Может ли повториться кипрский сценарий?

Основные события прошедшего года– война на Донбассе, падение «Боинга», возможность греческого дефолта– практическивытеснили из памяти историюсо«стрижкой депозитов» на Кипре, которая так болезненно и оскорбительно ударила покарманам многих наших соотечественников в марте 2013 г. 4 апреля 2013 г. президентЕвропейского ЦентробанкаМарио Драги заверил, что «Кипр не является образцом для спасения банковских институтов».

Однако мысль о возможности конфискации средств вкладчиков для спасения банков уже заиграла новыми красками. Интересующиеся вопросом тут же вспомнили уже действующие на тот момент рекомендации Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, СФС), которые прямо предписывали использовать средства частников для спасения банков (напомним, что СФС является международной организацией со штабом в швейцарском Базеле, задача которой – мониторинг и рекомендации для глобальной финансовой системы). А самые любознательные смогли найти на сайте Евросоюза давно обсуждаемый (с2012г.) проект директивы о восстановлении кредитных организаций, который также предписывал осуществлять спасение банков за счет частных кредиторов.

Так являлся ли кипрский сценарий спонтанным решением, или он был хорошо подготовленным экспромтом? В любом случае оноказался достаточно удачным инструментом спасения банковской системы целой страны, и его эффективность была несомненно отмечена европейскими и североамериканскими регуляторами. Идаже отсутствие необходимого правового обоснования (о моральном обосновании мы промолчим) не помешало его скорой и жесткой реализации.

Гораздо более интересен другой вопрос – а возможно ли повторение «стрижки депозитов»?

Для ответа на этот вопрос стоит взглянуть на имевшие место изменения в законодательстве ЕС от 15 апреля 2014 г. Европейский парламент принял директиву ЕС 2014/59/EU о восстановлении и санации банков (The Bank Recovery and Resolution Directive 2014/59/EU). Особое внимание стоит обратить на ст. 43–44 этой директивы, в которых содержится механизм (the bail-in tool), предусматривающий использование средств частных кредиторов банка для восстановления платежеспособности банков. При этом из данного механизма прямо исключаются застрахованные вклады (тоесть вклад размером до 100 тыс. евро). Соответственно средства иных вкладчиков являются ресурсом, на использование которых нацелена директива. Таким образом, возможность использования средств вкладчиков для санации банков уже прямо содержится в законодательстве ЕС. Тем не менее директива не является нормативным актом прямого действия и требует имплементации в национальное законодательство стран-участниц ЕС. В соответствии с текстом директивы нормы, касающиеся механизма использования средств частных кредиторов (the bail-in tool) должны быть инкорпорированы в законодательство стран ЕС до 1января 2016 г.

И в заключение самое интересное.

27марта 2015 г. Комитет Европы потребовалот 11стран ЕС (включая Германию, Францию иИталию) в течение 2 месяцев привести ихзаконодательство в соответствие с нормами директивы касательно механизма использования в санации банков средств частныхкредиторов (thebail-in tool). Куда торопится ЕС? У них нет времени до 1 января 2016 г.? Чего нам следует ожидать этойосенью? Придется осторожно предположить, что Европа готовится к повторениюфинансового кризиса и в других странах ЕС. Причем в перспективе – до конца 2015года. Греческийдефолт уже открыл счет.

Автор – Алексей Мозжухов, директор международно-правового департамента IPT Group

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: