По итогам 2015 года, общий объем интернет-экономики составил всего 2,2% ВВП. При том что аудитория Рунета — почти 80 млн чел, 40 млн граждан России ни разу не пользовались интернетом.

Однако этот сегмент экономики продолжает расти и участники рынка оценивают инвестиционную привлекательность отрасли выше, чем нефте-газовой. Чем жил и будет жив Рунет в подборке экспертных мнений.

Борис Бобровников, генедиректор компании КРОК:

«Возможно, IT-рынок просел меньше, чем все остальные рынки. Но это откуда посмотреть. Ведь мы, игроки этого рынка, привыкли, что он ежегодно растёт на 18-20%. Мой личный тезис – IT не может «схлопнуться» до нуля, тогда прекратит существование сама современная цивилизация. Более того, активность на рынке просто колоссальная – корпоративные заказчики в сложное время внедряют у себя решения, которые способны сделать бизнес более эффективным и конкурентоспособным, и даже оптимизируют бизнес-критичные процессы, логистику, документооборот, финансы.

Сказать честно, я уже и подзабыл, в каком это году госсектор лидировал на IT-рынке по объему заказов, в какой-то другой жизни, в 2008-2009. А посмотрите большие проекты, которые появились в этот кризис, в 2014-2015. Например, — ситуационно-аналитический центр Центральной пригородной пассажирской компании, Единый государственный реестр автомобильных дорог» (ЕГРАД) Федерального дорожного агентств, ЕМИАС. Сейчас идет большое количество проектов, связанных с подготовкой к Чемпионату мира 2018, вообще со строительством инфраструктуры федерального значения под разные задачи. Немного подталкивает IT-рынок и законодательство, тот же закон по миграции данных увеличил количество проектов по переносу данных в российские облака ЦОД. Сегодня не только наша страна использует IT как некий катализатор экономики. Занятно, в Ирландии предполагается, что инвестиции в «облака» (а это пока одна небольшая доля IT-рынка) объемом $2 млрд создадут 10200 рабочих мест и повысят эффективность ирландских фирм. Хотя мне почему-то кажется, что стимулирование не собственно IT, а открытой честной конкуренции, подстегнет IT-рынок гораздо активнее и с более длительным позитивным эффектом. Ведь все, кто заинтересован победить в конкурентной борьбе, обязательно активно внедряют IT».

Светлана Ермаченкова, гендиректор проекта SocialKey Ads

«В этом году наибольший рост показала контекстная реклама и соцсети, а охватная медийная демонстрирует отрицательный тренд — точная копия ситуации 2008 года, но с новыми действующими лицами в главных ролях. По данным АКАР, контекстная реклама выросла на 17% с января по сентябрь 2015 года, медийная упала на 11% за первое полугодие текущего года.

Среди главных направлений 2015 года особо следует отметить рост mobile- и видеорекламы. По данным компаний AppLovin и AppsFlyer, мобильное видео — самый быстрорастущий канал. Его рост за первые восемь месяцев 2015 года составил 43% (с 23% до 66%).

Возростает интерес со стороны малого и среднего бизнеса к присутствию в социальных сетях. Этот тренд также подтверждается большим потоком брифов от клиентов за услугами SMM. Причем на вопрос про цели, которые клиенты ставят перед SMM (продажи, имидж, работа с лояльностью/негативом), большинство отвечают, что сейчас неважно, нам просто нужно присутствовать в соцсетях.

Среди актуальных тенденций хочется отметить увеличение автоматизированных закупок рекламы и работы с аудиторными сегментами; развитие комплексной аналитики; внимание к нативной (естественной) рекламе.

В 2016 году нас ожидает переориентация в сторону performance и автоматизации, больше интересных настроек для точечной работы с целевой аудиторией за счет роста экспертизы работы с Big Data как со стороны рекламодателей, так и провайдеров профилированной рекламы».

Андрей Солодилов, партнер компании AT Consulting:

«Технологии перестали существовать в отрыве от основных бизнес-процессов. Сегодня IT — инструмент для реализации целей бизнеса. И для крупных компаний вложения в эту сферу не перестанут быть актуальными, а, возможно, станут одной из приоритетных строк в бюджете в самое ближайшее время.

Одна из ярких тенденций, которая стала еще более отчетливой в уходящем году, — интерес заказчиков к развитию IT-технологий в digital-сфере. В этом сегменте сейчас активно развиваются банки, телеком-операторы и государственные структуры. Их интересует все, что связано с технологиями построения и управления порталами, взаимодействия в новых цифровых каналах с конечными пользователями их услуг. Игроки рынка вынуждены считаться с цифровой реальностью, они видят в ней вызов и одновременно возможность удержать клиентов и привлечь новых. Поэтому сегодня мы наблюдаем переход крупных компаний в цифровой мир.

Для IT-поставщиков это означает возможность развития в относительно новом направлении, которое, по моему мнению, в самое ближайшее время может быть очень перспективным с точки зрения реализации «громких» проектов, а также возможности заработать на оказании новых услуг».

Артем Гиневский, директор компании Лаборатория инвестиционных технологий:

«Совершенно ясно, что будущее — за альтернативной энергетикой, коммуникационными и IT-технологиями. Добавленная стоимость в наукоемких отраслях на каждый вложенный доллар значительно превышает уровень прибыли в нефтегазовых проектах, что доказывает успех таких гигантов, как Microsoft, Apple, Google и других лидеров IT-индустрии.

Интересные проекты в этой сфере будут появляться все чаще, что сулит инвесторам колоссальные прибыли, несопоставимые по отдаче устаревшим нефтяным проектам. Особенно привлекательны такие возможности для ограниченных по объему вложений. Несмотря на то, что нефть и газ в ближайшие десятилетия продолжат доминировать на рынке энергоносителей, их значение будет постепенно уменьшаться, уступая место возобновляемым источникам энергии, проекты развития которых требуют серьезного IT-сопровождения. Именно поэтому долгосрочные вложения в эту отрасль могут стать значительно более прибыльными».

Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком»:

«В целом год выдался непростым: падение цен на нефть, полномасштабный кризис, напряженная геополитическая обстановка. Впрочем, во всем можно увидеть свои плюсы – в этом году, наконец, стало очевидно, что информационные технологии – одна из самых выгодных сфер для вложений и инвестиций. Кризис – время перераспределения ресурсов, перезапуска бизнеса. В то время как компании, тесно связанные с сырьевой экономикой, терпят убытки, начинают развиваться другие сегменты бизнеса. IT, конечно, помогает этому развитию. Мы наблюдаем стабильный рост в ряде IT-направлений, помогающих развиваться реальному бизнесу, особенно облачных сервисов, востребованных в кризис. Это подтверждают и наши данные – стабильный рост оборота на уровне 30-35% в год, количества клиентов и глубины использования наших сервисов.

Кстати, в связи с этим хочется отметить еще один интересный итог года. Разговоры о том, что нам пора переходить от сырьевой экономики к IT-экспорту, звучали давно, но в этом году экспорт российских IT-продуктов действительно увеличился. Количество зарубежных заказов выросло, и новые российские компании вышли на мировой рынок. И с этой точки зрения год, напротив, был очень удачным».

Александр Стулов, глава представительства Riverbed Technology в России и СНГ:

«В 2015 году многие отрасли довольно предсказуемо и болезненно отреагировали на проблемы в российской экономике. Общий уровень бюджета на IT-проекты снизился на 10-15% в рублевом выражении, а в долларовом более 40-45%. Это касается как государственного финансирования, так и бюджетов отдельных индустрий, в первую очередь более консервативных с точки зрения потребления IT-услуг и продукции.

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, бизнес все равно стремится получать новые конкурентные преимущества и повышать качество своих услуг и продуктов. Именно в кризис компании понимают, что нужно что-то менять, и активнее инвестируют в перспективные информационные технологии. Растет спрос на инновационные решения, которые позволяют сократить расходы и повысить эффективность использования уже имеющегося оборудования. Это подчеркивает общую тенденцию развития IT-сектора: в отраслях, где конкурентоспособность и лояльность клиентов зависит от IT-технологий, например, телекоммуникации, электронная коммерция, программы электронных государственных услуг, бюджетирование IT-проектов сохранилось в 2015 году на прежнем высоком уровне.

Причем кризис, как и любое экономическое явление, повлиял на рынок двояко. В целом отрасли пришлось нелегко – сократились заказы, возник риск ухода многих игроков с рынка, многие проекты, в том числе и государственные, пришлось заморозить. Но существуют частные примеры успешного функционирования в это экстремальное для экономики время. Санкции и последовавшая за ними политика импортозамещения дали мощный толчок для развития российских производителей ПО. IT-сфера развивается стремительнее, чем любая другая отрасль: то, что вчера было новинкой, послезавтра может стать никому не нужным. Мы вынуждены предугадывать тенденции на несколько шагов вперед и постоянно совершенствовать свои продукты. Поэтому внедрение инновационных решений в рамках текущих экономических реалий становится еще более возможным».

Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»:

«IT-технологии находятся в первых рядах не только повышения эффективности производства товаров и услуг, но и изменения образа жизни человека. Вложения в сферу IT всегда были выгоднее, чем в нефть и газ, потому что IT-отрасль всегда была отраслью с максимальной добавленной стоимостью. Недаром, во всём малоресурсном западном мире, важнейшим ресурсом стал человек и свобода реализация его интеллектуального потенциала. Хороший пример — компания Apple, доход которой примерно равен доходу всего российского бюджета, а капитализация в 5 раз больше Газпрома и Роснефти вместе взятых.

Другое дело, что IT — это длинный и сложный цикл, поэтому простые короткие понятные схемы извлечения прибыли из энергоресурсов просто задушили всё остальное и небольшое количество успешных российских IT-проектов только подтверждают общее правило. Сейчас на фоне высокого курса доллара возникло уникальное окно возможностей экспорта высокотехнологичной продукции, которым мы обязаны воспользоваться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *