Магия pixabay.com

Бывают фальшивые брильянты, бывают поддельные купюры, бывает контрафактный товар. Но все это из области обмана — вслед за которым идут суды, разочарования и обиды. И есть только один вид надувательства, который усиленно поощряется нами. Это — театральные иллюзии или, попросту говоря, фокусы.

На кого больше всего похож иллюзионист? Да, конечно же, на волшебника. Более того, даже зная, что нас обманывают, мы все равно хотим верить в то, что перед нами самый настоящий, взаправдашний чародей. Ну как тут не вспомнить знаменитейшего Дэвида Копперфильда? Сколько раз вы слышали уверения в том, что это настоящий маг? А сколько раз сами говорили об этом окружающим? Честное слово, были даже версии, что он продал свою душу дьяволу. Вот до чего доводит высокий профессионализм. Однако рассказ об истории великолепного обмана стоит начать все-таки не с Копперфильда — как бы ни был он прекрасен.

Магия pixabay.com
Магия pixabay.com

Начать стоит с Жозефа Пинетти, поскольку это первый фокусник, чье имя стало нам известно. До этого талантливейшие изобретатели Древней Индии, Вавилона и Египта остались, разумеется, неизвестными, поскольку и не стремились показать, что занимались обманом — для древних это было все еще чудесами, то есть стояло все ж наравне с фальшивыми брильянтами. Мы обратимся уже к тому времени, когда иллюзии стали искусством. «Великий шарлатан» — так называли Пинетти. Он выступал при дворах прусских, шведских королей, при дворе Людовика XVI и Павла I. Русский император был недоволен пребыванием фокусника (или чернокнижника?) при дворе, и тогда Пинетти удалился… сразу по семи дорогам, что было зафиксировано на заставах у выезда из Петербурга. Какие-то его фокусы сейчас возможно объяснить — как, например, фокус с трубкой. В зале Пинетти предлагал взять всем в руки трубку с красным спиртом, при этом спрашивая: «Влюблены ли вы?» И в какой-то момент, находясь в руках у влюбленного. Спирт начинал закипать. Объясняется это тем, что в нужный момент фокусник подсыпал некий порошок, заставляющий «вскипать кровь». А вот фокус с часами объяснению уже не подлежит. Дело в том, что Пинетти явился в Овальный зал, где его ждал государь император Павел I на час позже — не в семь, а в восемь часов. На вопрос же, почему тот опоздал, фокусник попросил взглянуть всех присутствующих на часы — и чудо! — стрелки были опять на семи. И если даже сейчас многие не уверены, что это фокус, а не действие колдовства, то можно только представить, какова была реакция зрителей в те времена. Не говоря уже о впечатлении, которое произвело появление нескольких Пинетти на дорогах из Петербурга. То ли гипноз, то ли реальные двойники — специалисты по аномальным явлениям до сих пор заинтересованы в иллюзиях Пинетти.

Магия pixabay.com
Магия pixabay.com

В то же время выступал не менее известный иллюзионист — Эдмон де Гризи (Торрини), который был даже принят самим Папой Римским Пием VII. Несмотря на итальянский артистический псевдоним, де Гризи был французом, к тому же графом. Правда, действовал не самыми благородными и изящными маневрами. Заимствовав многие номера у Пинетти, он в конце концов обошел своего соперника в успехе. История сохранила для нас скандальные истории того, как два артиста строили друг другу козни, в результате которых Торрини какое-то время пробыл в тюрьме, а Пинетти потерял часть своей аудитории, после чего и был вынужден отправиться в Россию. Самы же известный фокус Торрини заключался в следующем: попросив у одного из кардиналов драгоценные часы, фокусник растолок их на глазах у публики, а затем попросил Папу поискать часы в своем кармане. Как и следовало ожидать, они были там.

магия pixabay.com

Еще более удивительные фокусы проделывал ученик Торрини — Робер Уден, который, кстати, первым показал номер с полетом. Именно он считается одним из основателей современного искусства иллюзионистов. Уден был часовщиком, очень хорошо разбирался в механизмах, и кроме того, был изобретателем. Огромная часть нынешних фокусов построено на основе изобретений этого иллюзиониста 19 века. Например, всем известный фокус с подпорками. Иллюзионист выводил мальчика — кстати, своего сына — на сцену, где поднимал его и ставил на палки. После этого палки по одной убирались, а ребенок оставался висеть в воздухе. Удэн приподнимал его за ноги, и мальчик продолжал висеть в воздухе — только теперь в горизонтальном положении. Кроме этого хорошо известны такие его фокусы, как соловей, появляющийся и исчезающий в клетке, жидкость, меняющая свой цвет, апельсиновое дерево, приносящее в течение нескольких минут плоды.

Кстати, в честь знаменитого иллюзиониста Удэна взял себе псевдоним и другой «великий мистификатор». Мистификатор, чьи надувательства продолжались даже после его смерти. Человек, освободившийся из всех возможных заточений. Актер, чье имя стало легендой уже при жизни — Гарри Гудини. Родившийся в семье раввина Эрик (Арье) Вайс, заимствовал имя из книги «Воспоминания Робер-Гудина, мага, писателя и фокусника, написанные им самим». Самыми известными фокусами (как и у его преемника — современного мага Копперфильда) стало освобождение из любых оков и любых темниц. Фокусы Гудини требовали сильнейшей физической подготовки — и маг потратил много лет на совершенствование своего искусства. Известен факт, что в 1905 году начальник секретной службы Лебедев пригласил в Москву иллюзиониста, чтобы проверить, насколько реален побег из Бутырской тюрьмы, считавшейся неприступной до той поры. Гудини заковали в кандалы и наручники, посадили в металлический ящик, предназначенный для перевозки преступников и оставили в камере. Однако уже через 28 минут маг сумел освободиться и явился по ту сторону тюрьмы. Секрет его фокуса так и остался неразгаданным. В Лондоне его сбросили в Темзу, опять же закованного в наручники, да еще и зашитого в мешок — и, разумеется, он выбрался. Некоторые из его трюков так и остались неразгаданными, именно поэтому иллюзионисты всего мира ждали, когда можно будет исполнить завещание мага и вскрыть конверт, где Гудини должен был раскрыть свои секреты. Когда же через сто лет конверт был вскрыт, то на свет явились чистые листы бумаги. Фокусник остался верен себе. Кроме того, что Гудини был мистификатором, фокусником, он еще был и разоблачителем — и это занимало большую часть его деятельности. Он раскрывал все трюки, которые ему показывали фокусники — для него не существовало тайн. И только одну тайну он не сумел раскрыть, как гласит легенда — человека, предъявившего трюк, который поставил в тупик самого Гудини, звали Дай Вернон, но, что же конкретно он сделал — остается загадкой.

Магия pixabay.com
Магия pixabay.com

Современный маг — Дэвид Копперфильд — повторил многое из того, что в свое время делал Гудини. Как уже было сказано, он освобождался из всевозможных заточений. Кроме того, все хорошо помнят его знаменитые полеты, прохождение через Китайскую стену, падение в Ниагарский водопад и многое другое. Можно только представить, чем удивят нас фокусники будущего. А мы будем сидеть перед экранами телевизора и гадать: фокус, компьютерная графика или все-таки магия? Потому что со времен Торрини и Пинетти мы так и остались доверчивыми зрителями.

1 комментарий

  1. Я в чудо не верю. Если что то произошло, то этому есть объяснение. Ну а фокусники сами говорят, не скрывая, что никакой магии нет, а всего лишь ловкость рук и немного мошенничества. Сам помню пытался повторить их фокусы. По интернету посмотрел и ужу где то через пол часика смог повторить один фокус. Сноровки бы побольше, а так в этом нет ничего непонятного и недостижимого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *