В 1995 году первый же продукт молодой калифорнийской фирмы NVIDIA — чип NV1 — навел шороху на IT-рынке. Видеокарта Diamond EDGE 3D, сделанная на этом чипе, неожиданно стала очень хорошо продаваться. NVIDIA быстро интегрировалась в ряды производителей графических ускорителей и понеслась к тому месту, которое она сегодня занимает в мире компьютеров.

К моменту релиза NV1 компания уже успела отметить двухлетие. За этот период основатели NVIDIA Дженсен Хуанг и Крис Малаховски сформировали отличную команду мобильных профессионалов, которая и занялась разработкой первой бомбы. Diamond EDGE 3D поддерживала трехмерную графику, имела игровой порт, порт для джойстика и разъем VGA. Кроме того, NV1 являлся одновременно и видео-, и аудиочипом. Так что плата была еще и универсальной. Благодаря этому успеху NVIDIA удалось в том же 1995 году заполучить контракт с компанией Sega и привлечь пару-тройку влиятельных инвесторов.

Однако, как это обычно бывает, далее последовал резкий спад. Виноват был угадайте кто? Билл Гейтс и его Microsoft. Внедрив к 1996 году Direct3D (новый стандарт трехмерных изображений), который чип от NVIDIA не поддерживал, старина Билл превратил NV1 из флагмана в аутсайдера. Вместе со своим чипом на обочине рисковала оказаться и вся NVIDIA, но руководство приняло волевое решение подстроиться под ситуацию, и компания стала понемногу выбираться из кризиса.

Прошло полтора непростых года, и в 1997 году NVIDIA представила на суд общественности свой первый графический ускоритель с поддержкой Direct3D – NVIDIA Riva 128. Эта видеоплата стала уже настоящим хитом. Благодаря Riva, мощнейшему на тот момент адаптеру, NVIDIA заняла сразу 44% рынка графических ускорителей. Через год благодаря успеху следующего продукта Riva TNT и неудаче Vodoo 3 от 3dfx на рынке остаются только два серьезных игрока, один из которых – NVIDIA.

Осенью 1999 года в Калифорнии представляли новый топ-продукт NVIDIA. Первый в мире 256-разрядный видеопроцессор работал на частоте 120 МГц, память (впервые была опробована DDR) — на частоте 166 МГц. Карта продавалась по цене около $350, но это не останавливало геймеров: ажиотаж был велик. Еще бы, адаптер от NVIDIA позволял играть в трехмерные игры (например, Quake 3) с разрешением 1024х768 в 32-битном цвете!

Далее один триумф следовал за другим. Год, который должен был начаться с компьютерных сбоев по всему миру, принес компании NVIDIA десятки миллионов долларов прибыли. За счет разработки и выпуска массовых видеоадаптеров семейства GeForce калифорнийцы приобрели признание массового потребителя. Видеокарты стали доступны. В этом же году NVIDIA удалось посодействовать бывшим своим обидчикам Microsoft в разработке процессора для Xbox. Кроме того, компания г-на Хуанга закрыла историю компании 3dfx (c которой некогда NVIDIA боролась за лидерство), приобретя 100% ее акций.

2001 год для NVIDIA был очень богат на события и релизы продуктов. Из наиболее существенных надо отметить партнерскую программу с Apple, представление кодера Dolby Digital для настольных систем, выпуск DirectX 8. Годовая прибыль NVIDIA перевалила за отметку в $1 млрд. В новом веке калифорнийцам удается поставлять партнерам более 100 млн. чипов в год, NVIDIA признается самой быстрорастущей технологической компанией.

За последние два года NVIDIA успела первой реализовать технологию, позволяющую работать в одной системе сразу двум видеокартам. SLI была представлена в 2004 году. Конкуренты из ATI промедлили, и их Crossfire появился позже. Эволюция видеоускорителей пошла огромными шагами, одна топ-карта выходила за другой: за GeForce 6800 от NVIDIA следовал Radeon X800 от ATI, за 7800 шел X850 и т. д. Процесс несколько притормозился в последние полгода, но это не значит, что гонка окончена.

Сегодня NVIDIA контролирует 55% рынка графических процессоров и не прочь заполучить остальные 45. Тем более что продукция NVIDIA пользуется неизменным успехом, в числе партнеров компании самые именитые мировые бренды, среди которых Intel, Apple, Microsoft, ASUS, Gigabyte, HP и т. д. За последний год капитализация NVIDIA утроилась.

В планах компании продолжение работы над новыми графическими чипами с поддержкой новых цифровых стандартов (таких, например, как HDTV). В ближайшие месяцы планируется релиз новой игровой консоли Sony PlayStation 3, в разработке которой активнейшее участие принимали специалисты NVIDIA – компании-феномена, за каких-то десять лет сумевшей стать влиятельнейшим брендом Силиконовой долины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *