Основатель PayPal Илон Маск создал корпорацию SpaceX, а у создателя видеоигр Doom и Quake Джона Кармака есть компания по постройке ракетных аппаратов Armadillo Aerospace. Известно, что Пол Аллен, один из «основоположников» Microsoft, инвестировал в разработку туристического челнока SpaceShipOne, а затем продал эти наработки компании Virgin Galactic Ричарда Бренсона. Существуют совсем уж утопические проекты. Например, Эрик Шмидт и Ларри Пейдж из Google и Чарльз Симони из Microsoft инвестировали в Planetary Resources, предприятие по добыче драгоценных металлов на астероидах.

«В США инвестиции в космические стартапы – обычное дело. Ими занимаются многие успешные предприниматели и солидные венчурные фонды. Российской частной космонавтике мешают две вещи – осторожность инвесторов и бюрократические барьеры», – отмечает Алексей Калтушкин, генеральный директор первой в частном ракетостроении компании «Лин Индастриал».

Битва за Луну

«Лин Индастриал» основали в январе 2014 г. Александр Ильин и Алексей Калтушкин.Алексей Калтушкин – специалист по вычислительной технике. В прошлом он работал в таких международных компаниях, как Nokia, Siemens и Microsoft, и к тому же владеет собственным IT-бизнесом. Зато генеральный конструктор «Лин Индастриал», выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Ильин трудился в одном из ведущих предприятий отечественной космической отрасли – ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В 2012–2013 гг. Александр Ильин был соинвестором компании «Селеноход», единственной отечественной команды, участвовавшей в международном конкурсе Google Lunar X Prize по созданию первого в истории частного лунохода.

Сейчас «Лин Индастриал» находится в стадии стартапа, у нее нет ни прибыли, ни выручки, а небольшие собственные средства основателей и спонсоров тратятся на инженерную проработку проектов.

Так, в частности, компания разрабатывает ракету сверхлегкого класса, которая сможет выводить в космос полезную нагрузку массой до 100 кг. Инвестиции, необходимые для создания и испытаний, оцениваются в $8млн. Срок окупаемости после создания ракеты – 9–10 пусков, или примерно два с половиной года. При цене выведенияспутников в $30000за 1 кг на низкой околоземной орбите один запуск, по расчетам «Лин Индастриал», будет приносить около $1 млн чистой прибыли.

Найдутся ли потребители этих услуг? Рынок запуска малых космических аппаратов в мире стремительно растет. За три последних года он увеличился с нескольких десятков до двух сотен аппаратов в год. Его объем– почти $1 млрд ежегодно. Заказчики на 40% – университеты; военные– 19%; космические агентства – 18%; на коммерческие и некоммерческие организации приходится по 9%; на государственные научные организации – около 3%. «В России мы рассчитываем на заказы от молодых частных компаний, производящих малые спутники. Это «Даурия Аэроспейс» и «Спутникс», – поясняет Алексей Калтушкин. – Мы с ними уже обсуждали сотрудничество, и они готовы заказать пуск у российского космического «частника». Также нашими запусками интересуются российские вузы – МАИ и МГУ и Хельсинкский университет».

Кроме легкой ракеты, «Лин Индастриал» совместно с Русским воздухоплавательным обществом создает «Высокий старт» – систему пуска ракет с дирижаблей. Стартующий с дирижабля с высоты около 10км носитель способен выводить в космос больше груза и не привязан к космодрому. «С дирижабля можно запускать тот же «Таймыр», однако мы начнем с ракеты попроще, которая не выходит на орбиту, а поднимается на высоту до 100 км, – рассказывают в компании. – Однако и эту идею можно коммерциализировать: такие аппараты нужны метеорологам и ученым, ведь после развала СССР запас советских высотных ракет почти исчерпан, а также военным и МЧС– для оперативной съемки местности в зоне конфликтов и чрезвычайных ситуаций». Начальные инвестиции в проект высотной ракеты – $0,5 млн.

«Высокий старт» позволяет отчасти решить проблему наземной инфраструктуры. «Полноценное развитие частной космонавтики станет возможным только тогда, когда будет создана полностью частная инфраструктура, потому что главные капиталовложения – это не космические корабли или спутники, как можно подумать, а глобальная инфраструктура, то есть системы коммуникаций, резервуары для хранения топлива, ЦУПы и многое другое. Все это очень дорого и сейчас может поддерживаться только государством, – уверен научный журналист Антон Первушин. – Было бы гораздо проще, если бы какой-нибудь миллиардер взял и все это оплатил, а потом попытался получить прибыль из полетов, когда система уже начнет работать. Но на уровне разговоров и пожеланий это будет еще лет двадцать-тридцать».

Пока не появится частная инфраструктура, негосударственные компании будут только на подхвате, выполняя роль субподрядчиков у космических агентств. Хотя в теории готовы и посоперничать.

«Лин Индастриал», кроме прочего, разрабатывает для России проект государственной стратегии освоения космоса на ближайшие двадцать лет под названием «Луна семь». «Мы считаем, что построение лунной базы даст народу вдохновение, а экономике– новые технологии, – презентует программу Алексей Калтушкин. – «Луна семь» долгое время разрабатывалась неофициально, но недавно мы начали сотрудничать с «Институтом национальной стратегии» и надеемся, что в ближайшее время представим ее членам правительства. Тогда общество и власть смогут выбрать между официальной стратегией Роскосмоса, программами, создаваемыми различными компаниями и группами, и нашей «Луной семь».

Ожидается, что федеральная космическая программа будет представлена правительству до конца 2014 г. Роскосмос оценил средства, необходимые для ее реализации на ближайшие два года, в 2,436 трлн руб., почти две трети агентство планирует потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе на создание сверхтяжелой ракеты для запусков с космодрома Восточный, на разработку робота-космонавта, который должен будет помогать экипажу МКС при выходах в открытый космос, на испытания нового пилотируемого корабля, на введение в строй автоматической системы воздействия на астероиды, кометы и космический мусор и создание опытных образцов грузовых транспортно-манипуляционных машин для перспективной высадки на Луне. «Битва за Луну» обещает быть интересной, хотя силы претендентов очень уж неравны. Но мы же помним: главное – очень захотеть.

Из ритейла – к звездам

В2011–2012 гг. владелец «Техносилы», сети с годовым оборотом примерно в $1млрд, и «Уютерры» Михаил Кокорич продал бизнес – из-за «звезднойболезни». Совместно с однокашниками по физматшколе и еще одним физиком-теоретиком они затеяли бизнес, «имеющий большие перспективы роста». Вложили $10млн в создание частной компании «Даурия Аэроспейс», которая в 2011 г. получила лицензию на космическую деятельность и специализируется на производстве космических спутников, являясь резидентом «Сколково».

Уже в конце 2012 г. «Даурия Аэроспэйс» выиграла тендер Роскосмоса на производство двух микроспутников для оптической съемки. В самой компании считают, что заключение контракта на $10 млн (по тому курсу) стало возможным благодаря тому, что спутник готовы были построить за миллионы долларов, а не за десятки или сотни миллионов, которые предлагались российскими космическими авторитетами.

«Соперничества с государством практически нет, потому что пока компания занимается такими мелкими вещами, на которые государственные российские гиганты раньше просто не обращали внимания. Если компания привыкла строить многотонные космические аппараты, стоящие сотни миллионов долларов, то им неинтересно на десятки миллионов долларов отвлекаться, заниматься наноспутниками размером с чемодан», – отмечает Виталий Егоров, представитель «Даурии Аэроспейс». Вплюс компании идет ее интернациональность: производство комплектующих в мире дешевеет, и «Даурия Аэроспейс» более мобильна в выборе партнеров.

Компания позиционирует себя как международную группу. Ее штаб-квартира находится в Мюнхене – для удобства связи с международными партнерами, и чтобы в текущей политической ситуации словом «российская» не распугать, но ядро сосредоточено в РФ, так как руководство, инвесторы происходят из России, и здесь же сосредоточено основное производство. Хотя два первых спутника сделаны в Калифорнии. В ночь с 19на 20 июня состоялся первый пуск спутников, сейчас их в группировке «Даурии Аэроспейс» уже три.

Третий собран в России. «Это тестовые технологические платформы с небольшой полезной нагрузкой: установлено оборудование для мониторинга судов в Мировом океане. Но основная цель запуска – отработка технологии, и с этой задачей мы успешно справились», – сказал «Ко» Виталий Егоров. Компания занимается производством спутников и разработкой двух собственных группировок спутников, которые будут производить съемку местности в разрешении от 3 до 22метров на пиксель. Стоимость одного спутника составляет примерно $3млн. «Окупаемость в космонавтике– это долгая история, – рассуждает Виталий Егоров. – Первый доход предполагается получить в следующем году или через год». Окупить вложения рассчитывают не ранее чем через пять лет.

Первый раунд инвестиций состоялся в октябре 2013 г.: инвестиционный фонд I2BF Global Ventures (международный венчурный фонд, основан в 2005 г. Ильей Голубовичем в Силиконовой долине, специализируется на инвестициях в проекты чистой энергии и нанотехнологий, с 2010 г. сотрудничает с «ВТБ Капитал»; средний объем инвестиций начинается от $500000) вложил в проекты «Даурии Аэроспейс» $20 млн. Сейчас, по сообщению представителя компании, идет подготовка ко второму раунду привлечения инвестиций.

В сентябре 2014 г. компания Михаила Кокорича также получила грант от «Сколково» на 150 млн руб. на изготовление спутника для съемки в высоком разрешении. Этот проект более коммерческий: с помощью такого спутника можно вести мониторинг городских территорий, что может быть интересно не только бюджетным заказчикам, но и коммерческим структурам. «Из космоса можно, например, проводить мониторинг заполняемости парковок у гипермаркетов, вследствие чего можно судить об интенсивности торговли, проводить планирование дальнейшей работы, расширять сети и шпионить за конкурентами. Это лишь один пример. Чем чаще производится съемка одного и того же места, тем больше способов применения этих данных можно придумать», – говорит представитель «Даурии Аэроспейс».

В данный момент есть еще три соглашения на изготовление трех спутников стоимостью по $100 млн, поэтому контракт с Роскосмосом уже не выглядит столь солидно. Два спутника «Даурия Аэроспейс» делает для индийской телекоммуникационной компании.

Но основной доход она планирует извлекать не из производства спутников, а из продажи спутниковых данных.

Проект первого оптического спутника, позволяющего съемку с разрешением 22 м, лучшее применение имеет в сельском хозяйстве, в точном земледелии, когда компьютер по спутниковым данным определяет необходимость того или иного действия на поле – полив, внесение удобрений, прополка… В России до таких сельхозтехнологий практически как до космоса. В Европе, США и даже в странах Южной Америки это уже обычная практика, поэтому спрос там на подобную космическую информацию гораздо выше. Российский рынок космических данных в принципе не может удовлетворить спрос, поэтому «Даурия Аэроспейс» изначально планирует работать на глобальный рынок. Но здесь придется побороться, конкуренция, в отличие от РФ, слишком велика. На мировом уровне, по большей части в США, появилось свыше десятка компаний, специализующихся на производстве и запуске наноспутников, примерно на тех же направлениях деятельности. «Это уже драйв, гонка. Кто успеет, тот в выигрыше», – считают в «Даурии Аэроспейс».

«Западные компании, которые уже давно на рынке представлены, ни пяди космоса не отдадут и будут чувствовать себя хозяевами. Нашим компаниям остаются только локальные сектора в специальной съемке земной поверхности, если, конечно, смогут ухватить», – уверен Антон Первушин.

Мечта резидентов

Практически одновременно с «Даурией Аэроспейс» наноспутник запустила еще одна молодая российская компания, также резидент «Сколково» – «Спутникс». Компания создана в 2011 г. Она является «дочкой» научной компании «Сканэкс», самый большой пакет акций которой принадлежит Сергею Недорослеву, председателю совета директоров корпорации «Каскол», куда входят различные активы в высокотехнологичных отраслях промышленности. Среди ее «дочек» – НПО «Энергомаш», международный инженерный центр «Икар», авиатакси Dexter и др.

Миссия запущенного летом спутника «Таблетсат-Аврора» – дистанционное зондирование Земли. «Разрабатываемые в «Спутникс» технологии и служебные системы позволяют создавать микроспутники массой от 10 до 50 кг, включая полезную нагрузку. Микроспутник состоит из унифицированных элементов, легко собирается, быстро интегрируется на ракету-носитель и запускается. После запуска он совместим по характеристикам радиоканалов с широким спектром наземных приемных станций управления, приема телеметрии и научной информации» – отмечено на сайте компании. Весь бюджет проекта «Аврора» уложился в сумму около $1млн, в основном за счет гранта «Сколково».

На Землю будет передаваться поток данных, которые используются для природно-ресурсного мониторинга и других задач. В компании рассчитывают, что продукция будет востребована в промышленности, в образовательных и научных организациях. С рядом организаций уже прорабатываются конкретные проекты на базе микроспутниковых технологий– платформ и служебных систем.

Но, в отличие от международной «Даурии», «Спутникс» делает ставку на российское происхождение: «Наше преимущество как российской компании в том, что именно Россия обладает основными возможностями по запускам космических аппаратов на орбиту. Надо просто грамотно построить отношения с пусковыми операторами, предложить им выводить малые спутники на регулярной основе, используя для этого, например, универсальный транспортно-пусковой механизм. А заказчикам предлагать платформу, оптимально подходящую для большинства экспериментальных задач и совместимую с этим пусковым механизмом и имеющую все шансы быть запущенной на ближайшем носителе из целого спектра имеющихся».

Только просто договориться иногда бывает проблематично. Переговоры со «Спутниксом» ведут и «Лин Индастриал», и «Даурия Аэроспейс». Вместе бороться легче, а игра того стоит: объем мирового рынка спутниковыхснимков составляет около $1,5млрд, при этом доля России не превышает 7%. Рынок всех космических услуг, включая запуски спутников и кораблей, разработку военной техники, метеоуслуги, услуги связи, навигации, медицины, сегодня составляет, по разным оценкам, от $300до $400млрд, российская доля – неболее 2%. Размах возможен космический.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *