост воны ослабил экспортно ориентированную экономику Кореи ивынудил ЦБ к вмешательству. Корейский регулятор установил потолокдля позиций местных банков на Forex, ужесточил требования к обеспечению краткосрочных сделок и повысил требования к капиталу для местных банков. Эти меры оказались более чем успешными и были взяты на вооружение также Казахстаном и Индонезией.

Одни и те же меры в разных государствах работают по-разному, и конечный результат предсказать невозможно. Одинаковые меры по снижению оттока капитала, введенные в Малайзии и Аргентине, привели к инвестиционному буму в первой стране и полной катастрофе во второй. Чем обернулось бы «вооружение» российского Центробанка южноазиатским опытом по контролю движения капитала, сказать сейчас сложно.

МВФ в последние годы резко изменил отношение к контролю движения капитала. Если раньше такие меры вызывали только осуждение международной организации, то, например, в случае с Исландией в 2008 г. фонд признал, что непопулярные меры позволили пресечь бегство капитала и способствовали нормализации ситуации в стране. Классическим кейсом по успешной борьбе с международными спекулянтами МВФ признал даже неоднозначный малазийский опыт, с которым спорил двадцатилетие назад. В последних рекомендациях МВФ указано, что страна может вводить ограничения на движение капитала, если остальные меры денежно-кредитной политики и поддержания финансовой стабильности не работают, чтобы избежать рисков мощной девальвации нацвалюты и бегства капитала. Пока стабилизация ситуации избавила ЦБ РФ от ответов на неприятные вопросы, но со временем они могут возникнуть вновь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *