AMD Radeon HD 4890 – одночиповый флагман AMD, является практически рестайлинговой версией Radeon HD 4870. Ничего революционного в плане архитектуры новый флагман не принес. Зато свое право на существование в мире оверклокинга эта карточка заслужила по полной – первые 1000 МГц по чипу на воздухе от производителя. Большинство оверклокеров любят красивые цифры, и перед этой магической красотой практически никто не смог устоять. AMD Radeon HD 4890 с первых дней после официального анонса (да даже и перед анонсом) заняли все слоты PCI Express на материнских платах сильнейших оверкокеров мира. Те, кому не хватало трех карточек, умудрялись через тонкий riser-переходник составлять конфигурации CrossFireX даже из четырех Radeon 4890. И борьба за рекорды началась! Блоки питания трещали по швам. Неудивительно, что в сервис-центры хлынули свеженькие трупики…

Предыстория

С появлением в продаже AMD Radeon HD 4890 многие оверклокеры озадачились проблемой доставания трех, а то и четырех таких видеокарт и помчались спихивать через барахолки свои верные AMD Radeon HD 4870. С чего такой ажиотаж? Ведь если посмотреть на приведенную табличку с характеристиками, становится понятно, что ничего революционного AMD не сделала: просто появился новый чип RV790 на слегка доработанном 55-нм техпроцессе, однако его разработчики приложили все силы для увеличения частотного потенциала чипа, что, собственно говоря, у них замечательно получилось. Старый GPU был доработан, откуда и следует увеличение числа транзисторов и площади кристалла. Но своего AMD добилась: гигагерцовый рубеж был взят, и для этого не требовалось ничего экстремального. Большинство этих видеокарт берут 1 ГГц простым разгоном в OverDrive CCC. Для покорения более высоких частот нужно быть обладателем «волшебного BIOS’а». Наши зарубежные коллеги демонстрировали на XS’е (http://www.xtremesystems.org/forums) результаты разгона под жидким азотом аж до 1200 МГц! Так что становится понятно, почему у нового флагмана AMD получился такой отрыв от предшественницы, и почему энтузиасты бросились «менять шило на мыло».
Но далеко не все оверклокеры – «богатенькие буратины», и могут так запросто прикупить 3-4 свежие видюшки, поэтому многие оверклокеры дружат с работниками сервисных центров :). И вот, на наше счастье в СЦ начали нести убитые горе-нубами заветные «Радеончики». Так что, как бы удивительно это ни звучало, но начать разгон AMD Radeon HD 4890 нам пришлось с ремонта видеокарты :). Из четырех мертвых девайсов мы планировали оживить хотя бы одну видюху, и если бы это у нас получилось, то комплектация тестовых стендов стала бы лишь вопросом времени :).

Ремонт наощупь

Многие видеокарты сейчас умирают из-за недостаточно осторожного снятия референсного охлаждения и пережимания платы при установке некачественного водоблока-фулкавера, который полностью накрывает чип и память, а также силовые элементы, поэтому обеспечить равномерный и достаточный прижим ко всем точкам отвода тепла достаточно сложно. Конечно, если нет опыта, то лучше доверить это дело тем, кто имел дело с СВО. Нам же такая ситуация с возрастанием моды на модификацию систем охлаждения в домашних условиях была крайне на руку, так как вероятность того, что видеокарты имеют разные типы повреждений и что на них имеются необходимые исправные элементы для замены, была очень высока.
Начали мы с осмотра доставшихся нам жертв крушений надежд на удвоение FPS. Одна из видеокарт попала к нам в руки уже с готовым вольтмодом, правда, пережить его она, к сожалению, не смогла. Кстати, забыл сказать, ремонтники из нас «никакие», так что будем считать сие действо нашим первым опытом. Паяльник был вручен в руки Василию aka Mrak’у, так как у нас с DeDaL’ом руки сразу же сильно затряслись, как только мы узнали, чем нам предстоит заниматься. Мне ничего не оставалось, как отвлекать-развлекать мастера паяльного дела :).
Сняв вольтмод с первой видеокарты, Василий приступил к осмотру второй, которая при включении выдавала нам изображение в серые вертикальные полосочки. В первую очередь было решено заменить на ней сколотую микросхему. Я впервые наблюдал за подобным и был очарован процессом. Никогда бы не подумал, что выпаять такое, а затем и «посадить» обратно – реально. Но практика показала, что Василий с этой задачей успешно справился.
Процесс перепайки любой микросхемы проходит при очень высоких температурах. Мне вот, например, удалось запечатлеть 450 градусов по Цельсию. Максимум такой паяльной станции составляет 480 градусов.

По симптомам мы смогли установить, что проблема у нас с питанием памяти – мультиметр показывал, что на нее подавалось всего 0.1 В. Методом научного анализа, а по-простому – мы больше и не знали, в чем еще может быть проблема, наш мастер установил диагноз – мертвый ШИМ, он же регулятор напряжений. ШИМ пинцетом захватить уже не представлялось возможным, поэтому был применен метод, подсмотренный у отличного ремонтника из Воронежа – West-87.
На ШИМ кладется тонкая проволочка, приклеивающаяся к нему сверху небольшим кусочком клейкой ленты. А во время максимального нагрева, когда олово находится в жидком состоянии, нужно резким движением снять микросхему, которую требуется заменить. Делать это надо, конечно, аккуратно, чтобы не повредить весьма тонкие ножки. Аналогичным образом с другой видеокарты снимается исправная деталь, которая затем аккуратно помещается на место на видеокарту, которую планируется починить. Если все было сделано без ошибок, то ножки встанут на место без всяких дополнительных ухищрений.
Вернув на место рабочие ШИМы, мы с замиранием сердца надели кожух охлаждения и установили видеокарты в стенд. Включение и… есть картинка! Трехкратное «Ура!».
Еще бы! Ведь не имея ни оборудования, ни опыта для более точного диагностирования неисправности, даже при наличии четырех Radeon’ов, предназначенных «в расход», ремонт был бы достаточно утомительным, ведь пришлось бы методом перебора снимать, проверять и заменять множество мелких элементов вокруг каждой микросхемы памяти или графического чипа. Так что, если не удалось определить причину неисправности в крупных и наиболее часто выходящих из строя элементах, то после некоторого количества бесплодных попыток от дальнейшего ремонта все-таки приходится отказываться.

Немного правды об СЦ

«Это не ремонт, а черт знает что!» – могут возмутиться некоторые читатели, но дело в том, что примерно подобным образом (быть может, чуть менее трешово) производственный процесс поставлен во многих СЦ даже крупных и имеющих репутацию серьезных и надежных компаний. Все, как обычно, упирается в деньги. Дело в том, что рядовой ремонтник получает не так уж и много, поэтому на работу в СЦ набирают не самый квалифицированный персонал и имеется заметная текучка кадров. Опытный ремонтник отличается от свеженабранного только тем, что знает больше типичных неисправностей и методов их быстрого, зачастую кустарного ремонта – с нестандартными сложными случаями никто даже и не заморачивается.
Брендов и наименований продукции – масса, модели уходят с рынка очень быстро, поэтому для каждого устройства невозможно сделать запас деталек и обучить персонал разбираться в его схемотехнике, а также поставить в СЦ достаточное количество рабочих мест, оборудованных точной диагностической аппаратурой.
Основная задача СЦ – спихнуть проблему либо на пользователя, либо на дистрибьютора/производителя. Если не удалось уличить юзера в нарушении условий гарантии и восстановить работоспособность устройства подобными методами (например, часто в СЦ просто блокируют в BIOS’е видеокарты по каким-то причинам сбоящие конвейеры и возвращают ее покупателю, который в большинстве случаев и не заметит падения производительности), то девайсу придают максимально возможный товарный вид и отправляют производителю. В гарантийном отделе производителя продукцию также поверхностно проверяют на стандартные поломки, по возможности чинят и отправляют обратно покупателю или заменяют новым девайсом. Самое противное, это когда устройство глючит, но работает, и отловить источник глюка не получается. Очень часто бывают случаи, когда от производителя из ремонта возвращается видеокарта, которую чинили, которая работает, но злополучный глюк, который иногда проявляется и отравляет пользователю жизнь, никуда не делся. Опытные сервис-инженеры частенько собственноручно добивают такие образчики шокером, чтобы уж точно не вернулись – это очень сильно экономит нервы как работника СЦ, так и покупателям, хотя при этом и существует риск расплатиться за товар из собственного кармана.
Так что попасть в жернова сервиса – это, конечно, не для слабонервных, но, по счастью, такое случается не так уж и часто.

А теперь тесты!

Существует мнение, что ремонченные комплектующие уже никогда не будут работать так, как только что купленные. Раз уж мы умудрились отремонтировать AMD Radeon HD 4890, то почему бы его не протестировать и не проверить его разгонный потенциал?
Наша тестовая система:

  • процессор Intel Core i7 965 3.2 ГГц;
  • материнская плата Gigabyte EX58-UD4;
  • оперативная память Kingston 3×1 Гб 1066 МГц CL7 1.5 В;
  • видеокарта Power Color HD 4890;
  • блок питания Chieftec 1200W.

Для охлаждения процессора была использована система водяного охлаждения:

  • водоблок EK Water Blocks EK-Supreme LT Plexi universal 775/1366;
  • радиатор MadiCool Elegant;
  • помпа MagiCool Universalpumpe 12V 600л/ч;
  • шланг Feser DD10/16mm;
  • хладагент U-Water.

Процессор работал на частоте 4 ГГц – на мой взгляд, это оптимальная тактовая частота процессора по нескольким причинам: это реально повторить дома, но при этом производительности процессора достаточно, чтобы не столкнуться с эффектом процессорозависимости, то бишь видеокарту ничто не ограничивает. Отремонтированную AMD Radeon HD 4890 удалось разогнать до 950/1100 МГц против дефолтных 850/975 МГц.

Для тестирования были выбраны по паре наиболее популярных, на наш взгял, бенчмарков и игр: 3DMark 2005 (default settings), 3DMark 2006 (default settings), Crysis Warhead (Enthusiast 1680×1050 AA off), FarCry2 (1680×1050 very high AA off, 1680×1050 very high AA 8x). Все результаты были получены на операционной системе Windows Vista SP1 с драйвером ATI Catalyst 9.4.

Выводы

Что ж, практика показала, что при несложных случая ремонта видеокарта не теряет своего потенциала – все работает, как часы. По результатам теста видно, что разгон видеокарты дает в графических бенчмарках примерно 1000 попугаев прибавки, а в играх при максимальных настройках графики – от 3 до 10 лишних кадров. При этом можно сказать с уверенностью, что с видеокартой AMD Radeon HD 4890 можно комфортно играть во все современные игры при максимальных настройках графики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *