«Люди надеются на чудо – вот как жахнем всех в 2018 году», – пообещал министр спорта Виталий Мутко буквально накануне сокрушительного поражения российской команды от сборной Австрии, а после этого добродушно заметил, что надо прекратить «бросать камни в уходящих людей». Он имел в виду главного наставника сборной РФ Фабио Капелло, являющегося одним из самых высокооплачиваемых тренеров мира с окладом 7 млн евро в год. 

Российский футбольный союз (РФС) рискует заплатить неустойку в размере 21,6 млн евро в случае досрочного расторжения контракта с итальянским специалистом. Действительно, зачем горевать, ведь впереди чемпионат мира-2018. Вот только не складывается у нас как-то с грядущим мундиалем: то в ходе скандала в руководстве FIFA у нас грозят отобрать этот праздник спорта, на который уже потрачены десятки миллиардов бюджетных рублей; то строители, возводящие стадионы, намекают на необходимость нарастить смету. Одной из последних отличилось ФГУП «Спорт-инжиниринг» («Спорт-Ин»), которое строит стадион в Самаре. Сам Виталий Мутко заявил о необходимости повышения максимальной планки расходов на возведение стадиона к чемпионату мира в Самаре с текущих 13,6 до 16 млрд руб. Это притом что близкая к министерству компания стала застройщиком 7 из 12 проектов к ЧМ-2018 и реализации этих проектов «Спорт-Ин» привлекает подрядчиков. 

Виталий Мутко и ранее был замечен в отстаивании интересов «Спорт-инжиниринга». Например, как только Россия выиграла право на проведение ЧМ-2018, министр сразу же направил вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с просьбой назначить эту компанию единственным исполнителем всех проектов стадионов к чемпионату без проведения соответствующих тендеров. Однако против тогда выступила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и в итоге ФГУП «Спорт-Ин» получило под свой контроль «лишь» чуть более половины площадок. В свою очередь подрядчики поделили спускаемые сверху через «Спорт-Ин» бюджеты. Они достались нескольким небезызвестным на рынке лоббистам: Геннадию Тимченко («Стройтрансгаз»), Арасу Агаларову (Crocus Group) и Дмитрию Пумпянскому («Синара-девелопмент»). По словам Виталия Мутко, отбор генеральных подрядчиков, отвечающих за создание и реконструкцию стадионов, произведен по итогам работы межведомственной комиссии, выбиравшей более чем из ста крупнейших российских и международных компаний. Но в итоге в список попали лишь знаковые для российского рынка игроки. В июне 2014 г. Счетная палата уже выявила значительное завышение стоимости работ по проектированию стадионов, возводимых к ЧМ-2018. По мнению контрольного ведомства, справедливая стоимость проектирования семи стадионов (заказчик «Спорт-Ин») составляет 2,73, а не 5,82 млрд руб. 

По лекалам Олимпиады-80

Сам Виталий Мутко еще буквально недавно говорил, что застройщики просто обязаны уложиться в установленную смету по всем объектам. Странная чехарда с конечной стоимостью строительства продолжается ровно год, с прошлого июня, когда появилась первая информация о том, что заложенных в смету денег может не хватить. По данным «Ведомостей», подконтрольный Геннадию Тимченко «Стройтрансгаз» еще в 2014 г. обратился к Виталию Мутко с просьбой пересмотреть сметы на строительство стадионов в Волгограде и Нижнем Новгороде. По предварительным оценкам, расходы на строительство обоих стадионов должны были превысить анонсированные Минспортом 13–15 млрд руб., достигнув отметки 20 млрд руб. на каждый стадион. Весьма странная позиция, особенно учитывая то обстоятельство, что, когда подрядчики подписывались под контрактами, они явно должны были осознавать возможные риски. Да и сумма, предусмотренная на подготовку к ЧМ-2018, более чем внушительная – 660,6 млрд руб. Это притом что еще в 2010 г. вице-премьер Аркадий Дворкович оценил затраты с минимальным строительством логистической инфраструктуры в $11 млрд. По тем временам – около 330 млрд руб. В 2011 г. в расчетах Минспорта фигурировала уже сумма в 632 млрд руб., а к лету 2012 г. она выросла еще примерно на 30 млрд руб., до 660. При этом ведомство Виталия Мутко отмечало, что это минимально необходимая сумма, а чтобы провести мундиаль «по-настоящему» достойно, нужно вложить 1,39 трлн руб. Это уже сопоставимо с расходами на Олимпиаду в Сочи, которая обошлась более чем в 1,5 трлн руб., напоминают эксперты. Что на языке чиновников означает «достойно», можно понять, вспомнив Олимпиаду в Ванкувере, где сам господин Мутко жил в шикарном номере отеля Fairmont Hotel Vancouver за 1499 канадских долларов (примерно $1220) в сутки. При этом чиновники умудрились даже не закупить форму для наших спортсменов. Сам фигурант этого скандала назвал проверку расходов на Ванкувер «ловлей блох». Действительно, израсходованные министром $32 000 – мелочь по сравнению с бюджетами Олимпиады в Сочи и грядущего чемпионата по футболу. Только одно уточнение: за время подготовки к Играм в Сочи сменилось четыре руководителя госкомпании «Олимпстрой» и было возбуждено свыше 50 уголовных дел. 

Директор по развитию Ассоциации спортивных сооружений (ARTC) Антон Шипнягов полагает, что есть одна важная причина столь существенного просчета в сметах, помимо западных санкций и девальвации рубля. К моменту, когда Россия выиграла право на проведение ЧМ-2018, в стране были напрочь утрачены компетенции по проектированию и строительству футбольных, легкоатлетических стадионов и стадионов со смешанным спортивным ядром. Олимпиада-1980 была давно, а новых спортсооружений подобного класса не строилось три десятка лет. За это время в Европе спортивная инфраструктура сделала большой шаг вперед, и все новинки попали в технические регламенты по проектированию и строительству арен. Современные регламенты FIFA подробно описывают платежно-пропускную систему, системы видеонаблюдения, звукового сопровождения матчей, требования к трансляциям, пресс-центрам, местам для интервью, размещения рекламы, требования к медицинскому обеспечению матчей, безопасности, организации питания зрителей и тысячи других тонкостей. «Когда я в 2010 г. сравнил регламенты FIFA и РФС, то увидел, что у нас почти ничего этого нет. Вследствие отсутствия современной инфраструктуры требования РФС к стадионам не соответствовали требованиям жизни», – констатирует Антон Шипнягов. 

Сегодня российские проектировщики объектов к ЧМ-2018 столкнулись с твердой позицией FIFA, не собирающейся снижать планку требований к объектам. Именно это заставляет их вносить изменения в технические задания и переделывать все заново. По сути, разница между техническим заданием, написанным на авось, и техническим заданием после жестких разговоров с FIFA и следующие после этого расходы – это и есть цена утраченных компетенций. «Поэтому я бы не стал искать коварного умысла там, где бал правит такая привычная надежда на авось пронесет. Все делают свою работу: российские чиновники пытаются урезать бюджет с самого начала, функционеры FIFA требуют поддерживать высокие стандарты», – поясняет Антон Шипнягов. Где будет найдена та самая золотая середина и не останутся ли именно подрядчики крайними, пока сказать сложно.

В 5 раз за 5 лет

На прошлой неделе государство попыталось официально ограничить аппетиты тех, кто хочет превратить российский мундиаль в очередную «стройку века». Общая сумма расходов на подготовку к проведению в РФ в 2018 г. чемпионата мира по футболу сокращена более чем на 29 млрд руб., что следует из постановления правительства, опубликованного 22 июня. Теперь максимальная прогнозная стоимость подготовки мундиаля составляет 631,5 млрд руб. При этом объемы расходов федерального бюджета практически не изменились. Из казны планируется выделить в общей сложности свыше 335 млрд руб., расходы регионов снизились со 101 до 97 млрд руб. А вот затраты компаний сократились более чем на 10% – с 223,8 до 199,1 млрд руб. Не исключено, что причиной стали именно «жалобы» подрядчиков на непомерную финансовую нагрузку. Но и эта сумма еще не окончательная, полагают эксперты, она может еще вырасти, либо государство вновь возьмет на себя дополнительную часть расходов. 

«Бюджет программы по подготовке и проведению чемпионата мира, согласно изначальному постановлению правительства от 20 июня 2013 г., был оценен в 664 млрд руб. За два года реализации программы ее бюджет сохранился, и даже незначительно уменьшился до 631 млрд руб. благодаря корректировке, проводимой правительством страны», – пояснили «Ко» в оргкомитете чемпионата мира по футболу FIFA «Россия-2018». В частности, во второй половине 2014 г. с FIFA было согласовано уменьшение вместимости двух арен турнира в Екатеринбурге и Калининграде с 45 000 до 35 000 мест. В настоящий момент закончена разработка новой проектной документации стадиона в Екатеринбурге, проект арены в Калининграде будет завершен в ближайшее время, сообщили в оргкомитете. Однако там подтвердили, что общая стоимость работ по строительству и реконструкции обоих стадионов будет известна только после выдачи заключения госэкпертизы. «В части оптимизации проектов других стадионов предлагается внести изменения в проект арены в Ростове-на-Дону. В частности, планируется корректировка фасада стадиона, а также корректировка конструкции и покрытия навеса над трибунами стадиона», – говорит представитель организации. Как ранее отмечал Виталий Мутко, сокращение числа мест позволит сэкономить по 1-2 млрд руб. на каждом объекте. Кроме того, уменьшится количество возводимых к чемпионату мира тренировочных площадок: вместо первоначально заявленных 48 будет построено 37, а одну перенесут в другой город. Но даст ли это экономию в 29 млрд руб. – большой вопрос. 

«Что касается сокращения зрительских мест, то это невозможно, так как у FIFA здесь требования строгие. Они не допустят проведения матча на стадионе, на котором мест на 10% меньше, чем требует матч соответствующего уровня. Учитывая, что государство приняло на себя обязательство по проведению ЧМ-2018 в соответствии с международными стандартами, уверен, что к вопросу финансирования объектов, если оно потребуется, отнесутся серьезно», – говорит Антон Шипнягов. Получается, что государству деваться некуда – только повышать смету. Напомним, что смета Олимпиады в Сочи за пять лет выросла примерно в пять раз. Не исключено, что так будет и с ЧМ-2018, несмотря на все заявления чиновников о том, что денег более не дадут. 

Свая в бюджет

За примером далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить историю возведения стадиона «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге, который, как и Олимпиада в Сочи, может стать самой дорогой площадкой в истории. Все началось с того, что в 2007 г. бывшая тогда губернатором Северной столицы Валентина Матвиенко сообщила, что стадион «Зенит» должен открыться в марте 2009 г. Потом было еще несколько изменений по датам окончания работ и сдачи в эксплуатацию новой арены. Сейчас его намерены сдать уже к маю 2016 г. Изначально строительство планировалось осуществлять за счет компании «Газпром», а стоимость проекта оценивалась в 6,7 млрд руб. Потом стала появляться информация о средствах из городского бюджета, а сумма возросла до 14 млрд руб. В 2008 г. стоимость арены увеличилась до 23,7 млрд руб., а Санкт-Петербургу пришлось даже отказаться от финансирования Охта-центра.

«Также в 2008 г. сменился подрядчик. С компанией «Авант» (контролировалась предпринимателем Григорием Фельдманом. – Прим. «Ко») было подписано соглашение о расторжении контракта. В декабре 2009 г. были обнаружены критерии, не соответствующие требованиям FIFA, где основные претензии предъявлялись к конструкциям трибун, – напоминает Григорий Ильин из компании «Биплан». – После чего для доработки арены был привлечен новый генпроектировщик – «Моспроект-4», у которого уже имелся опыт проектирования стадиона московского «Локомотива». 

После всех доработок смета на строительство выросла почти до 40 млрд руб. Окончательную сумму – 43 млрд руб. – власти Санкт-Петербурга внесли на утверждение в октябре 2012 г. Но уже в 2014 г. стало известно, что стоимость строительства подрастет в связи с перепадом курса валют и увеличением цен на материалы. Однако в документах к ЧМ-2018 четко записано – стоимость стадиона должна составлять не более 35 млрд руб. Откуда планируется взять недостающие 5 млрд руб., пока непонятно. Да и маловероятно, что удастся вообще втиснуться в указанные рамки. «В истории со строительством стадиона для «Зенита» нашлось место всему. Возможно, смета умышленно занижалась, чтобы не пугать своим масштабом. Но то, как она росла и как менялись сроки сдачи объекта, говорит о том, что дело далеко не в банальных ошибках. Конечно, есть какие-то факторы, но чтобы смета выросла ровно в семь раз по сравнению с изначальной стоимостью проекта, это странно», – отмечает Григорий Ильин. Всем должно быть понятно, что стадион, который планировался в 2009 г., и стадион, который появится в мае 2016 г., это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Никто не станет спорить о красоте или функциональности новой арены, но вот сама история ее строительства вызывает множество вопросов.

На примере строительства «Зенит Арены» все начали искать недостатки в других объектах. В Сочи и Казани стадионы уже достроены, и на них можно не только посмотреть, но и побывать внутри. Поэтому Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору решила проверить ЗАО «Крокус интернешнл», которое строит «Ростов-Арену». Выяснилось, что используются не те сваи, что ранее были указаны в документах, они на четыре метра короче первоначально выбранных. Подрядчик все списывал на рост курса доллара по отношению к рублю, в связи с чем возникла потребность в оптимизации финансирования. Да и 28-метровые сваи, по словам представителя компании, совсем не годятся для работ в данном месте – из-за особенностей почвы даже более короткие сваи в нее забить сложно. Кроме того, подрядчик решил уменьшить само количество свай с 30 000 до 24 000. Обоснованны ли доводы подрядчика или он просто решил сэкономить на безопасности, будет решать арбитражный суд. Первое заседание намечено уже на 30 июня. «При строительстве стадиона можно экономить на многом, главное – соблюдать требования безопасности. Кто-то экономит на цементе, кто-то – на сваях, ну а кто-то предпочитает грунт. В основном все это происходит на начальных этапах строительства. Чем ближе срок сдачи объекта, тем меньше остается вариантов, на которые можно списать ощутимую сумму», – поясняет Григорий Ильин. «Многие подрядчики пытаются незаметно удешевить себестоимость строительства, прибегнуть к уловкам, и это происходит почти на любой стройке. Но на это есть контроль заказчика и Госстройнадзор. Их предписания являются очень серьезным звонком для любого подрядчика, потому что на основании их свои решения принимают правоохранители, – комментирует Антон Шипнягов. – За использование, как вы говорите, «более дешевых свай» должны выставлять предписания подрядчикам и техническим заказчикам именно региональные госстройнадзоры». 

Бремя социальной нагрузки

«Рост курса валют негативно сказался на увеличении закупочных цен импортного оборудования, а контрактная стоимость зафиксирована в рублях. По некоторым позициям стоимость оборудования выросла на 40–50%», – сетует официальный представитель ОАО «Стройтрансгаз» Евгения Новосад. По ее словам, если не заниматься оптимизацией, то перерасход установленных смет может быть 10–15%. Но «Стройтрансгаз» не собирается выходить из утвержденного бюджета. На сегодняшний день смета составляет 17,02 млрд руб. для стадиона в Нижнем Новгороде и 16,3 млрд руб. – в Волгограде. «Мы нашли варианты, как не выйти за рамки сметы. При этом все решения будут соответствовать требованиям заказчика в лице Минспорта РФ и FIFA, – пояснила «Ко» Евгения Новосад. – Мы разработали ряд решений в сотрудничестве с научно-исследовательским центром строительства, ведем большую совместную работу с Минпромторгом РФ, Минспортом и «Спорт-Ин», с регионами». По ее словам, компания активно прорабатывает варианты импортозамещения изначально запроектированных решений. Оптимизация возможна и за счет сокращения сроков. По контракту стадионы должны быть сданы в ноябре 2017 г., но компания планирует завершить работу на два-три месяца раньше. «Наибольший потенциал по импортозамещению существует для инженерных систем, которые на 95% по проектной документации должны были поставляться по импортным материалам, начиная от кабельной, трубной продукции и заканчивая сложным оборудованием – это центральные кондиционеры, системы освещения, технологические системы связи», – перечисляют в «Стройтрансгазе». Crocus Group также пытается сократить расходы. В частности, у стадиона в Ростове-на-Дону первоначально планировалось сделать крышу из двух перекрывающих друг друга частей, но от этой идеи решили отказаться, теперь крыша будет сплошной, что сделает ее более простой в возведении и, следовательно, более дешевой. Кроме того, планируется сократить количество лифтов на стадионе – с 45 до 25.

«В последнее время многие компании-подрядчики заявили об увеличении стоимости проектов в связи с перепадом курса валют. Наверное, это и правда так, потому что санкции отразились на многих областях бизнеса. Но в чем тогда были проблемы раньше? – недоумевает Григорий Ильин. – Компания «Спорт-инжиниринг», которая занимается реконструкцией арены, продлила снос стадиона «Центральный» ровно на год. А из-за неудачного места строительства будет довольно проблематично организовать парковки и обустроить прилегающую к стадиону территорию». Такие решения, по словам эксперта, не могут называться ошибками, так как они носят системный характер. Безусловно, кризис внес свою лепту в увеличение бюджетов, но только ли он? Кто-то изначально занижал стоимость специально, кто-то просто переоценил свои шансы. В этой ситуации необходимо либо «сходить с дистанции», признавшись, что денег не хватит, либо мухлевать с более короткими сваями, качеством цемента и т.д. Но все это может вылиться в уголовные дела, как в ситуации с «Олимпстроем». Необходимо констатировать, что нынешняя подготовка к ЧМ-2018 постепенно превращается в аналог олимпийской стройки, причем не только по соразмерности расходов, но и по тому, что для частных компаний она станет своего рода «социальным бременем бизнеса», не принеся фактически никакого дохода. 

 

Площадки чемпионата мира по футболу-2018

1. Стадион «Лужники» в Москве. Вместимость после реконструкции составит 81 000 мест. Работы оценены в 22 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – КП «Большая спортивная арена «Лужники».

Генеральный подрядчик – ОАО «Мосинжпроект».

2. Стадион «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге. Вместимость составит 69 000 мест. Стоимость проекта – 35 млрд руб. 

Заказчик – Комитет по строительству Санкт-Петербурга.

Генеральный подрядчик – «Трансстрой».

3. Стадион «Открытие Арена» в Москве. Вместимость – 45 000 мест. Стоимость проекта – 14,5 млрд руб. 

Заказчик – структуры бизнесмена Леонида Федуна.

Генеральный подрядчик – ООО «Стадион «Спартак».

4. Стадион «Казань Арена» в Казани. Вместимость арены – 45 000 мест. Стоимость – 14,4 млрд руб.

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – «Стройтрансгаз».

5. Стадион в Ростове-на-Дону («Ростов-Арена»). Вместимость – 45 000 мест. Стоимость проекта – 18,74 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – Crocus Group.

6. Стадион в Нижнем Новгороде. Вместимость – 45 000 мест. Стоимость проекта – 17,02 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – «Стройтрансгаз».

7. Стадион «Победа» в Волгограде. Вместимость – 45 000 мест. Стоимость проекта – 16,5 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – «Стройтрансгаз».

8. Стадион в Самаре. Вместимость – 45 000 мест. Стоимость проекта – 13,2 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – ПСО «Казань».

9. Стадион в Саранске. Вместимость – 44 695 мест. Стоимость проекта – 17 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – ПСО «Казань».

10. Стадион «Фишт» в Сочи. Вместимость – около 40 000 мест. Стоимость строительства и реконструкции – примерно 23 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – администрация Краснодарского края.

Генеральный подрядчик – «Ингеоком».

11. Стадион «Центральный» в Екатеринбурге. Вместимость – 35 000 мест. Проект проходит госэкспертизу, стоимость его строительства пока не утверждена. Ранее называлась цифра в 8 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – «Синара-девелопмент».

12. Стадион «Арена Балтика» в Калининграде. Вместимость – 35 000 мест. Стоимость проекта – 17,5 млрд руб. 

Заказчик (застройщик) – «Спорт-Ин».

Генеральный подрядчик – Crocus Group.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *