Драма «Адмирал» — точнее, «Адмиралъ» — о последних годах и главной любви Верховного Правителя Российского государства Александра Васильевича Колчака — появится у нас 9 октября. И хотя имя режиссера Андрея Кравчука пока не на слуху (наиболее известный из его прежних фильмов — «Итальянец»), нет сомнений в том, что «Адмиралъ» попадет в тот избранный ряд главных отечественных хитов нового века, в котором два «Дозора», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» и «Ирония судьбы-2». Удивительно, что за фильмом не стоит Константин Эрнст, ведь его соратники-продюсеры Анатолий Максимов и Джаник Файзиев — оба тут. Фильм выходит рекордным для России тиражом — более 1200 копий.
Ругать «Адмирала» нелогично уже потому, что он — первый. У нас кинематограф молодой. Был советский, потом пропасть в несколько лет, и потом начал зарождаться российский. В этом российском всё постоянно вновь. Впервые сделана картина, которую можно отнести к мейнстриму универсальному — то есть к такому, который удовлетворит абсолютно всех, вне зависимости от пола и возраста.
Почти все прежние новорусские кинохиты, кроме «Иронии судьбы-2008», были фильмами жанровыми — триллерами, фэнтези etc. — и рассчитаны прежде всего на молодую аудиторию. «Адмиралъ» — драма. Это тоже жанр, а в современном кино, особенно голливудском и «оскаровском», драма — это скорее синоним Истинного Искусства. Особенно когда драма, как в случае в «Адмиралом», развивается на историческом фоне, а баталии происходят на фоне большой любви.
Была «9 рота» — тоже редкая у нас драма. Но драма мужская, военная, почти без женщин. Единственный российский родственник «Адмирала» — михалковский «Сибирский цирюльник». Но он снимался в иной системе координат, когда в России не было ни кинотеатров, ни проката, ни мастеров по компьютерным эффектам. Он был изначально рассчитан на оба рынка — наш и западный (голливудские звезды, регулярный английский). «Адмиралъ» — русское кино. Прежде всего для внутренней аудитории.
Я смотрел фильм на закрытом показе вместе с сотрудниками Генштаба. Ниже майора чинов не было. Реакции были разные. Официальный представитель Генштаба, поблагодарив создателей фильма, сказал, что фигура Колчака — более противоречивая, чем это показано в фильме. Но у морских офицеров, подходивших на моих глазах к продюсеру Максимову, слезы стояли в глазах. Такую реакцию у военных вызывает только песня «Любэ» «Там за туманами»: ждет Севастополь, ждет Камчатка, ждет Кpонштадт. После фильма один из офицеров произнес: «Россия умерла с уничтожением самодержавия!» Сказал и убежал. Кстати, Николая II изображает в фильме не кто-то, а записной патриот Николай Бурляев.
«Адмиралъ» чисто по-голливудски приукрашивает действительность в пользу героя — чтобы дополнительно подчеркнуть его честь, благородство и героизм. Колчак в фильме достоин только восхищения. Хотя иркутское крестьянство, если верить истории, не слишком его любило — за карательные акции. Немецкий крейсер «Фридрих Карл», конечно, затонул, подорвавшись на расставленных Колчаком минах, но не лично же Колчак его потопил. (Именно Колчак — это плохо объяснено в фильме — так расставил минные заграждения во время Первой мировой, что мощный германский флот оказался заблокирован в Балтийском море.) Даже о том, что у его незаконной любви Анны Тимиревой тоже был сын (как и у него — от жены, изображенной Анной Ковальчук), в фильме — ни слова. Так любовь выглядит более чистой и идеальной.
Очень кстати пришлось то, что сдали Колчака французский генерал Жанен, сыгранный звездой Ришаром Боринже, да продажные чехи — в соответствии с современной российской идеологией, иностранец может быть только врагом. Тут парадокс: приникая к белогвардейским истокам, в этом вопросе мы вернулись к большевистским корням — снова молодая российская республика оказалась в кольце врагов.
В остальном, если говорить об отношении к красным и белым, в «Адмирале» — четкая смена минуса на плюс, полностью соответствующая нынешнему мышлению, но в кино так явно еще не продемонстрированная.
Красная матросня — садистское быдло (правда, неясно, как она могла появиться изнутри фронтового морского братства Первой мировой). Дорвавшись до революционных штыков, матросня вырезает и расстреливает цвет русского морского офицерства — истинных профессионалов и патриотов. Два эпизода из фильма являются полемическими перевертышами по отношению к эпизодам из классического кино советского. Матросня топит офицеров, сбрасывая со скалы с каменюгами на несгибаемых благородных шеях — так в «Мы из Кронштадта» сволочи-белые топили революционных матросов. Еще более впечатляющий эпизод — психическая атака каппелевцев. В «Чапаеве», во время своей первой легендарной киноатаки, каппелевцы чистенькие такие, пижоны, аристократическая распальцовка. В «Адмирале» каппелевцы затевают психическую атаку из необходимости — зимой, грязными, бородатыми, вшивыми, против пулеметов и орудий. Просто потому, что у них нет патронов. И берут, потеряв тьму своих, вражеские красные окопы.
В какой-то момент приходишь к зловредной мысли, что как Путин выстраивал вертикаль власти, так «Адмиралъ» выстраивает новую вертикаль истории. Откуда есть пошли мы. Новая — обратная — историческая линия «Адмирала»: не к Ленину с его лампочкой, а именно к Колчаку. Эмоциональный пик фильма: патриотическая клятва Колчака перед восторженным народом в 1918 г. Тут важно то, что Колчак православен — в фильме вообще крестятся постоянно. И то, что над головой толпы развеваются современные российские флаги: триколор. Мы — оттуда!
Впрочем, вести свою историю «от Колчака» захотят не все. Да и среди тех, кто теоретически должен радоваться новому времяисчислению, наверняка найдутся недовольные картиной. Например, на прошлой неделе появилось письмо лично к патриарху и Русской православной церкви от некоего «Наследия адмирала Колчака» с целью — вы будете смеяться — «инициировать широкую дискуссию на тему влияния киноискусства на современное общество».
«Турецкий гамбит» часто ругают за нестыковки, но продюсеры говорят, что всё согласуется в полной версии. В «Адмирале» из 10 смонтированных часов для проката оставили меньше двух. Некоторые актеры и персонажи — пока только в массовке. Лазарев-младший, Остроумова, Пегова. Где в кадре Барбара Брыльска, как сказал Максимов, знает только он. Анна Ковальчук, Егор Бероев, Олег Фомин появляются тоже на миг. Так что, возможно, в телеверсии фильм окажется более исторически сбалансированным.

УДАРНЫЙ ФАКТ

БЕЗ ТЕНИ «ИРОНИИ»

Хохма, изначально сопровождавшая «Адмирала», заключается в том, что по выбору актеров это «Ирония судьбы-3». Хабенский в роли Колчака, Елизавета Боярская в роли его возлюбленной Анны Тимиревой, Сергей Безруков в роли пусть не третьего угла треугольника, но третьего по значению в фильме генерала Каппеля. Но фильм снимался до «Иронии-2». Именно просматривая его рабочие материалы, режиссер «Иронии судьбы. Продолжения» Тимур Бекмамбетов заметил Елизавету Боярскую и, решив, что у нее есть актерское взаимопонимание с уже приглашенным в новую «Иронию» Хабенским, позвал и ее. А Безруков и вовсе оказался Каппелем случайно, заменив в последний момент выбывшего «дальнобойщика» Владислава Галкина. Выбор Хабенского на главную роль, кстати, оправдан. Он моложе Колчака в момент действия фильма лет на 10, но даже внешне похож.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *