видеоигры

Пациенты американского нейрофизиолога Дениса Леви почти сразу пошли на поправку — их зрение улучшалось с каждым днем. Об этом ученому отчитывался специально приглашенный окулист, но через месяц нужда в нем отпала. Результаты стали очевидны самим пациентам. Испытания нового метода коррекции зрения завершились успешно. Подопытным Леви не пришлось ложиться под нож или пить лекарства. Они просто постоянно играли в компьютерные игры.

Участники этого эксперимента страдали от амблиопии — болезни, при которой у человека нормально видит только один глаз. Работу второго автоматически подавляет мозг. «Включить» больной глаз можно с помощью простого трюка — достаточно закрыть здоровый с помощью специальных очков или повязки. Со временем зрение восстанавливается. Проблема в том, что такой фокус проходит только с детьми. Мозг взрослого человека перестраивает свою работу слишком неохотно. Но там, где не справляются очки, оказывается, помогают компьютеры. Все пациенты Дениса Леви были взрослыми людьми. Врачи давно говорят, что видеоигры серьезно нагружают зрение. Хорошая тренировка — это как раз то, чего больным амблиопией не хватает больше всего. Свой отчет о пользе компьютерных игр Леви опубликовал на прошлой неделе.

До него видеоразвлечениями вплотную занимались психологи, многие из которых приходили к выводу, что компьютерные игры — неплохой тренажер не только для зрения, но и для ума. Сейчас почти одновременно с работой Леви вышла еще одна статья. Ее автор — психолог из Университета Рочестера Дафни Бавиле. Она доказала, что люди, которые играют в компьютерные боевики, способны быстрее других принимать решения.

Бавиле пришлось повозиться, чтобы найти добровольцев для своего эксперимента. Ей были необходимы люди, совершенно неиграющие в компьютерные игры, — она хотела, чтобы они ознакомились с этим видом развлечений у нее в лаборатории. В итоге ее подопытным пришлось играть в непохожие друг на друга игры. Одним участникам эксперимента было предложено за месяц изучить симулятор человеческой жизни — Sims-2. Эта программа позволяет создать своего аватара и управлять его дальнейшей судьбой: делать вместе с ним карьеру, планировать семью и обустраивать жилище. Вторая группа добровольцев упражнялась совсем в другом жанре видеоигр. Исследовательница усадила их за боевик Call of Duty-2. Его действие разворачивается во время Второй мировой войны. Игрокам пришлось очень много бегать и стрелять. За каждый час такой подготовки Бавиле платила участникам своего эксперимента $8. Всего им предстояло набрать стаж в 50 часов.

Перед тем как дать участникам эксперимента возможность заработать, Бавиле предлагала им пройти небольшой тест. Она выводила на экран набор хаотично двигающихся точек. Люди должны были определить, в каком направлении перемещается большинство этих объектов. Все добровольцы справлялись с этой задачей одинаково быстро. Но после того, как они поиграли в компьютерные игры, ситуация изменилась. Упражнявшиеся в стрельбе люди улучшили свои результаты и начали обходить в тесте конкурентов, игравших в Sims-2. «Видеоигра в жанре “экшен” оказалась потрясающим инструментом для развития мозга», — восхищается Бавиле.

Для самих компьютерных игроков такой вывод не откровение. «Мы убедились во всем этом на собственном опыте, во время тренировок, — вспоминает основательница одной из самых известных в России геймерских команд Virtus.pro Ирина Семенова. — У нас играли самые разные ребята, и все они менялись на моих глазах: у них развивалась способность оценивать ситуацию в реальной жизни и действовать быстро и четко». Что именно меняется в головах у заядлых игроков, Бавиле сказать пока не берется: «По всей видимости у них перестраиваются какие-то нервные соединения в мозгу».

А вот канадский нейрофизиолог Шериф Карама наблюдал за этим своими глазами. В его эксперименте добровольцы регулярно играли в знаменитый «Тетрис». Через три месяца ученый просканировал их мозг с помощью томографа. Оказалось, что за время игры у участников опыта увеличился один из участков нервной ткани, располагающийся в лобной области. «Вполне возможно, что похожие изменения происходят и у тех, кто играет в экшен-игры», — согласился Карама, ознакомившийся с работой американских коллег по просьбе корреспондента WNS.

На этом список возможных превращений не заканчивается. Компьютерные боевики способны серьезно повлиять на отношение игроков к жизни. В этом уверен психолог из Университета Айовы Крейг Андерсон. «Я допускаю, что такие игры могут каким-то образом развивать смекалку, — говорит Андерсон. — Но не стоит забывать, что они незаметно приучают игроков к жестокости». Call of Duty-2 — действительно кровавая забава. В этой игре не раз можно увидеть, как человека давит танк или разрывает на куски гранатой.

«Нет никаких научных оснований считать, что компьютерные игры могут спровоцировать агрессию в реальной жизни», — успокаивает американский исследователь Крис Фергюсон. Его специальность — как раз психология насилия. «Заявления противников компьютерных игр — чистой воды идеология, — негодует ученый. — Я знаю исследователя, который всерьез утверждал, что именно компьютерные боевики ожесточают террористов. Он списывал на игры теракты 11 сентября!»

Дафни Бавиле относится к этим спорам спокойно. «В нашем исследовании мы использовали игры-боевики. Но это совсем не значит, что мозг развивают только они. Для этого наверняка подойдет сложная игра любого жанра», — считает она. Бавиле уверена, что ее работы оправдают себя на практике. «Сейчас мы проводим эксперименты с пожилыми людьми, — рассказывает исследовательница. — Данные будут опубликованы позже, но уже можно сказать, что компьютерные игры делают их мозг моложе». Такие результаты способны всерьез заинтересовать многих медиков. А пока Бавиле готовит новую публикацию, врачи всерьез обсуждают работу Дениса Леви. В ближайшее время начнется новая фаза клинических испытаний его «игрового» метода лечения амблиопии. Ученый получил на исследование развлечений правительственный грант — $1,7 млн.

Компьютерные игры могут помочь не только пациентам, но и самим медикам. В этом уверен исследователь из нью-йоркского медицинского центра Beth Israel Джеймс Россер. В 2007 году он провел опрос среди хирургов. Ученый интересовался, есть ли у его коллег за плечами опыт компьютерных игр. Оказалось, что это далеко не бесполезный груз. Увлекавшиеся видеоиграми хирурги совершали при операциях на 37% меньше ошибок, чем их неиграющие в компьютер коллеги. И работали они на 27% быстрее.

А что хорошо медику, пригодится и солдату. В этом году исследовательский центр военно-морского флота США выпустил открытый отчет. В нем специалисты утверждали, что опыт компьютерных сражений совсем не помешает на настоящей войне. Противнику будет непросто тягаться с солдатом, который с детства тренирует свою реакцию на виртуальных оппонентах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *