Стив Джобс

Я только что преодолел всю марафонскую дистанцию книги о Стиве Джобсе на моем iPad, и я уверен, что сам бы Джобс весьма одобрил, как люди читают его биографию на том устройстве, которое он же помог создать.

По прочтении биографии Джобса я уже не столь уверен в том, что смог бы ему понравиться при личной встрече. И уж точно не с первого раза. Скорее он бы унизил меня как новичка, сказал бы, что я неудачник, и все, что я делаю, ничего не стоит. На следующей встрече он вернул бы мне мои предложения так, как будто именно он их придумал. По всей видимости, таков его управленческий почерк. Наверное, я бы запустил в него стулом. Впрочем, если бы даже до этого дошло, Джобс, скорее всего, заорал, что я мог бы выбрать стул и получше.

Для большинства людей чтение биографий не представляет собой чего-то особенного, в отличие от меня, коли уж существенная часть моего диплома была посвящена поиску правды в биографических текстах. Большая часть мемуаров, автобиографий и биографий, что мне довелось прочесть, делятся на две категории. Либо книга создается для того, чтобы написать потрет героя и представить его самого большим, чем его жизнь, либо автор тратит все внимание на избранные эпизоды, вырезая их из жизненной канвы и оставляя ненужные обрезки на полу «монтажной комнаты» – получается как в кино, но зато множество фактов опускается.

Ни один подход к написанию биографий не кажется мне до конца правдивым. Фактически, почти все биографии, которые я прочел, содержат не больше правды, чем серия «Стар Трека». Все виды биографических текстов имеют вредную привычку к завышенной оценке, либо чрезмерной драматизации событий.

656-страничная книга Уолтера Исааксона не попадает ни в одну из вышеописанных категорий. Возможно, что это самая правдивая биография из всех, что мне попадались. Рассказывая всю правду без прикрас о Стиве Джобсе, книга рассеивает завесу мифов и магии, которые окружают этого человека. Стив Джобс отнюдь не Моисей информационной эры, сошедший с горы Синай с айпадом в каждой руке. Было бы заманчиво изобразить Джобса подобным образом в наскоро выпущенной, чтобы получить кассу, биографии сразу после смерти, но это бы больше напоминало роман, чем настоящую биографию.

Вместо этого Исааксон рисует образ человека тонкой интуиции и исключительной наблюдательности, одержимого желанием оставить на земле свой след. Но также этот человек не лишен серьезных недостатков, некоторые из которых и привели к ранней его смерти. Книга очеловечивает образ этой личности, которая почти целое десятилетие оставалась живой легендой сразу в нескольких сферах деятельности, и дает ценную информацию о том, каким он парнем был, а не только какой иконой он стал.

По прочтении его биографии, я понял, что не важно, насколько гениален был Стив Джобс или насколько серьезно он изменил нашу жизнь, в конце концов, он был таким же человеком, как и мы все. Благодаря мастерству Исааксона читатель сможет, наконец, узнать, кем был человек, а не легенда по имени Стив Джобс.

Репутация Джобса как человека, зацикленного на том, чтобы контролировать все и вся, стала притчей во языцех. Однако он отказался ставить под личный контроль написание книги о себе. Это тем более удивительно, если учесть, как Джобс контролировал все свои главные проекты в жизни – Макинтош, айпод, айфон и айпад появились на свет и стали успешными во многом потому, что Джобс отказывался разделять ответственность за них с кем-либо еще. Джобс объяснил Исааксону, почему он решил к своей биографии отнестись столь нетипичным для себя образом. Отчасти он хотел, чтобы его дети больше узнали о нем, в том числе о недостатках отца. Но также и потому, что только тот, кто будет иметь перед собой все факты о жизни Джобса, напишет именно его, а не чью-то еще, биографию. «Когда я тяжело заболел, я представил себе, что люди обо мне будут писать после смерти – они же ничего обо мне не знают! Они все перепутают. И тогда я захотел убедиться в том, что кто-то точно услышит то, что я хотел сказать».

Книга позволила Джобсу сказать последнее слово во многих дискуссиях. Кое-кто из поклонявшихся его достижениям и ему самому, будут вынуждены мириться с едкими замечаниями Джобса в их адрес. Одни, вроде истории о том, как Джобс угрожал термоядерной войной Андроиду, уже прозвучали. Другие закопаны поглубже в текст, но не менее откровенны и ошеломляющи.

«IBM – это тот же Microsoft, только хуже», — сказал Джобс, вспоминая первые дни компьютерной революции. «Это не силы инновации, это были силы зла. Они были похожи на AT&T или то, чем являются сейчас Microsoft или Google». У меня челюсть упала от таких слов, но другие цитаты, чуть дальше по тексту, еще более вызывающи. Похвалив своего преемника, Тима Кука, Джобс говорит: «Тим, сам по себе, не творческий человек». С учетом того, что во многих других местах в книге Джобс упоминает с нескрываемым презрением людей вроде Билла Гейтса или Джона Скалли, которых он считал озабоченными скорее прибылью, чем качеством продукта, его откровенное мнение о творческих способностях Кука не может не удивлять.

Большая часть биографии Джобса известна фанатам Apple. Главы о том, как рождался Макинтош, знакомы любому, кто читал воспоминания Энди Херцфельда на folklore.org, а если вы регулярно читаете tuaw.com, то не узнаете много нового об айподе, айфоне и айпаде. Старые поклонники Apple смогут разве что освежить память чтением ранних глав об истории основания Apple. Но я подозреваю, что мало кто сможет прочитать книгу целиком и сказать, что не нашел в ней ничего нового и интересного о Джобсе, кроме того, что уже и без того знал.

Если вы открыли книгу о Джобсе заранее его ненавидя, она даст вам массу причин не менять сувою точку зрения. Если, наоборот, для вас Джобс личный герой, здесь рассказана масса историй из его жизни, благодаря которым вы сможете в своем мнении укрепиться. Исааксон не избегает описывать и личные недостатки своего героя, и неприглядные истории из его жизни, некоторые их которых граничат с откровенной подлостью. Короче говоря, Джобс не был пай-мальчиком.

Одна из его бывших подруг прочитала про нарциссическое расстройство личности в справочнике по психическим болезням: «Этот диагноз настолько хорошо подходит и так много объясняет, что я поняла — ждать от него доброты или чтобы он был не таким эгоистичным, все равно, как ждать, когда слепой прозреет». Даже его ближайшие друзья, такие как гуру дизайна Джонатан Ив, отмечали, что Джобс часто и необоснованно проявлял недостаточно сочувствия окружающим. Факт, что так много людей во всем мире сожалели о кончине Джобса — и его друзья, и заклятые конкуренты — говорит о том, насколько сложной и парадоксальной фигурой был Стив Джобс, человек, чья главная цель состояла в том, чтобы подружить людей и технику, но кому самому дружелюбия не хватало категорически.
Исааксон отнюдь не стремится опорочить своего героя (хотя мне любопытно, почему в первой трети книги так часто упоминается то, чем пах Джобс в 70-е). Тем не менее, мне ужасно жаль тех, кто окажется в подчинении начальника, использующего биографию Джобса в качестве руководства по управлению персоналом. Точно так же мне жаль тысячи молодых предпринимателей, которые пытаются подражать поведению Марка Цукерберга, как они видели в фильме «Социальная сеть».

Если чтение биографии Стива Джобса кого-то подталкивает к мысли, что лидерство оправдывает сволочное поведение, то этот кто-то упустил из виду 99% содержания книги. Кто угодно в состоянии ни за что уволить сотрудника, извергать на подчиненных немотивированные вспышки гнева, но скопировать интуицию Джобса, его перфекционизм, целеустремленность и требовательность, удастся, пожалуй что, лишь одному из семи миллиардов.

Книга о Джобсе, по сути, является исследованием жизни одного человека, но она также рассказывает захватывающую историю о том, как создавалась, чуть было не погибла и затем воскресла корпорация Apple. Это также история о том, как родилась, чуть было не умерла и затем пришла к процветанию студия Pixar, полная удивительных деталей, о которых я раньше не читал. Книга прослеживает жизненный путь Джобса начиная с компьютерной революции, рождения Макинтош, «поднятой целины» в NeXT и Pixar, и заканчивая возвращением в Apple и последующим воцарением в мире музыкальной индустрии, сотовых телефонов и ноутбуков. Биография Стива Джобса предлагает вниманию невероятно подробную историю о том, как компьютеры из хобби в 70-х превратились в то, что определяет технический ландшафт нашей повседневности. Стив Джобс не совершил эти революционные изменения в одиночку – и его биография свидетельствует об этом со всей очевидностью – но он всегда находился либо рядом, либо в центре всего, что творилось.

И хотя книга открыто говорит о его недостатках, из нее также явствует, что мы, возможно, жили бы в совсем ином мире, если бы Стив Джобс однажды не решил оставить здесь свой след. Любой, кому небезынтересна история Apple и любой, кто задается вопросом, как мир техники столь существенным образом изменился всего за 35 лет, обязан прочесть эту книгу.

Крис РОУСОН

Walter Isaacson. Steve Jobs. Simon&Schuster (2011)

1 комментарий

  1. История почти всех выдающихся людей противоречива и неоднозначна. Их сложно понять и почти не возможно за ними повторить, на то они и великие. У них есть свои достоинства и свои недостатки, какие-то от природы, а какие-то позаимствованные. Часто так бывает, что для того, что бы развить одну из своих способностей, приходится пожертвовать чем то. В этом нет ничего плохого это нормальное явление в природе, которое носит название эволюция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *