Во всем мире Интернет тесно связан с экономикой, и РФ не исключение. Поитогам 2014 г. объем российской интернет-экономики увеличится на 30%,до1,43трлн руб., количество занятыхвданной сферевозрастет на 20%, до 1,44 млнчеловек.Такиеданные содержатся в докладеРоссийскойассоциации электронных коммуникаций «Экономика Рунета 2013–2014».

Интернет-отрасль постепенно становится одной из ключевых в стране, поэтому внимание государства к ней усиливается.

Принимается все больше ограничительных законов, вызывающих массу споров: «закон Лугового», позволяющий производить внесудебную блокировку сайтов «за экстремизм» по решению генерального прокурора или его заместителей; закон о блогерах, приравнивающий популярных блогеров к СМИ с введением соответствующих ограничений на их деятельность и обязывающий владельцев сайтов с пользовательским контентом хранить всю информацию о действиях своих пользователей в течение шести месяцев; закон о переносе и хранении персональных данных на территории РФ. Все это говорит об ужесточении правил для российской интернет-зоны. Однако так ли страшен черт, как его малюют?

Стоит отметить, что введенные в законодательство изменения затрагивают в основном определенный тип интернет-компаний, а именно социальные сети, блоги и СМИ. Что неудивительно, ведь социальные сети играют огромную роль в формировании общественного мнения, поэтому власть старается держать это мнение под контролем путем регулирования контента. Для владельцев социальных сетей это означает еще более тщательный подход к фильтрации информации, которую публикуют пользователи. При этом ответственность за экстремистские материалы лежит опять же на социальной сети, а не на пользователе, их опубликовавшем. С другой стороны, в «опалу» попадают либеральные СМИ, специализирующиеся на политике. Вспомним ситуацию с блогом и сообществами в социальных сетях Алексея Навального. Хочется верить, что борьба с экстремизмом не перерастет в скором времени в жесткую цензуру с закрытием неугодных сайтов и ресурсов.

Больше всего споров и рассуждений вызвал закон, обязывающий интернет-сервисы хранить персональные данные российских пользователей на территории РФ (242-ФЗ). Наиболее сильное влияние он окажет на иностранные интернет-компании Google, Facebook, Twitter и т.п., которым придется либо строить свои дата-центры на территории России, либо уходить из нашей страны, что, конечно, вряд ли произойдет. Если взять, например, отечественные компании, то у них вся информация хранится и обрабатывается на территории РФ: укрупных игроков рынка, таких как «Вконтакте», «Одноклассники», имеются свои центры обработки данных. Но прежде всего нужно понять, что в итоге будет представлять собой данная инициатива. Пока же до сих пор такого понимания нет. И как в данной ситуации будут вести себя зарубежные компании,предсказать сейчас сложно. Скорее всего, «под давлением общественности» закон будет смягчен либо все ограничится только хранением персональных данных, когда их обработка сможет вестись за границей.

С одной стороны, все законодательные инициативы в сфере Интернета хоть и носят ограничительный характер, на самом деле не так страшны, как кажется, и распространяются на строго определенные типы интернет-компаний. С другой стороны, тенденция к ужесточению регулирования интернет-пространства набирает обороты, страх отключения нашей страны от Всемирной сети нас не покидает. Проиграет ли Интернет от вводимых законов? Вряд ли. Авот усиление цензуры вполне реально.