Многие считают французов чемпионами в области искусства, кулинарии и отношений между полами, а словосочетания «французские коммандос» никогда и не слышали, как будто забыв о крестоносцах, мушкетерах и Иностранном легионе. Тебя это, конечно, не касается, но много ли ты знаешь о GIGN? Кстати мы уже писали о польском GROM и о бразильском BOPE тем кто забыл предлагаем обновить информацию в памяти и перечитать статьи.

Неумирающий образ жандарма из Сен-Тропе, созданный Луи Де Фюнесом в далеких 60-х, абсолютно не ассоциируется с имиджем защитника закона. Тем не менее, во французскую жандармерию, а особенно в спецотряды – такие как GIGN, специализирующийся на борьбе с терроризмом и организованной преступностью, – идут действительно те, кто готов умереть не только при исполнении заданий, но и на тренировках. Это не шутка. Печальная статистика – семь летальных исходов за последние тридцать лет на тренингах Группы вмешательства Национальной жандармерии – лучше всего иллюстрирует уровень жесткости отбора в GIGN. Несмотря на это, два раза в год (весной и осенью) многочисленные жандармы и жандарметки офицерского или унтер-офицерского ранга бросают все свои силы на то, чтобы попасть в элитное спецподразделение.

ПОСЛЕ МЮНХЕНА

История создания французской GIGN (как собственно, и немецкой GSG-9, о которой мы уже рассказывали тебе) началась после Мюнхенской олимпиады 1972 года, когда палестинские боевики из организации «Черный сентябрь» устроили теракт, стоивший жизни 11 членам израильской сборной. После этого мир, конечно, не мог оставаться прежним, и уже в следующем году в Европе, как грибы после дождя, стали появляться спецподразделения, главной целью которых была защита мирного населения, в том числе во время грандиозных спортивных, культурных и других массовых мероприятий.

Во Франции 1 ноября 1973 года была создана структура Equipe Commando Rеgionale d’ Intervention (ECRI), прототип GIGN: в нее набрали 15 спецназовцев, специально обученных противодействию террористам во всех возможных ситуациях и освобождению захваченных заложников. Структура вошла в состав Эскадрона мобильной жандармерии, а уже спустя несколько лет работы, к 1976 году, от ECRI отпочковались две региональные группы вмешательства, которые базировались на севере (в Мезон-Альфоре) и на юге (в Мон-де-Марсане). Группы эти получили название GIGN-1 и GIGN-4. Командование ими поручили лейтенанту Кристиану Пруто.

Не успели региональные группы как следует развернуться на местах, как власти задумались об объединении GIGN-1 и GIGN-4. Нужна была единая структура, способная действовать как на всей территории Французской республики, так и за ее пределами – чтобы потенциальные враги тысячу раз подумали прежде чем замахиваться на здоровье и благополучие ее граждан.

Вскоре после слияния GIGN-1 и GIGN-4 спецназу подвернулась операция, которая помогла как нельзя лучше протестировать объединенное подразделение – миссия по спасению 30 детей, захваченных в Джибути террористами из организации «Фронт освобождения Сомалийского побережья». GIGN справился с заданием на отлично. А спасение дипломатов во время захвата посольства Франции в Сальвадоре в 1979-м и аресты корсиканских террористов в 1980-х годах заставили всех говорить о GIGN, как о новой серьезной силе на мировой карте боевых действий.

ПРЕЗЕНТ ПРЕФЕКТ

В отличие от английского SAS или израильского «Сайерет Маткаль», в истории GIGN не было человека, которому пришлось бы пробивать идею создания специального подразделения по всем инстанциям и годами убеждать узколобых чиновников в том, что группа оперативного реагирования на террористические угрозы не просто нужна, а жизненно необходима. То ли французские чиновники были более гибкими, то ли необходимость борьбы с терроризмом к моменту создания GIGN была совершенно очевидной, но подразделение появилось на свет почти без проблем. Командира и рулевого, который бы обеспечил правильный вектор развития Группы вмешательства, тоже нашли.

Кристиан Пруто сделал все, чтобы на GIGN смотрели с уважением и коллеги и враги – он, как это принято у настоящих героев, сам вел товарищей в бой, возглавив 64 боевых операции за 9 лет управления подразделением. Только серьезное ранение, полученное Пруто в 1980-м, немного охладило пыл командира и заставило его уделять большую часть рабочего времени планированию операций, а не воплощению их в жизнь.

Карьера лейтенанта, воспитавшего не одно поколение французских спецназовцев, сложилась в целом удачно. Несмотря даже на скандал с несанкционированными прослушками и неправомерными арестами (все это Пруто устроил в 80-х, когда возглавлял антитеррористическое подразделение Елисейского дворца), пользы своей стране Кристиан Пруто, продержавшийся на посту командира GIGN до 1982 года, принес гораздо больше, чем вреда. Не случайно именно ему поручили обеспечение безопасности граждан и гостей Франции во время Зимних Олимпийских игр-1992. Происшествия в Альбервиле были? Нет. Неудивительно, что Пруто дослужился до звания префекта французской жандармерии.

ОПАСНЫЕ ЗНАНИЯ

Но поговорим про нечеловеческие условия отбора в GIGN и сложнейшие испытания, ставшие визитной карточкой французского спецназа. Отчего, собственно, у них там люди гибнут, а?

Для начала – о параметрах, которым кандидат должен соответствовать, чтобы получить право умереть на тренировке. Во-первых, банальщина: гражданство Франции (его, кстати, можно запросить после трех лет службы во французском легионе) и непрерывный пятилетний стаж работы в Национальной жандармерии (все это нужно успеть, пока тебе не стукнуло 30 лет). Кроме этого, понадобится 8 месяцев свободного времени – именно столько тебя будут проверять на прочность. Неделю ты посвятишь психофизическим тестам, потом три месяца в тестах на выносливость будешь доказывать, что ты настоящий мужик (даже если ты настоящая женщина, которых тоже берут в GIGN). И за оставшийся триместр реальных тренировок с бойцами подразделения тебя натаскают по таким дисциплинам, которые ты и не думал осваивать: альпинистская подготовка, бой в условиях использования слезоточивого газа, побег от натасканных на задержание служебных собак. А еще тебе предложат проплыть 50 метров под водой – не всплывая, и 50 метров над водой – со связанными руками. Ну а совершать маршброски в полном обмундировании с оружием на 8 километров за 60 минут, а после этого точно попадать из оружия в цель с 200 метров ты должен уметь по умолчанию, хоть ночью разбуди. Из приятных бонусов – занятия по банджи-джампингу, из неприятных – курс передвижения по канализационным трубам.

ШТУРМ 8969

Ты можешь посмотреть французский фильм 2010 года «Штурм» (L’assaut), основанный на реальных событиях из жизни GIGN – там все, о чем пойдет речь дальше, показано относительно правдиво и последовательно: «Штурм 8969» действительно стал одной из самых крутых операций по освобождению заложников.

Рейс «Эйр Франс» 8969 Алжир-Париж был не из легких: в Алжире бушевала гражданская война. Но даже пилоты, вызывавшиеся добровольцами на подобные рейсы, предпочитали надеяться, что ничего плохого не случится – и уж точно никто не ожидал увидеть на борту, да еще и в канун рождества (24 декабря 1994 года), террористов с Калашниковыми и Узи.

Тем не менее, боевики алжирской «Исламской вооруженной группы» посчитали, что взрыв Эйфелевой башни на Рождество Христово будет лучшим подарком Аллаху. А поскольку местные власти в аэропорту Хуари Бумедьен решили усомниться в серьезности замысла соотечественников и долгое время не разрешали взлет – убили алжирского полицейского и вьетнамского дипломата, а позже и еще одного пассажира. После этого на борту осталось 229 человек, включая персонал.

Естественно, из Алжира самолет сразу на Париж не полетел: развернутый штаб оперативного реагирования не собирался сдавать Эйфелеву башню без боя, да еще и в Рождество. Борт 8969 посадили в Марселе на дозаправку и приняли решение брать самолет штурмом, несмотря на то, что у боевиков была с собой взрывчатка.

Неизвестно, понимали ли террористы, что из Марселя они уже никуда не полетят, но операция по затягиванию времени под видом переговоров прошла успешно. Под шумок обычного в таких случаях торга «мы вам четыре пиццы с анчоусами и блок диетической колы, а вы отпускаете всех заложников», жандармы эскадрона GIGN взяли под контроль все подходы к самолету. Установив прослушку на иллюминаторах и просканировав борт с помощью инфракрасных приборов, офицеры обсудили что каждый спецназовец будет делать после команды «мотор».

Еще до начала штурма террористы отпустили больше трети заложников (не иначе как за пиццу с двойным козьим сыром), а дальше все действительно произошло, как в хорошем боевике с правильным хэппи-эндом.

Атака началась с выстрелов снайпера по окнам пилотской кабины, что неслабо дезориентировало террористов, и пока они пытались понять что к чему, 24 бойца GIGN, разделенных на три группы, приготовились к штурму, заложив взрывчатку у трех входов в самолет. Первой вошла группа, открывшая вход в салон первого класса свето-шумовой гранатой. Увлеченные получившейся светомузыкой, два террориста получили первые пули и слегли замертво. Двое других открыли ответный огонь и поспешили укрыться в кабине пилота. После этого началась классическая 20-минутная перестрелка, в которой победили жандармы, так как они и стреляли профессионально, и технично обзавелись щитом из трупов двух убитых террористов. Простая арифметика штурма: остались в живых 229 из 229 пассажиров, вылетевших в Марсель; 25 раненых (13 пассажиров, 3 члена экипажа и 9 бойцов GIGN – все нетяжело), 4 убитых (все террористы). И немного лирики: журнал TIME назвал «Штурм 8969» самой успешной операцией за всю историю борьбы с терроризмом. Что ж, вполне возможно, это так и есть.

GIGN: Избранное 

1976 – Освобождение 30 детей, взятых в заложники в школьном автобусе в Сомали.

1988 – Освобождение 27 заложников на острове Увеа в Тихом океане.

1992 – Обеспечение безопасности на Олимпийских играх в Альбервилле.

1994 – Освобождение 229 заложников рейса Air France 8969, захваченного исламскими террористами в Марселе.

2001 – Поиск и аресты обвиняемых в военных преступлениях в бывшей Югославии.

МЕДИА

Бойцы Группы вмешательства Национальной жандармерии присутствуют во множестве компьютерных игр таких, как: SOCOM: U.S. Navy SEALs Tactical Strike, Tom Clancy’s Rainbow Six: Lockdown, Joint Operations: Typhoon Rising, Grand Theft Auto: Vice City, Hitman: Contracts, Battlefield 3 и Call of Duty: Modern Warfare

Форма GIGN также доступна в видеоиграх Counter-Strike и SWAT

GIGN: СТРУКТУРА 

Штаб-квартира Группы вмешательства Национальной жандармерии находится в Версале (20 км от Парижа). Личный состав GIGN насчитывает более 400 жандармов, как мужчин, так и женщин. Подразделение делится на пять частей (сил), среди которых: силы вмешательства, силы безопасности, силы наблюдения и разведки, силы спецмероприятий, силы формирования.

GIGN: ОРУЖИЕ

Пистолеты: Manurhin, Bushnell Magnum Phantom 1,5 х, Glock 17, Glock 19 и Glock 26, SIG-Sauer P-228, SIG-Sauer Р-226 и SIG-Sauer Pro SP 2022.

Пистолеты-пулеметы: Heckler and Koch MP5, FN P90.

Ружья: HK-416 и 417, HK G-3 TGS

Снайперские винтовки: SIG SG-550 и SG-551 SWAT, HK G-33 EA2, AICS AW.308 Winchester, AWS AICS 0,308 и AICS SM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *