На протяжении всей 11-летней истории холдинг New Media Stars привлекал внимание общественности своими проектами, в числе которых интернет-издания dni.ru и vzglyad.ru, книги-бестселлеры «Духless» и «Метро-2033», популярная онлайн-игра «Дозоры». Но, кроме успешного бизнеса, известности New Media Stars способствует публичность руководителей компании. Еще на заре становления холдинга, когда первоначальный капитал делался на развлекательных и порнографических порталах, его основатель Константин Рыков, характеризуя свой стартап, сказал: «Я зарабатываю за ночь столько, сколько «Яндекс» за год». Фраза передавалась из уст в уста и вкупе с личным имиджем «человека из тусовки» обеспечила Рыкову и его детищу мощный пиар. Несколько лет назад Константин Рыков из тусовщика и главного идеолога контркультурного Рунета превратился в политика, члена партии «Единая Россия».

Сегодня Константину Рыкову даже посвящена статья в «Википедии», откуда можно узнать, что в качестве депутата господин Рыков обещал лоббировать законопроекты, связанные с обеспечением сел и малых городов нашей страны новыми технологиями и подключением к Интернету, а также планировал продолжать реализацию проекта «Слава России», направленного на пропаганду во Всемирной паутине положительного образа РФ, а также идеологии «Единой России». «По общепринятой версии, холдинг Рыкова поднялся на политических деньгах и админресурсе, источник которых находился в администрации президента, — объясняет успех New Media Stars Михаил Голованов, генеральный директор Insiders on-line. — В нелояльных власти проектах эта компания не участвует априори». Зато принимает участие в законодательных инициативах регулирования пространства Интернета.

Сегодня у руля холдинга — однокурсник Константина Рыкова по плехановской академии Дмитрий Ицков. Он стоял у истоков бизнеса, хорошо усвоив правила игры на отечественном медиарынке и приобретя умение интриговать общественность, оставаясь на грани между сумасшедшей популярностью и популярным сумасшествием. Не забывая при этом демонстрировать верноподданнические чувства.

«Когда б вы знали, из какого сора…»

Холдинг New Media Stars начал свою деятельность в 2000 г. с появления газеты dni.ru и через пять лет состоял из целого ряда направлений: интернет-СМИ, печатные СМИ, онлайн-развлечения и продюсирование медиапроектов.

Но не менее интересна предыстория New Media Stars — этап накопления первоначального капитала, пришедшийся на 1998 — 2000 гг.

Как утверждает сайт allseo.ru, в 1998 г. нынешний владелец New Media Stars, депутат от «Единой России» Константин Рыков создает молодежный интернет-проект Fack.ru — сайт, состоящий из материалов, написанных с использованием ненормативной лексики и без соблюдения правил русского языка, а также запускает целый ряд развлекательных и эротических сайтов, которые первое время оформляет на себя, а позднее — на своих сотрудников. Первоначальный капитал, заработанный таким образом, господин Рыков вложил в расширение бизнеса в области пиар-услуг. В 2000 г. появился интернет-портал dni.ru, посещаемость которого почти сразу стала очень высокой. Как рассказывает в одном из интервью основатель журнала «Столица», автор романа-памфлета «Советник президента» Андрей Мальгин, «главную для новых сайтов проблему — накрутку трафика, то есть увеличение статистики посещений, Костя решил до гениальности просто. Взял и разместил баннер «Дней» на своих же эротических и развлекательных ресурсах типа www.erotoman.ru или www.anekdotov.net. И народ повалил!» Ноу-хау Рыкова прижилось на рынке. «Очень много крупных холдингов, которые сегодня в реальных топах, до сих пор не гнушаются порнотрафиком», — отмечает Влад Титов, директор PR-бюро Vovlekay. Константин Рыков также является одним из создателей системы баннерного обмена в Рунете.

В 2007 г. холдинг Рыкова польстился на популярную интернет-игру «Дозоры». Тогда же в СМИ впервые громко прозвучало имя Дмитрия Ицкова (в то время генерального директора интернет-газеты «Взгляд.ру»), в одну ночь ставшего 100-процентным владельцем ООО «Дозоры». Господин Ицков заявлял, что таким образом спасает компанию от банкротства, однако разработчики, как сообщал в 2007 г. «Коммерсантъ», обвинили его в рейдерском захвате. «Игра продолжает приносить доход, — комментирует Дмитрий Ицков старый скандал. — А насчет той медийной истории… Она была вполне закономерна, поскольку в игру вовлечено много людей, это настоящая социальная сеть. Неудивительно, что журналисты, среди которых оказались игроки «Дозоров», даже пытались обвинить меня в мошенничестве. Но ситуация разрешилась быстрее, чем утихли домысли и сплетни. Нам с партнерами удалось сесть за стол переговоров, в ходе которых мы поняли, что сложности возникли из-за недостатка общения. Уже давно друг к другу нет никаких претензий».

Сейчас приоритетным направлением в холдинге считаются интернет-СМИ, хотя игровое тоже присутствует. Соотношение прибыли от проектов в New Media Stars не раскрывают, так же не озвучивается и годовой оборот компании. По оценкам экспертов УК «Финам», ее годовой оборот может составлять порядка $6-8 млн.

Операция «Преемник»

Дмитрий Ицков родился в 1980 г., закончил Российскую экономическую академию имени Плеханова и в 30 лет стал президентом и совладельцем холдинга New Media Stars. А начиналось все с мальчишеского интереса к компьютерам еще в школе, тогда Дмитрий подрабатывал настройками софта знакомым. Во время учебы в академии он пробовал зарабатывать на бирже, находившейся по соседству с вузом, но первой серьезной деятельностью стали интернет-проекты, для работы в которых Дмитрия пригласил Константин Рыков. «Если честно, Интернет мне очень нравился, но его потенциал на тот момент я недооценивал, — рассказал «Ко» Дмитрий Ицков о своем приходе в этот бизнес. — И по окончании учебы в экономической академии видел себя в более традиционной сфере бизнеса». Однако спустя несколько лет отдельные проекты переросли в полноценный медиабизнес. Компания прошла стандартный путь становления начала 2000-х. Сначала в ней работало всего несколько сотрудников, потом несколько десятков, потом уже больше сотни. «Для запуска в 1990-х большинства тогдашних интернет-бизнесов из ресурсов требовались только свежая голова и пара единомышленников, работающих из дома на 386 компьютерах, — комментирует становление медиахолдинга Влад Титов. — Затем логичная диверсификация в желтое интернет-СМИ. Вот тут уже, конечно, инвестиция накопленного ранее капитала. Но изначально это только интуиция и предпринимательский напор». Согласна с коллегой по цеху и управляющий партнер PR-агентства Intelligence Екатерина Толкунова: «В то время в России инвестиции в стартап бизнеса являлись менее значительными, чем сейчас. Шансы для успеха в новом начинании были намного выше, чем в нынешние времена. Примеров таких успешных бизнесов масса — от ресторанных проектов до глянцевых изданий».

Дмитрий Ицков долгое время оставался в тени харизматичного Константина Рыкова. Но, став главой холдинга, Ицков не мог себе позволить быть менее ярким, чем его предшественник. «Специфика медиарынка такова, что стоимость медиакомпании зависит от популярности — это прямая зависимость, — поясняет независимый аналитик Мария Синдинская. — А популярность проще всего создается сенсацией и эпатажем». Знание этой специфики и активная жизненная позиция подвели Ицкова к созданию проекта «Россия-2045», который в одночасье сделал его одной из самых популярных личностей Рунета. Это общественное движение, целью которого стало создание к 2045 г. искусственного человеческого тела, куда сначала можно было бы пересаживать человеческий мозг, а затем отделенное от мозга сознание. В движение привлекли серьезных ученых, а затем было объявлено о создании корпорации «Бессмертие».

И целого мира мало

«В течение жизни у меня появлялись различные увлечения, в которых я достигал определенных результатов, — делится историей возникновения своего, пожалуй, самого громкого проекта Дмитрий Ицков. — Каждый раз, достигая ощутимых результатов в новом хобби, я понимал, что для того, чтобы добиться в нем чего-то по-настоящему серьезного, хобби должно стать делом всей жизни, ради хобби нужно пожертвовать чем-то другим, не менее интересным… Вот так становится заметно, как коротка наша жизнь, какое разнообразие возможностей она дает и как мало мы успеваем узнать и сделать! Видимо, в результате таких размышлений в моей жизни и появилось новое увлечение, которое, по-моему, уже переросло в дело всей жизни — проект «Бессмертие». И это не просто увлечение технологиями — это целая философия.

Когда получится реализовать этот мегапроект, у меня наконец появится тысяч десять свободных лет для многочисленных хобби».

«Конечный лозунг про бессмертие, безусловно, привлекателен, но именно как лозунг, — отмечает участник проекта «Россия-2045″, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией математической нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Александр Фролов. — Зато в процессе работы есть возможность решить ряд прикладных задач, которые помогут улучшить качество жизни людей. Привлекает и амбициозность этого проекта. 90% заявленных целей понятно, как реализовывать».

Амбициозность поставленных задач действительно поражает.

Пока разные государственные и коммерческие компании скромно пытаются делать себе имя на российских ай-падах и прочих «ё-мобилях», президент New Media Stars заявил о возможном бессмертии как о самой перспективной идее обозримого будущего. «Технологии искусственного тела — это мировой глобальный тренд в науке, экономике и медицине будущего! — обращается Дмитрий Ицков к читателям Интернета. — Нас не спрашивают, быть этим технологиям или не быть. Западные страны развивают их, существенно опережая Россию. Страна, которая их не внедрит, будет находиться на обочине мировых процессов в геополитике и экономике. На обочине мировой истории».

Фантастическая модернизация

«Проект «Россия-2045», очевидно, создавался под модный до последнего времени «модернизационный» тренд Медведева, — рассуждает Михаил Голованов. — Думаю, авторы вдохновлялись идеями видного большевика Александра Богданова, который в 1920-е годы успешно пудрил мозги кремлевским вождям идеями физического бессмертия. Так что Рыкова не накажут, а потреплют по головке. Но денег вряд ли дадут».

Впрочем, на средства налогоплательщиков господин Ицков и не рассчитывает, хотя отмечает, что государство на определенном этапе могло бы и поспособствовать. «Если государство предложит помощь, я с благодарностью ее приму, — сказал «Ко» Дмитрий Ицков. — Я задумывал проект и как помощь самому государству, для популяризации и возрождения науки, как поиск дополнительного частного финансирования для российских ученых. Мы понимаем, что в силу объективных причин наука в России существенно недофинансирована, и, чтобы изменить эту тенденцию, нужны яркие и амбициозные шаги. Наш научный центр, наши фонды будут выявлять смелые проекты в контексте целей движения, первично прорабатывать, а государство сможет подключаться для их реализации на более предсказуемых стадиях. Более того, я считаю, что для реализации кибернетического бессмертия необходима помощь не одного государства. И поэтому моя задача — вывести проект на обсуждение в ООН и сделать это актуальной повесткой дня для десятков государств». Пока же деятельность проекта финансируется из личных средств Дмитрия Ицкова. Но уже в ближайшем будущем начнет работу специальный фонд. Кроме того, появятся расчетные счета, и любой пользователь Интернета и сторонник движения сможет пожертвовать деньги на развитие проекта, на исследования технологий кибернетического бессмертия.

Сторонники проекта настроены оптимистично. «Мы познакомились с Дмитрием Ицковым в то время, когда идея «движения-2045″ только вызревала, — рассказывает доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Каплан. — Дмитрий проявил себя не только как очень разумный и вдумчивый деловой партнер, как очень эрудированный оппонент, но и как человек, глубоко заинтересованный в своем деле». Эксперты же медиарынка в проекте видят исключительно пиар самого Ицкова. «Пока что мы видим красивый сайт и некую возню вокруг оного ($10 000-15 000 в месяц). «Аватара» они не создадут, зато пропиариться в целевых аудиториях (потребители научно-фантастического контента — книги, игры, софт и т.п.) холдинг сможет по полной программе, — комментирует Михаил Голованов. — В любом случае заявленные цели требуют вложений и технологий, которых нет сегодня ни у кого в мире». Холдинг New Media Stars — структура закрытая. По мнению экспертов, Дмитрий Ицков, выросший как профессионал под влиянием Константина Рыкова, может вести «темную лошадку» New Media Stars к прибыли, используя любой эпатажный пиар. В компании этот инструмент давно и хорошо освоен.

«Для повышения капитализации медиахолдинга нужно умело лавировать между интересами рекламодателей и потребителей медийного контента плюс знать каналы привлечения трафика», — подчеркивает Влад Титов. Однако аналитики отмечают, что проект «Россия-2045» носит яркую политическую окраску, а в этом случае эпатаж не всегда актуален. Тем более для «Единой России», с которой тесно связан холдинг. Поэтому повышение капитализации New Media Stars за счет такого пиара — это из области фантастики, коей Дмитрий Ицков, кажется, слишком увлекся.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *