Philips. Амстердам, Голландия

Если бы зимний дворец не закупил в 1898 году у «электроламповых заводов филипса» 50 тыс. Лампочек, кто знает, что бы делали братья филипс. А так они вложили деньги за лампочки в исследования и вывели компанию на международный рынок. А ведь дело дошло до продажи в стране двух миллионов электролампочек в год (1916) – не шутка по тем временам. Жаль, что у нас тогда случилась революция, и открытую на невском контору philips пришлось свернуть.

К счастью, накопленных в России денег хватило на телеопыты, и всего за три года братья смогли получить не что-нибудь, а 48-строчное телевизионное изображение. Дальше пошло-поехало: первый электрический патефон (1930), первый автомобильный приемник (1934), первое экспериментальное телевещание (1935), первая электробритва семейства Philishave (1939), с которой фирма до сих пор лидирует в данном сегменте рынка, знаменитая электронная лампа-пентод и первые серийные цветные телевизоры (1964).

После русской Philips пережил еще четыре революции: изобретение долгоиграющей пластинки (1948), стереофонической техники (1958), компакт-кассеты (1963), компакт-диска (1982). Последнюю революцию Philips совершил совместно с Sony. Девяностые годы прошлого столетия были для компании самыми благоприятными – она процветала. Только одно слово владело тогда умами околокомпьютерной общественности – «мультимедиа».

И Philips вместе с другой фирмой – Matsushita – сотворил цифровой вариант DCC, по качеству звучания не уступавший CD. Мультимедийная приставка CD-I 210, сделанная тогда Philips, воспроизводила все – от музыкальных дисков с графическими добавками и VideoCD до игрушек. К сожалению, такое многофункциональное устройство пришлось не ко времени и стоило дорого, и Philips «сузился» до видеоигр. Однако освоить рынок электронных развлечений не удалось – видеоигры, мягко говоря, хитами не были…

Зато эти годы были успешными по другим направлениям – например, вышла трехсотмиллионная электробритва Philishave (1995). Компания осуществляла масштабную программу по реструктуризации своей деятельности, которая позволила бы ей занять более прочное положение. И… проморгала наступление цифровой эры!

Хоть мы и не любим приводить цифры всяких там продаж, но тут их назовем, чтобы показать, насколько стремительным было падение Philips. Продажи снизились с 37,9 млрд евро в 2000 году до 29 млрд евро в 2003-м, при этом чистая прибыль упала за этот же период с 9,6 млрд до 0,7 млрд евро! Почему так случилось? Нам кажется, компания на фоне собственного благополучия просто не заметила перемен. То ли дело агрессивные корейцы, которым жизнь никогда не позволяла расслабляться.
Чем же изделия Philips не угодили покупателям?

Долго бы ломал голову над этим вопросом глава компании Жерард Кляйстерли, если бы не случай. Одна из телекомпаний провела такой эксперимент (2004): целую комнату напичкали всяческой техникой и запустили туда Человека Обыкновенного, вооруженного универсальнейшим пультом компании Philips. Герой долго мыкался, но так и не смог настроить и привести в рабочее состояние ни одно из устройств! Результаты этого эксперимента подействовали на Кляйстерли, как шоковая терапия: «Так, значит, вот какие изделия мы выпускаем – до того сложные, что с ними простому человеку не сладить!»

Philips начала исследование феномена «слишком сложных технологий», в ходе которого выяснилось, что мудреные термины только пугают людей, а сложнейшие приборы они не покупают из боязни или просто нежелания разбираться с ними. «Значит, народ нуждается в простоте. А почему бы и нет?» – решили голландцы, проверив, что никто из брендов на простоте не пиарится.

Так что если вы зайдете на русский сайт компании (www.philips.ru), не удивляйтесь, когда перед вами в разных ракурсах будут крутить пустые картонные коробки. Представьте себе, это символ нового позиционирования и главная креативная идея Philips, визуально демонстрирующая слоган: «Philips предлагает технологии, которые так же просты, как их упаковка». Это длинно и на русском, а оригинал звучит так: «Sense and Simplicity».

На глобальную рекламную кампанию по закреплению за собой «территории простоты» Philips потратила кучу денег – в одной России 250 млн. рублей. Сработало! 2004 год стал для Philips первым за последнее время годом удач – голландцы сломили негативный тренд и впервые смогли увеличить продажи с 29 до 30,3 млрд. евро!

Сейчас по производству бытовой электроники в Европе Philips нет равных: выпускаются лампы, радиоприемники, электробритвы, магнитофоны, телевизоры, компьютеры, лазерные диски, медицинская техника, сотовые телефоны и т. д. На предприятиях Philips счастливо трудится 240 тысяч сотрудников в 60 странах. И с объемом продаж у концерна все в порядке, чистый доход тоже растет по сравнению с прошлым годом. А что касается сегодняшнего места компании Philips в компьютерном мире – об этом читайте заметку в корпоративных новостях этого номера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *