ООО «Стройгазконсалтинг» (СГК), бывшего крупного подрядчика «Газпрома», банкротят сразу три компании. Альфа-банк и ФК «Открытие» судятся с СГК из-за обслуживания кредитов.

В базе данных Арбитражного суда Москвы «Ко» обнаружил множество исков к СГК от различных контрагентов, поданных в конце 2014 г., на общую сумму свыше 2 млрд руб.

Миллер не платит Байсарову

«Стройгазконсалтинг» создан в 1996 г. предпринимателем иорданского происхождения, миллиардером Зиядом Манасиром (состояние $2,8 млрд). До 2014 г. это был второй по величине подрядчик «Газпрома», специализирующийся на обустройстве нефтегазоконденсатных месторождений. Но в 2013 г. заказы стали уходить «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко и «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга. Тимченко и Ротенберг – друзья президента Владимира Путина. Отношения с «Газпромом» у Манасира окончательно испортились после того, как в конце 2013 г. бизнесмен обратился в Комиссию при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и рассказал о том, из-за недофинансирования проектов «Газпрома» СГК как подрядчику пришлось вести работы за счет собственных и заемных средств. Всего было потрачено 150 млрд руб. Понесенные убытки покрыть не удалось. Ситуация не менялась. Говорят, Манасир пожалел об огласке своих отношений с «Газпромом», потому что после этого он не получил ни одного заказа от газовой монополии. Отношения с «Газпромом» испортились настолько, что ООО «СГК» отказалось платить сборы в третейский суд «Газпрома», и «дочка» газовой монополии «Газпром добыча Надым» эти деньги принудительно взыскивала через арбитражный суд.

Летом 2014 г. Манасир продал свою компанию чеченскому предпринимателю Руслану Байсарову (его доля в итоге составила 74,1%). Совладельцами СГК остались топ-менеджеры компании – Михаил Якибчук (7,9%), Роза Прилепа (3,6%) и Алексей Лихачев (14,4%). Контроль в СГК достался Байсарову за $4,8 млрд. Столь крупных сделок Байсаров никогда не совершал, и источник финансирования им не раскрывался. И вот спустя всего полгода после продажи компанию стали банкротить ее многочисленные контрагенты, активно взыскивая долги через суды.

Сколько сегодня «Газпром» должен СГК, партнеры не комментируют. Но, скорее всего, долг невозвратный. Источник, близкий к СГК, знает, что переговоры по долгу идут до сих пор, часть его погашена. Но были и такие ситуации, когда ООО «СГК» вложилось в переброску техники и материалов, а к обустройству месторождения так и не приступило. Так было на Харасавэйском газоконденсатном месторождении на Ямале, замороженном в кризис 2008 г. Задолженность «Газпрома» перед «Стройгазконсалтингом» никогда не достигала 150 млрд рублей, парирует Управление информации ОАО «Газпром»: « На сегодняшний день у «Газпрома» нет просроченной задолженности перед «Стройгазконсалтингом».  Однако, сумму долга перед СГК газовая монополия не раскрывает.

Источник «Ко» в крупной инфраструктурной компании говорит, что конфликт между главой «Газпрома» Алексеем Миллером и Байсаровым дошел до Владимира Путина.

В прошлом году СГК удалось получить госконтракты на 74,8 млрд руб., по данным сервиса «Контур-Фокус»; самый крупный – реконструкция Мурманского морского порта (41,5 млрд руб., до марта 2018 г.). Кроме того, ООО «СГК» выиграло контракт от Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) на прокладку железной дороги от Элегестского угольного месторождения до станции Курагино стоимостью 144,3 млрд руб. Впрочем, ТЭПК контролируется структурами Руслана Байсарова. Через ТЭПК в конце 2013 г. Байсаров получил 30% СГК. Но многочисленные иски к СГК говорят о том, что даже большие госзаказы не гарантируют комфортной жизни.

В прошлом году ООО «СГК» рассчитывало стать участником консорциума по строительству газопровода «Сила Сибири» для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но конкурс на генподрядчика до сих пор так и не состоялся, хотя еще полгода назад был сварен первый стык. Между тем у СГК основной парк техники (всего 14 000 единиц – крупнейший в отрасли) «заточен» на работу на северных территориях.

Выручка СГК за 2013 г., по собственным данным компании, составила 259,7 млрд руб. В 2014 г., по оценкам СГК, она упадет. Точные цифры будут представлены в июне 2015 г.

Кто банкротит СГК

Три компании – ООО «Монтаж-Север», ООО «Система-2» и ООО «Севернефтегазстрой» – добиваются банкротства «Стройгазконсалтинга». В конце декабря прошлого года соответствующие иски были поданы в Арбитражный суд Москвы. ООО «Монтаж-Север» (выручка 108 млн руб.), субподрядчик СГК на сооружении газопровода федерального значения Бованенково – Ухта, строило подъездные автодороги. Ранее ООО «Монтаж-Север» взыскивало 174,6 млн руб. с СГК, но с ноября прошлого года это ООО само проходит процедуру банкротства. Связаться с конкурсным управляющим ООО «Монтаж-Север» Андреем Кислицыным не удалось. ООО «Система-2» отсудило у СГК 28,3 млн руб. и тоже в итоге подало иск о банкротстве СГК. Долги СГК перед «Севернефтегазстроем» превышают 480 млн руб. ООО «Инжгеосервис» (долг 29,7 млн руб.) также подало в суд иск о банкротстве СГК, но через несколько дней его отозвало. Истцы не комментируют свои отношения с СГК. Совокупная сумма исков от компаний, банкротящих СГК, около 700 млн руб., это чуть больше 3% от выручки СГК, если считать, что она в 2014 г. превышает 200 млрд руб. (по прогнозам). Вряд ли о такой сумме можно говорить как о значительной, также сомнительно, что СГК не в состоянии ее погасить до введения процедуры банкротства. Иски банков более крупные, но они не добиваются банкротства СГК.

Альфа-банк судится по поводу несвоевременного погашения кредита ООО «Стройгазконсалтинг» и «Стройгазконсалтинг-Север» на 614 млн руб. (общая сумма иска на 618,4 млн руб.). ФК «Открытие» предъявляет претензии на 1 млрд руб. из-за «ненадлежащего исполнении обязательств по договорам займа и кредита». «Компания отказалась решать вопрос в досудебном порядке», – комментирует иск представитель Альфа-банка Дмитрий Скибицкий. В ФК «Открытие» не смогли прояснить ситуацию. 

Гораздо серьезнее выглядит история с невыдачей банковской гарантии на строительство первой секции ЦКАД. ООО «СГК» выиграло конкурс «Автодора» и согласилось построить 49,5 км дороги за 48,9 млрд руб., что на 3,5 млрд руб. дешевле стартовой цены. 6,8 млрд руб. из них вложит сам «Стройгазконсалтинг», остальное – бюджетное финансирование. По данным источника «Ко», решение по банковской гарантии было принято уже в ноябре, но банк (какой именно, не разглашается) отказался ее выдавать из-за обвала российской валюты и последовавшего за ним валютного кризиса, случившегося в декабре. Впрочем, «Автодору» также не удается получить финансирование на все свои проекты. Однако, как сообщили Ко в Автодоре   финансирование  первой секции ЦКАД не будет корректироваться.

Стоит отметить, что банкротства крупных компаний, занимающихся инфраструктурным строительством, случаются все чаще. Так, в 2014 г. обанкротились НПО «Космос» Андрея Чернякова, корпорация «Инжтрансстрой» Ефима Басина, омский «Мостовик» Олега Шишова. Шишов в настоящее время находится под арестом и обвиняется в мошенничестве, невыплате зарплаты и уклонении от налогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *