Commodore VIC-20

COMMODORE

История фирмы Commodore началась в 1947 году, когда двадцатилетний Джек Трэмил, будущий ее президент, переехал из потрепанной войной Польши в США, а затем в Канаду, где стал собирать и продавать пишущие машинки. Бизнес продвигался довольно успешно, и Джек начал расширять ассортимент продукции, занявшись сначала счетными машинками, а потом и микрокалькуляторами. Однако в 1975 году поставщик чипов – Texas Instruments – прекратил сотрудничество с Commodore. Надо было срочно выдумывать что-то новое.

Этим «новым» стало приобретение компании MOS Technology, основатель которой – Чак Педдл, бывший сотрудник Motorola – был конструктором одного из первых микропроцессоров. Чак получил задание собрать персональный компьютер и в 1977 году на Чикагской выставке передовых технологий продемонстрировал Commodore PET. Продукт произвел фурор, и компания была буквально завалена заказами. Следующая модель компьютера – Commodore VIC-20 – отличалась сверхнизкой ценой (299 долларов!), поддерживала цветную графику и звук.

Несмотря на низкий объем RAM (всего 5 кб; даже меньше чем у ZX Spectrum), VIC обладал обширным набором программного обеспечения. Commodore тем временем продолжала агрессивную ценовую политику, продавая компьютеры PET и VIC ниже себестоимости и компенсируя убытки продажей аксессуаров и программного обеспечения. Забегая вперед, скажем, что в конце концов эта неумеренность привела к краху компании.

В 1982 году вышел новый компьютер Commodore 64, ставший одним из самых продаваемых компьютеров в мире. 16-цветная графика, оригинальный звук на чипе SID (о нем мы еще расскажем отдельно), 64 килобайта ОЗУ – о чем еще мог мечтать простой американский пользователь. Поначалу компьютер стоил довольно дорого, но верная своей политике низких цен компания Commodore начала ценовую войну с Sinclair и Atari и выиграла ее.

Число пользователей росло невероятными темпами, количество программного обеспечения и игр зашкаливало за все разумные пределы. И тут, на пике развития компании, Джек Трэмил ушел в недавно купленную им фирму Atari и стал ее президентом.

А Commodore продолжала выпускать компьютеры: C128, Commodore PC, Z8000. Но ни один из них не смог повторить успех C64. Продажи падали, и к 1985 году компания оказалась по уши в долгах. Казалось, спасти Commodore уже невозможно…

AMIGA

В 1982 году четыре калифорнийских разработчика: Джей Майнер, Дейв Морс, Карл Сесенрес и Эрджи Микел – приступили к созданию нового компьютера Amiga (в переводе с испанского – «подружка»), впоследствии совершившего революцию в IT-индустрии. Взяв в качестве основы мощнейший процессор того времени Motorola M68000, они применили уникальную технологию: графика, звук и вся периферия были подвешены на отдельные специализированные микросхемы с тем, чтобы максимально разгрузить процессор для выполнения основных задач. Большинство других компьютеров использует прямо противоположную схему работы: процессор берет полное управление всей машиной на себя.

Выделение или другой шрифт: «Машины с подобной архитектурой сильно напоминают некоторый сюрреалистический завод, где директор лично носится по всем цехам от станка к станку, лишь иногда забегая в свой рабочий кабинет, где непрерывно трезвонят телефоны. На все попытки заострить внимание на абсурдности подобной ситуации следует единственный ответ – наш следующий директор будет бегать еще быстрее!» Дмитрий Михайлов «Амига #1».

Прототип изначально делался как многозадачная система, что для домашнего компьютера того времени было просто уникально. Более того, многозадачность была реализована не только на программном уровне, но и на аппаратном тоже!

Работа велась в режиме строжайшей секретности – даже близкие друзья и коллеги были уверены, что они занимаются разработкой «хитрых» джойстиков (впрочем, для прикрытия действительно было выпущено несколько моделей). Новый компьютер много раз переделывался, иногда чуть ли не с нуля. Один сотрудник хотел сделать компьютер предельно мощным, другой – максимально дешевым, третий предложил добавить как можно больше вариантов расширения, четвертый – сконцентрироваться на графике и звуке. Разработка грозила затянуться навечно, но тут у экспериментаторов стали кончаться деньги.

Пришлось показывать то, что есть, и в 1984 году Морс и Микел впервые продемонстрировали миру свое детище. В качестве демо был использован ставший впоследствии знаменитым озвученный ролик «Боинг»: шар, выкрашенный красными и белыми квадратами, летал по экрану, отражаясь от стен. Представители Commodore, участвующие в просмотре, поняли, что этот компьютер может стать их спасением, и в июле того же года приобрели компанию. Было создано специальное отделение «Commodore-Amiga», разработчикам выделили огромную сумму для дальнейшего совершенствования «подружки». Производство аппаратной части взяла на себя фирма Metacompo, а форматы файлов разработала Electronics Art.

Commodore-Amiga A1000 – первый коммерческий компьютер – был продемонстрирован в 1985 году и оказался настоящей сенсацией. Модель имела процессор 7.15 МГц, 256 кб RAM, 4-канальный звук, графику с палитрой из 4096 цветов, дисковод, мышь и многозадачную операционную систему. Цена компьютера составляла 2000 долларов, притом что IBM PC 286, выдающий меньшую производительность по ряду параметров, стоил $4000.

Поначалу продажи были не такими хорошими, как планировалось, главным образом из-за высокой цены и недостатка программного обеспечения, но спустя некоторое время разработчики прониклись потенциалом новинки и принялись писать под нее софт. Три конька Amiga: графика, анимация и звук – позволяли добиться таких результатов, для достижения которых раньше требовалось оборудование стоимостью несколько десятков тысяч долларов. Amiga использовали, например, на кабельных телевизионных каналах для управления потоком, создания заставок, джинглов и бегущих строк. Многие музыканты, в частности Норман Кук (более известный как Fatboy Slim), до сих пор используют Amiga в качестве «сердца» студии – и для сочинения музыки, и для управления приборами по MIDI-протоколу.

В 1987 году были выпущены две новые модели: Amiga 500 и Amiga 2000. Первая отличалась низкой ценой, не уступая старшим моделям в производительности. A2000 имела на борту пять слотов расширения (против одного на A1000) и видеоразъем. Появились различные модификации: со встроенным жестким диском, с двумя дисководами, с более мощным процессором, количество ОЗУ возросло до 9 Мб. В 1990-м была выпущена A3000, предоставляющая пользователю еще большие возможности. Компьютеры Amiga стали самыми продаваемыми в США и Европе. Модель 1992 года A4000 стала самой мощной в линейке, рассчитанной для профессионального применения в сфере графики, анимации и видео. В продаже появились удешевленные модели для домашнего использования: A500, A500+, A1200, а также игровые консоли CDTV и CD32.

И вроде бы все было безоблачно на личном небосклоне Commodore, но по многим причинам компания стала нести убытки. К концу 1993 года убытки составили более ста миллионов долларов, и в марте следующего года Commodore объявила о банкротстве. Что это были за причины? Неудачный маркетинг; политика постоянного удешевления продукта, из-за которой многие полезные и даже необходимые возможности были «зарезаны»; высокие цены на периферию, побуждавшие большинство пользователей покупать не коммодоровские принтеры и мониторы, а продукты третьих фирм; провал продаж игровых консолей (игры на CD почти ничем не отличались от «дискетных»); вечные проблемы с нехваткой комплектующих для сборки новых компьютеров из-за ошибок в планировании поставок и многое другое.

Кризис компании усугубило падение курса доллара на европейских рынках, а ведь именно там продавалось большинство компьютеров (к тому времени под воздействием агрессивной рекламной политики Microsoft американцы уже перешли на IBM-PC-совместимые системы). В апреле 1994 года американское отделение было расформировано, коллектив разработчиков уволен, заводы комплектующих в Шотландии и на Филиппинах закрыты.

Весь следующий год компьютерный мир переполнялся слухами: сначала остатки Commodore хотел купить Samsung, потом Philips и Amstrad, Commodore UK и CEI. Но в конце концов в 1995 году владельцем фирмы стала процветающая немецкая компания ESCOM, немедленно возобновившая производство A1200 и A4000 – спрос на них был огромен: по предварительным заказам продавались даже не сошедшие с конвейера компьютеры. Но и покровительство ESCOM длилось недолго. В 90-х годах Commodore еще несколько раз перекупали различные компании, уступая ее друг другу как не слишком ценное спорное имущество; на момент написания этой статьи она принадлежала Yeahronimo Media Ventures Inc.

ЗВУКОВОЙ ЧИП SID

Несколько лет назад один известный компьютерщик отлил пулю, заявив, что на материнских платах старых IBM PC XT содержится много золота. Некоторые плохо осведомленные личности бросились скупать старые компьютеры в надежде сильно обогатиться. Впрочем, с SID все серьезно. Шведский производитель синтезаторов Elektron в конце 90-х годов выпускает SidStation – звуковой модуль (то есть синтезатор без клавиатуры) на основе старого коммодоровского чипа MOS6581 SID (Sound Interface Device).

Чипы, разумеется, были давно сняты с производства, поэтому Elektron просто скупала старые комплектующие, с незапамятных времен пылящиеся на складах. Сама микросхема была разработана еще в начале восьмидесятых, она представляет собой уникальную смесь аналоговой и цифровой технологии, с большими возможностями управления звуком в реальном времени, оригинальным осциллятором, работающим по принципу модуляции фазы волны и мультирежимным аналоговым фильтром.

Выделение или другой шрифт: (с официального сайта Elektron): SID6581 был частью Commodore 64 – компьютера с наиболее активным хакерским сообществом. Тысячи хакеров и музыкантов изучали каждый уголок чипа, пытаясь «побить» друг друга в создании как можно более продвинутых и интересных звуков. Все это означает, что SidStation – не просто SID-чип с оригинальным звуком, но и возможность прикоснуться к 10-летнему опыту хакерского сообщества C64. Никакой другой синтезатор не даст вам такой возможности.

Синтезатор является, по сути, до предела «обрезанным» компьютером, с альтернативной операционной системой, заточенной для управления звуком. Небольшой металлический корпус грубого вида и цифровые кнопки управления (a-ля советский калькулятор) приводят в настоящий восторг! К сожалению, SidStation не продается в России, но автору статьи посчастливилось его послушать – он входит в коллекцию синтезаторов группы «Русский Размер». Звук совершенно «игрушечный», вызывает ностальгические воспоминания, но тем не менее вполне приличный по качеству.

Но и это еще не все. Несколько лет назад венгерские разработчики на тех же сидовских чипах выпустили PCI плату HardSid, которая является аппаратным синтезатором для PC-совместимых компьютеров. Смелые венгры стали комбинировать несколько чипов на одной плате, получая увеличенную полифонию. На их официальном сайте помимо интернет-магазина находится впечатляющий набор программного обеспечения для прослушивания, редакции и написания музыки с помощью HardSID. На нашем компакт-диске содержится около двадцати девяти тысяч мелодий для чипа, причем они занимают всего лишь 40 Мб в RAR-архиве. Там же есть плейер для прослушивания музыки на PC. Слушайте на здоровье!

Эмуляторы

Под Commodore, как и под другие платформы, есть эмуляторы, написанные, как правило, энтузиастами и распространяемые бесплатно. Также существует масса интернет-архивов с программным обеспечением, музыкой и играми.

– VICE (http://www.viceteam.org/) – один из самых лучших эмуляторов Commodore. Он поддерживает достаточно большой спектр моделей: C64, C128, VIC20, PET, PLUS4, CBM-II – и работает как под Windows, так и под UNIX, MS-DOS, OS/2, RISC и BeOS. Настройки программы весьма обширны: редактируются установки графики, периферийных устройств, внешних накопителей, типов RAM и ROM, клавиатурные раскладки и многое другое. Эмулятор позволяет использовать даже плату HardSid для эмуляции настоящего звука Commodore! Впрочем, если платы нет, предлагается использовать одну из трех программных моделей. Возможна загрузка и сохранение образов флоппи-дисков и картриджей, а также snap shot – текущего содержимого памяти. К эмулятору прилагаются исходники для всех желающих что-либо доделать и улучшить.

Пользоваться VICE, несмотря на ее «грозный» вид,достаточно легко. Для старта игры потребуется всего лишь запустить соответствующий эмулятор (например, x64.exe для эмуляции Commodore 64), выбрать [file] – [autostart disk/tape image…] и в появившемся окне щелкнуть курсором на образ флоппи-диска. Игра запустится автоматически, вам останется только переназначить управление джойстиком на курсор в меню [settings] – [joystick settings].

– WinUAE (http://www.winuae.net/) – единственный более-менее стабильный эмулятор Амиги под PC. В отличие от VICE, эмуляции моделей встроены в одну программу, вам остается только выбрать нужную. Существует возможность выбора одной из готовых конфигураций в меню quickstart, а если есть желание, то и создания своей – в этом случае потребуется указать полные аппаратные и программные составляющие будущего виртуального компьютера. Эмулятор поддерживает до 16 образов флоппи-дисков, умеет использовать форматированные под Amiga OS жесткие диски, а если таковых нет, применять в качестве HDD выделенный каталог на обычном винчестере.

Впрочем, все эти настройки необязательны. Достаточно прописать в меню ROM путь к файлу с операционной системой, в quickstart выбрать Amiga 500/2000, там же указать образ с программой или игрой, нажать start и все!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *