Автомобильный рынок в России бьет антирекорды. Продажи в массовом сегменте упали за девять месяцев на 14,4%. По прогнозам, рынок окажется в этом году ниже показателей кризисного 2009 г.

Некоторые марки приостанавливают продажи отдельных моделей или вовсе уходят из России до лучших времен. О своем видении рынка и новых возможностях, которые открывает кризис, «Ко» рассказал управляющий директор«NissanРоссия»АндрейАкифьев.

– Как вы оцениваете ситуацию и есть ли надежда на изменение негативного тренда?

– Соглашусь, что год выдался не очень хорошим, тем не менее мы сохраняем оптимизм. И видны сигналы, позволяющие надеяться на улучшение.

Во-первых, государство уже говорит о новых вариантах господдержки автопрома. Во-вторых, производители сами будут стимулировать рост продаж. Многие зарубежные автогиганты имеют в России собственные заводы, иони будут изыскивать резервы за счет оптимизации расходов и производства.

В-третьих, производители выводят на рынок новые модели, в основном локальной сборки, что расширяет выбор потенциального покупателя. Это также может стать неким стимулом для поддержания рынка.Автопарк стареет, и многим автовладельцам придется менять машины – это так называемый эффект отложенного спроса. Эти факторы и будут двигать рынок вверх.

– Можно ли говорить об изменении в последние годы предпочтений россиян при выборе автомобиля?

– Общая тенденция, характерная не только для России, – это рост спроса на автомобили категории SUV (внедорожники и кроссоверы). Мы наблюдаем падение в сегменте С, в то время, как сегмент B, а также кроссоверы и внедорожники показывают стабильный рост.

Если говорить об автомобилях Nissan, то мы исторически были сильны вэтом сегменте моделями Qashqai иX-Trail. Они входят в 25 самых продаваемых в России моделей, занимая за девять месяцев 2016 г. 17-е и 18-е места соответственно. Благодаря переносу производства Nissan Qashqai из английского Сандерленда в Санкт-Петербург, атакже удачной адаптации машины кроссийским условиям эксплуатации, продажи этого кроссовера за девять месяцев 2016 г. выросли на 69% (с 8191штук в 2015 г. до 13 787 штук в 2016 г.).

– Вы говорили о расширении модельного ряда как дополнительном стимуле продаж…

– В августе мы, несмотря на продолжающееся падение на рынке, запустили в производство новый кроссовер бизнес-класса – Nissan Murano. Это не массовая модель. Но она достаточно интересна, элегантна, насыщена различными техническими функциями. Может быть, Murano и не станет драйвером продаж, но точно позитивно повлияет на восприятие бренда.

– На какие продажи вы рассчитываете?

– Если говорить о новом Murano, мы хотим выйти на 200–250 машин в месяц как минимум. С продажами предыдущего поколения Murano эти цифры трудно сравнивать, когда рынок упал с 3 до 1,3 млн авто вгод. Ноони будут соразмерны тому сегменту рынка, в котором выступает автомобиль. Сегодня я могу назвать первые цифры– с момента старта продаж всентябре уже 377 Nissan Murano нашли своих покупателей.

– Сейчас покупателя стало трудно удивить. Чем отличается новая модель от конкурентов?

– Во-первых, это премиальный комфорт и дизайн – достаточно агрессивный и яркий. Вместе с тем, автомобиль практичен и позволяет чувствовать себя в нем комфортно. Во-вторых, машина имеет все технологии, которые предлагают другие производители уже не в массовом сегменте.

И конечно же, в ней сочетаются последние разработки Nissan: сиденья Zero Gravity, разработанные в сотрудничестве сNASA, монитор кругового обзора Around View Monitor, значительно облегчающий процесс парковки, а также интеллектуальные системы активной и пассивной безопасности, включающие в себя систему предупреждения о появлении объекта в мертвой зоне и новую систему, которая с помощью радара обнаруживает приближение другого автомобиля к Murano с любой стороны, когда тот выезжает задним ходом с места стоянки. В совокупности эти технологии позволяют нам чувствовать себя более уверенно по сравнению с конкурентами.

– Кого вы рассматриваете в качестве соперников Murano?

– Среди прямых конкурентов – это, вероятно, VolkswagenTouareg. Но в целом мы ожидаем, что Murano с точки зрения комфорта и богатого оснащения определенными опциями может рассматриваться как альтернатива моделям-одноклассникам премиальных марок.

– Автолюбители с недоверием относятся к автомобилям российской сборки. Сильно ли отличается качество отечественных комплектующих от импортных?

– Опасений по поводу российского качества уже нет. По многочисленным исследованиям и результатам общения с дилерами, можно говорить, что покупатель уже не спрашивает, где сделан автомобиль. Наш завод вСанкт-Петербурге дважды, в 2012г. и 2014 г., удостаивался глобальной награды «Лучший завод по качеству продукции» среди всех сборочных предприятий Nissan в мире, что свидетельствует о высочайших стандартах производства. Будь то Европа, Америка или Япония, у нас единые стандарты качества и управления.

– А русский фактор имеет место?

– Основными причинами выбора Санкт-Петербурга в качестве площадки для строительства завода стали наличие высококвалифицированной рабочей силы, удобное месторасположение, благоприятный деловой климат, а также поддержка со стороны правительства города.

Что касается локализации, то благодаря собственному производству в стране нам легче контролировать расходы, а значит, ицены на автомобили. И конечно же, локальная сборка позволяет адаптировать автомобиль под условия российского рынка. Так, например, прежде чем встать на конвейер российского завода, Nissan Qashqai претерпел более 200технических доработок, врезультате чего стал более комфортным и гораздо лучше приспособленным к сложным дорожным условиям страны.

Благодаря российскому производству Qashqai получил адаптированные под российские условия эксплуатации конструктивные изменения в шасси, были увеличены дорожный просвет и колея, а рулевое управление специально настроено под российские дорожные условия.

Небольшие конструктивные изменения были внесены и в новый Nissan Murano, в результате чего автомобиль стал лучше управляться, но при этом не утратил комфорта. Сейчас в Санкт-Петербурге одновременно выпускаются четыре модели (Qashqai, X-Trail, Murano и Pathfinder).

– Какова сейчас ситуация с дилерами? Вы оказываете им поддержку?

– Еще недавно планирование в автомобильных компаниях исходило из ожиданий последующего роста рынка, а планы по продажам в 2015–2016 гг. строились из расчета общего объема автомобильного рынка России – более 3 млн автомобилей в год. Дилеры также готовились к такому объему.

Вдействительности же в силу ряда причин этого не произошло, и рынок опустился до уровня, значительно ниже планируемого: например, вэтомгоду объем продаж ожидается примерно 1,4млн автомобилей. Как следствие, часть дилерских предприятий закрылась. Это объективное положениевещей.

Мы активно работаем с дилерами с точки зрения оптимизации затрат ипомогаем им найти взаимовыгодные решения, направленные на сокращение издержек и расходов. Например, оптимизируем условия оплаты, берем на себя больше расходов, связанных с продвижением наших моделей, предоставляем им больше маневров по рекламе, в том числе и затратам на нее.

Мы также помогаем работать сбанками сточки зрения снижения кредитной нагрузки плюс у нас есть собственный банк– «РН банк»,– который позволяет оптимизировать дилерские расходы. Но в целом это достаточно большой спектр действий. Плюс кэтому компания запускает дополнительные программы для расширения бизнеса.

– Как строится сейчас ценовая политика Nissan? Летом многие автопроизводители подняли цены. Будет ли новый скачок?

– Мы работаем на рынке и позиционируем свои модели с учетом действий конкурентов и возможностей и предпочтений покупателей. Нельзя сильно поднимать цены, иначе продажи остановятся. Здесь действует вбольшей степени правило корректного позиционирования модели. Мы изменили цены на некоторые модели, но не кардинально. Это было корректировочное повышение, чтобы выровнять позиционирование и получить конкурентное преимущество. Делаем мы это аккуратно, чтобы удорожание негативно не отразилось на продажах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *