Нищие промышленные гетто и процветающие, комфортные для проживания оазисы вокруг—такими могут стать типичные окрестности всех крупных российских городов, если у чиновников получится «вылечить» давнюю болезнь отечественной налоговой системы—неправильное распределение подоходного налога. Сейчас жизнь многих россиян никак не зависит от того, сколько они уплатили этого налога. На их кровные, уплаченные государству, строятся школы и дороги, ремонтируются поликлиники, чинятся трубы, наконец. Но часто вовсе не там, где живет сам налогоплательщик.


В России подоходный налог за сотрудников платят работодатели, и поступает он не туда, где живет человек, а в муниципалитет, к которому приписано его предприятие. Если он живет рядом с работой, то уплаченные им деньги возвращаются к нему в виде государственных услуг. Хуже, если он прописан в другом районе или, не дай бог, области. В преддверии муниципальной реформы региональные чиновники начали атаку на Минфин: они готовы самостоятельно профинансировать эксперимент, который позволит платить налог по месту жительства, а не по месту работы плательщика, то есть именно там, где ему нужны школы, дороги и поликлиники. Так, например, сделано в США—и там это основа существования знаменитой «одноэтажной Америки». Если идею поддержат в Кремле, это может изменить образ жизни и благосостояние людей по всей России.


«Представьте, что колбасу вы купили в одном магазине, а деньги заплатили в другом. А у нас сейчас именно такая налоговая система»,—объясняет суть мучений «на местах» один из авторов революционной идеи, губернатор Пермской области Олег Чиркунов. Сильнее других страдают районы, которые соседствуют с крупными мегаполисами. А больше всех—Московская область, чьи жители каждое утро заполняют электрички и устраивают пробки на въезде в город—и все, чтобы приехать на денежную работу. В столице они оставляют и свой подоходный налог.


Например, из зарплаты предпринимателя Якова Шляпочника в 280 000 руб. его родной город Апрелевка Наро-Фоминского района Подмосковья не получает ни копейки—весь подоходный налог, а это 36 400 руб. в месяц, уходит в московский бюджет. Если бы деньги остались в области, 70% из них пошли бы в бюджет региона, а остальные 30% получил бы Наро-Фоминский муниципалитет.


По меркам столицы Шляпочник—более чем средний бизнесмен. Годовой оборот трех его компаний—$1 млн. Да и для Москвы, которая собирает в год 216 млрд руб. налогов, отчисления подмосковного предпринимателя—капля в море. А вот в Апрелевке на эти деньги можно было бы организовать не один «элемент благоустройства», вздыхает глава Наро-Фоминского района Александр Баранов. Только за месяц Шляпочник отдает налогов больше, чем обходится, например, полный ремонт пола на одном из этажей обычной подмосковной школы. А на весь Наро-Фоминский район школ—36.


Бизнесмен «был бы только рад», если бы его деньги достались родному городу. Но пока что ни Апрелевке, ни сотням городов других районов Подмосковья ничего не светит. Почти половина из работающих жителей Московской области, как и Шляпочник, ни областной казне, ни муниципальной не платят ни копейки, хотя пользуются дорогами и коммунальной инфраструктурой, отправляют детей в школы рядом с домом и, случись что, лечатся в подмосковных больницах. Содержать все это приходится на налоги с зарплат тех, кто нашел работу в области, как правило, гораздо меньших, чем столичные, объясняет руководитель истринского финуправления Людмила Яновская. Есть, правда, небольшое число жителей столицы, которые каждый день ездят на работу в область. Например, многие работают на американском заводе Avonв том же Наро-Фоминском районе.


Но баланс явно не в пользу области. Только в 2003 г. за счет трудовой миграции в столицу область не досчиталась 6,3 млрд руб. налога, и лишь треть из этой суммы удалось «отбить» за счет платежей работающих в Подмосковье москвичей. Страдает не только Подмосковье—столица аккумулирует треть платежей всех россиян. Но и две трети для остальных—это спасение. Подоходный налог обеспечивает почти половину муниципальных бюджетов и существенную часть—региональных.


Неудивительно, что местные чиновники из пригородных районов хотят «восстановить справедливость», как выразился председатель бюджетного комитета подмосковной думы Андрей Епишин. Его регион в сентябре договорился с Ленинградской и Тверской областями делить налог «по-честному». С 2007 г. деньги, которые компании перечислят в бюджеты, будут отправлять туда, где живут их сотрудники. Больше всего выиграет Тверь, откуда активно ездят на заработки в близлежащие регионы, надеется губернатор Дмитрий Зеленин.


А районы Подмосковья в результате такой реформы вообще могут измениться до неузнаваемости. Промышленные потеряют почти все деньги (например, если считать по данным за 2003 г., в Ступине из 400 млн руб. подоходного налога останется около 90 млн руб., а Электросталь недосчитается 40% из нынешних поступлений в 580 млн руб.). Со всеми вытекающими отсюда проблемами.


Наро-Фоминский район будет среди тех, кто увеличит доходы. Сам Наро-Фоминск—город чистый и опрятный, ездить по тамошним дорогам—одно удовольствие. Даже памятники содержат в полном порядке, гордится глава района Баранов. В следующем году, по расчетам районного бухгалтера, муниципалитету достанется чуть больше 300 млн руб. подоходного налога. Если бы все платили налог по месту жительства, цифра выросла бы как минимум на треть.


Такая перспектива вполне устраивает жителей благополучных муниципалитетов, например, певца Александра Буйнова—он и его жена Елена обеими руками за то, чтобы часть из налога получала подмосковная деревня Власово, где они прописаны. Богатые люди и сейчас предпочитают селиться кучно: не обворуют, и есть кому показать «деревенский» костюм от Gucci. В рекламе коттеджей во Власове так и пишут: «охрана ВОХР, шлагбаум, солидное окружение». Когда доходы поселений будут привязаны к заработкам их жителей, сегрегация только усилится, предупреждает Александр Дерюгин из Центра фискальной политики. Муниципальная реформа изначально нацелена на то, чтобы поддерживать перспективные районы, у которых есть деньги, а не дотировать всех подряд, напоминает Дерюгин. «Середнячкам» же придется в буквальном смысле слова конкурировать за жителей с хорошей зарплатой. Кто не сможет построить лучшие школы, дороги и т. д., тот проиграет и попадет в финансовую яму.


Но жителям Подмосковья и такая перспектива по душе—лишь бы забрать свои деньги у Москвы. «Уж лучше кормить своих бедных чиновников, чем зажравшихся московских, рассекающих на лимузинах»,—объясняет отставной военный Владимир Шешацкий. Работает он в столице, а живет в военном городке, который Минобороны совсем недавно передало на баланс Наро-Фоминского муниципалитета. И ему обидно, что разницу в положении его города и столицы «видно невооруженным глазом». А так можно будет спросить местных чиновников, что они сделали на уплаченные народом деньги. К тому же и ныне бедные муниципалитеты получат свой шанс. «Предположим, человек работает в Москве, получает нормальную зарплату, платит высокие налоги, а социальными благами должен пользоваться в бедном областном городе. Если подоходный налог будет уплачиваться по месту жительства, то его слаборазвитый город выиграет и получит стимул к развитию»,—говорит Олег Фомичев из Центра стратегических разработок.


В Пермской области пошли еще дальше. Там власти с 2007 г. хотят отдавать муниципалитетам не только подоходный налог с работников, но и с пенсионеров. Проблема в том, что сейчас пенсии налогом вообще не облагаются. Доплачивать старикам 13% для выплаты налога, обещает губернатор Чиркунов, будет областной бюджет.


Возражают против новаторских идей пермяков только столицы и Минфин. Если богатые регионы, куда приезжают работники из соседних областей, просто не хотят потерять деньги, то федеральных чиновников беспокоит другое. Наладить перераспределение денег очень сложно—даже регионы-экспериментаторы еще несколько месяцев будут только думать, как это сделать. А контролировать, насколько аккуратно компания платит налог в тысячу разных инспекций, почти нереально. Ведь ей вместо одной платежки в свою налоговую инспекцию надо будет рассылать десятки, а то и сотни в разные регионы и муниципалитеты. Но, например, предприниматели из той же Перми не против: с 2006 г. область снизит с 24 до 20% налог на прибыль, и на сэкономленные деньги вполне можно «подправить программу в компьютере или нанять еще одного бухгалтера», объясняет председатель совета директоров АО «Метафракс» Армен Гарслян.


Пермский губернатор Чиркунов пошел в обход Минфина. О поддержке своего эксперимента он попросил лично президента Владимира Путина. Предложения губернатора в Кремле проанализировали и в целом одобрили: регион небольшой, почему бы и не рискнуть, объясняет источник в экспертном управлении администрации президента. Правда, идея брать подоходный налог с пенсий чиновников смущает. Остальные же экспериментаторы, по его словам, с Кремлем не консультировались.


Может, потому, что сами до конца не знают, как далеко готовы зайти. Ведь предприятия, которым не захочется связываться с уплатой подоходного налога за иногородних, могут просто перестать брать их на работу, опасается истринский финансист Яновская.


Чтобы убедить в своей правоте федеральных чиновников, у смельчаков осталось чуть больше года. А до тех пор гражданам на свои жалобы придется по-прежнему слышать от муниципальных властей ответ «денег нет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *