Второй тур – это ЧП. Самые громкие за последний год выборы идут по утвержденному в Кремле плану

Месяц назад на автомобиле «Соболь» — что-то вроде большой «Газели» — в Сочи приехал Дмитрий Бердников, правозащитник из Казани. Он подал документы на выборы мэра, внес избирательный залог в 282 000 рублей, запарковал авто, установил дизель-генератор, расстелил в кузове спальник и стал ждать, пока его зарегистрируют. Две недели назад он уселся на стуле перед городской администрацией с плакатом «Общественная приемная будущего мэра Сочи». Через два дня его прогнали — по его словам, после звонка в мэрию с просьбой записаться на прием к мэру Бердникову. Еще через два дня ему отказали в регистрации. «Я, как ребенок, думал, здесь демократия», — сказал Бердников Newsweek и уехал обратно в Казань.
Отряд не заметил потери бойца. Из 25 человек, решивших баллотироваться в градоначальники главной советской и российской здравницы, зарегистрировали только девятерых, и еще трех — одного за другим — на прошлой неделе сняли. Из известных оппозиционных политиков в гонке все еще участвует Борис Немцов, один из бывших лидеров Союза правых сил, и в интервью «Новой газете» на прошлой неделе Дмитрий Медведев сказал, что «в Сочи идет полноценная политическая схватка».
Так что за Немцова можно быть спокойным: его не снимут. Но коллизия заключалась не в этом, а в том, будет второй тур с его участием или нет. И за неделю до голосования результат предсказать было уже несложно. Кремль и администрация Краснодарского края сделали все от них зависящее, чтобы и. о. мэра Анатолий Пахомов выиграл в первом туре. Можно даже предположить, что его победа будет весьма убедительной.
Вышло так, что выборы в Сочи стали первыми громкими выборами, пусть и городскими, с декабря 2007 года. Если это полноценная политическая схватка, то ее результат тем более многих обескуражит. Сценарий сочинских выборов повторяет сценарий тех самых декабрьских выборов в Думу: победа «Единой России» со счетом на порядок выше, чем у ближайшего конкурента.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Исполняющий обязанности и будущий мэр Сочи Анатолий Пахомов не обычный российский мэр. До этого Пахомов два с половиной года руководил Анапой и прославился там тягой к порядку, а в частности — проведением общегородских планерок, на которых чиновники каялись, а мэр их отчитывал. «Пал Палыч, встань, пожалуйста, — говорил Пахомов, и чиновник в сером костюме опускал глаза в пол. — Ты, Пал Палыч, бессовестный человек! У тебя нет совести, потому что ты допустил на улице Гоголя срач!» Newsweek писал про Пахомова в декабре, когда он провел через местную думу нравственный кодекс анапчанина, но подписать не успел: в январе из образцово чистой по черноморским меркам Анапы его двинули в мэры Сочи.
Теперь Пахомов встречается с избирателями в злополучной Имеретинской долине, где власти планируют сносить дома местных жителей, но эти встречи Пахомов проводит как и. о. мэра, а не как кандидат. Точно так же почти десять лет назад шел на президентские выборы и. о. президента Владимир Путин. В сочинских теленовостях показывают, например, как благодарные жители Хостинского района радуются новой автобусной остановке или выходят со встречи с и. о. мэра с удовлетворенными лицами сотрудники хлебозавода в Лазаревском.
Выборов в Сочи как будто нет. Разве что на здании мэрии висит единственная, кажется, на весь город растяжка с указанием, что голосование состоится 26 апреля. Другой рекламы нет вообще. Все семь радиостанций и три сочинских телеканала отказались предоставить кандидатам платное время.
Избирком оправдывается, что можно напечататься в муниципальной газете «Новости Сочи» и получить бесплатное время в эфире местной телекомпании «Эфкате» — каждый день в промежутке с 17.00 до 17.30, когда там показывают кино. На все эти полчаса у избиркома роликов не хватает. Вместо того чтобы показать те, что есть, и вернуться к фильму, «Эфкате» устраивает получасовую музыкальную паузу, а уже внутри нее ставит один-два ролика — таким образом, что дождаться их сумеют только самые терпеливые.
«На Немцова похож», — удивляется пенсионер, наблюдая, как Борис Немцов выходит с сочинского продуктового рынка. Многие сочинцы думают, что Немцов в Сочи приехал отдохнуть, а не избираться. Открытой достоверной социологии по сочинским выборам нет, но еще две-три недели назад связанные с Олимпиадой чиновники говорили не под запись, что из соперников Пахомова у Немцова позиции самые сильные и при неудачном раскладе он действительно может испортить жизнь лидирующему кандидату. В Кремле, по данным Newsweek, решили Немцова не трогать.
Кампания набрала обороты к минувшей неделе: с выборов почти одновременно сняли московского банкира Александра Лебедева и главу местной «Справедливой России» Виктора Курпитко. Обоих — по жалобе другого кандидата Владимира Трухановского. Его как раз не снимают. Про него известно, что он в выборах участвует, но не делает никаких заявлений, не участвует в дебатах и попросил избирком не давать его телефон журналистам. В штабе Немцова логично предположили, что Лебедева и Курпитко сняли, потому что они отбирали голоса у Пахомова.
Про Лебедева говорят, что он не согласовывал свое участие в этих выборах с администрацией президента. Балерину Анастасию Волочкову, наоборот, по данным Newsweek, Кремль сначала подтолкнул к участию в выборах, но потом было решено, что это лишнее.
Просто по ходу кампании, решив, видимо, что у Пахомова дела идут хорошо, Кремль сменил тактику: вместо шумных выборов было решено провести тихие. По этой причине, скорее всего, объявил, что сходит с дистанции, и московский политтехнолог Андрей Богданов. Он съездил в Сочи только однажды — подавал документы.
Теперь расчет кремлевских и краснодарских технологов состоит в том, чтобы блокировать оппозиции доступ к прессе и одновременно попытаться снизить явку. Чем ниже явка, тем больше шансов у Пахомова. То, что это вторые выборы мэра в городе за последний год, технологам только на руку. «Интерес к выборам у жителей раз от раза падает, — говорит сочинский аналитик Игорь Чернов. — Слишком часто стали их проводить».
В прошлый раз выборы были в июне прошлого года, опять-таки из-за Олимпиады: мэр Виктор Колодяжный пошел руководить госкорпорацией «Олимпстрой», и вместо него выбрали Владимира Афанасенкова, краснодарского вице-губернатора по вопросам подготовки Олимпиады. Афанасенков просидел в мэрах четыре месяца и тоже ушел, по слухам, что-то не поделив с губернатором Ткачевым.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Идея отказаться от Олимпиады вовсе на сочинских выборах не звучит. Даже оппозиционер Борис Немцов протестует довольно мягко, предлагая разнести часть соревнований по другим городам, от Москвы до Ханты-Мансийска, чтобы сэкономить на строительстве стадионов — например, на хоккейном, который субтропической здравнице после Олимпиады будет уже не нужен. Коммунисты раньше предлагали провести референдум, но передумали. Жители Сочи в целом «за». «Мы все за Олимпиаду, это престижно», — говорит Сергей Басманов, владелец продуктового магазинчика на окраине Сочи, уже почти в горах.
На самом деле не все. Эйфория от победы за право провести Олимпиаду в Сочи прошла. В конце прошлого года фонд «Общественное мнение» выяснил, что поддерживают Олимпиаду примерно половина сочинцев. Они рассчитывают, что с Олимпиадой в городе удастся победить ужасные пробки и что сами они будут больше зарабатывать на туристах, которые после такой рекламы городу хлынут в него потоком.
Туристы — это для Сочи очень актуально. Осенью их уже было заметно меньше из-за августовской грузинской войны, а этим летом можно ждать еще более серьезного спада — кризис. Сочи с его пансионатами, оставшимися от советской эпохи, — один из основных профсоюзных маршрутов для крупных отраслевых корпораций. Теперь компании сокращают издержки, и отдыхающих будет еще меньше. Так что светлое послеолимпийское будущее для сочинцев — это пока абстракция, а пробки и падение заработков — реальность жизни.
Тем более что особым статусом сочинцев не удивишь и от начальства и делегаций они тоже слегка устали из-за мигалок и пробок. У Владимира Путина, когда он стал президентом, вошло в привычку жить и принимать людей в «Бочаровом ручье». По городу даже сам собой распространился миф, что с тех пор в Сочи испортилась погода. «Вот все говорят, что дадут нам заработать — мы радоваться должны, туристов будет много. А ведь когда у нас Краснодарский экономический форум проводят, перекрывают центр города, туристы и дойти до сувениров не могут», — говорит Алина, совладелец магазина сувениров на набережной в центре города.
Краснодарские предприниматели сначала Олимпиаде обрадовались: с олимпийской символикой их товары — от сувениров до колбасы — стали продаваться гораздо лучше. Символ Олимпиады еще не выбран, но оргкомитет провел запрет на использование слов «Олимпиада», «Сочи-2014» и им подобных в рекламе и на торговых брендах. Но сочинский бизнес в этой связи не отвернулся от кандидата Пахомова: тут привыкли иметь дело с властью. У бизнесмена Александра — он попросил не упоминать его фамилию — небольшой строительный бизнес в Краснодаре, и он уверен, что в крае просто не может созреть активное недовольство: «Регион богатый, все имеют возможность заработать. А необходимость договариваться мало кого толкает в оппозицию».

ЗЕЛЕНЫЙ ЗАБОР

Пока Олимпиадой недовольны только жители Имеретинской долины. Это узкий коридор побережья между реками Мзымта и Псоу прямо на границе с Абхазией, где и собираются построить большинство спортивных объектов — стадион, бобслейную трассу, олимпийскую деревню и второй грузовой порт. Шесть тысяч жителей Имеретинки — главная социальная проблема Олимпиады. Их придется выселять с насиженных мест.
Пока дело почти не сдвинулось: в море вбиты пара десятков свай (грузовой порт), а место строительства огорожено зеленым забором. «Посмотрите, все объекты будут внутри забора, а наши дома снаружи, — глава местного самоуправления «Псоу» Наталья Калиновская водит пальцем по строительному плану. — Нас просто хотят выселить, чтобы продать наши дома под гостиницы».
Первая очередь жильцов с Нижнеимеретинской улицы должна переехать чуть дальше от моря в деревню Некрасовку. На месте Некрасовки пока ровное поле, но представитель краевого департамента по реализации Олимпиады Анатолий Лящевский обещает перевезти туда первые 12 семей с территории будущего стадиона. Он признает, что процесс идет туго: «К сожалению, люди не хотят переезжать, отказываются от всего. У них никакого желания принимать Олимпиаду, никаких государственных интересов!»
Меньше месяца назад президент Медведев провел в Сочи совет по подготовке Олимпиады, но в Имеретинку не поехал. Зато туда поехал вице-премьер по Олимпиаде Дмитрий Козак. После этого с половиной жильцов был подписан предварительный договор, смысл которого был в том, что жители в принципе готовы договориться. Но имеретинцы все равно считают, что им предлагают неадекватные компенсации. «Самых упертых будем переселять в августе», — демонстрирует жесткость Лящевский. Будущему мэру Пахомову на уговоры имеретинцев останется не более двух-трех месяцев.

ГАЛЕРЕЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *