Ящик блокбастеров

Свершилось: 3 апреля телеканал «Россия» покажет фильм «Гарри Поттер и Философский камень». Снятая в 2001 г. картина наконец-то дошла до российского телезрителя. За время почти четырехлетнего пути исполнители главных ролей успели подрасти, попутно снявшись еще в двух частях истории об этом юном маге.


Телепремьеру ждали: вопреки распространенной практике, информация о покупке фильма российским телевидением просочилась в прессу. Два с небольшим года назад гендиректор СТС Александр Роднянский, тогда только переехавший в Россию из Украины, а потому еще не усвоивший основы скрытного поведения отечественного теленачальника, открыто пообещал, что зрители СТС увидят «Гарри Поттера». Не премьеру, конечно—ее покажет другой канал. Какой—никто не сознавался. В этом нет ничего удивительного: до 75% объема вещания каждого канала занимает кинопоказ—основное орудие в борьбе за пресловутый рейтинг, а значит, и за доходы от рекламы. Чем больше ты знаешь об оружии конкурента, тем больше ты можешь ему противопоставить.


С сентября, с начала телесезона, Первый канал и «Россия» не раз подтверждали свой статус самых крупных игроков на российском киношном телерынке. Первый выдал в эфир сногсшибательную серию хитов: «Убить Билла», «Особое мнение», «Брюс всемогущий», «Трудности перевода», «Человек-паук», «Шрек», «Планета обезьян», «Монстр» и «Вечное сияние чистого разума». «Россия» выстрелила не менее впечатляюще, показав первую часть «Властелина колец», «Быть Джоном Малковичем» и «Дневник Бриджит Джонс».


На приобретение только зарубежных кинофильмов российские каналы ежегодно тратят десятки миллионов долларов. И во многом виноваты в том сами: до недавнего времени на каждом отечественном телеканале кино показывали семь раз в неделю, иногда по два фильма в день. В итоге за последние годы российское телевидение показало практически все лучшее, что было снято на Западе, причем по три-четыре раза. Фильмов в Голливуде снимают много, но лент, названия которых звучат как пароль и которые дают гарантированный рекордный рейтинг, единицы. А раз спрос велик, выросли и цены. Потому и приходится телеканалам и голливудским студиям-мейджорам—Columbia TriStar, Warner Bros., Paramount, Fox, Disney, Universal—искать пути компромиссов. Например, каналы начали покупать фильмы в складчину. Так сложились два тройственных союза: Первый канал, СТС и украинский «1+1» с одной стороны и «Россия», REN TV и украинский канал «Интер»—с другой. Конфигурации могут меняться в зависимости от сделки. Неизменно одно: соучастников в покупке подбирают под себя Первый канал и «Россия». Такие сделки выгодны всем участникам. Продавец получает возможность реализовать пакет, составленный как из блокбастеров, так и из классических, а иногда и довольно посредственных фильмов, а также анимации, документального кино и сериалов. А покупатели (каналы с разной аудиторией)—за меньшие деньги получить хорошее западное кино, выбрав из пакета то, что им подходит. «Основной принцип, которым руководствуется Первый канал, отбирая для показа иностранный кинопродукт,—“не навреди”,—говорит директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков.—Главное для нас, безусловно, художественная ценность произведения—это обязательно должен быть фильм-событие. Разумеется, в продукте не должно быть неоправданных сцен насилия и вызывающей эротики».


Покупать импортное кино принято на кинорынках. Наиболее важные из них—каннские MIP TV и MIPCOM и лос-анджелесский L.A.Screening. В апреле, на первом каннском, все мейджоры выставляют на продажу пакеты своего кино, а в октябре, на втором каннском,—считают цыплят и думают о будущем. У L.A.Screeningсвое преимущество—его участники посещают Голливуд, а там можно в буквальном смысле присмотреть себе какой-нибудь фильм еще в полуфабрикате. Конечно, есть риск, что кино не оправдает ожиданий, но ведь бывает и наоборот—чем больше фильм наберет в кинопрокате, тем дороже его потом будут продавать.


За право премьерного показа среднего блокбастера (c«нагрузкой»—пакетом) телеканалу приходится сегодня выкладывать порядка $300 000. Пальму первенства среди самых дорогих фильмов удерживает лента «Титаник»—за его показ объединившие свои усилия конкуренты «Россия» и Первый канал заплатили вместе свыше $1 млн.


Стоит ли игра свеч? «Как и в любом бизнесе—если не переплачивать, затраты окупаются,—утверждает шеф-продюсер службы кинопоказа канала REN TV Андрей Дементьев.—Чем выше рейтинговый потенциал каждого конкретного фильма—тем выше цена, которую мы можем предложить». Блокбастеры демонстрируются в прайм-тайм по субботам и воскресеньям, в самое рейтинговое и, следовательно, в самое привлекательное с точки зрения рекламы время. «Если кино, обладая соответствующим качеством, было правильно поставлено в эфир, то чаще всего это мероприятие не убыточное»,—говорит программный директор НТВ Евгений Кучеренко. По наблюдениям Кучеренко, наибольшим успехом у зрителя пользуются преимущественно боевики, триллеры и детективы, в основном, англоязычные. Высокохудожественные, но потенциально низкорейтинговые картины отправляются, как правило, в ночной эфир. Где работают только на имидж канала. «Лично я горжусь многими шедеврами, которые RENTV показало впервые в России: в рубрике “Арт-хаус” шли первые фильмы Джима Джармуша, “Муж парикмахерши” и “Человек с поезда” Патриса Леконта, “Догвиль” Ларса фон Триера (его продолжение “Мэндерли” мы тоже купили)—да много чего!—говорит глава кинопоказа RENTV.—Особняком стоят немые картины 20-х годов: “Восход солнца” Мурнау и “Ящик Пандоры” Пабста—они и сегодня живее всех живых!»


«Жестких связок» между компаниями-мейджорами и каналами, как утверждают ответственные за телевизионный кинопоказ лица, в целом нет—все определяют деньги. Есть у тебя желание и возможность потратить миллионы—милости просим, все только рады, кроме конкурентов. Так, телеканалу «Россия» до сих пор не могут простить проявленную им активность на прошлых телерынках. Рассказывают, что представители госканала под лозунгом «Мы за ценой не постоим» брали все, что им понравилось. Почему нет: «нагрузку» из кинопакетов в виде классических фильмов отдали для показа на родственный канал «Культура». Правда, в итоге взвинтили цены на кино—хитрые американские капиталисты увидели, что у наших телеканалов деньги-то есть.


Тем не менее некоторая привычка друг к другу у кинопроизводителей и телевещателей успела выработаться. Российские кинодистрибуторы, которые покупают фильмы с правами на прокат в кинотеатрах, выпуск на видео и показ по ТВ, тоже имеют устоявшиеся связи с телеканалами. Потому с высокой степенью вероятности можно спрогнозировать, на каком отечественном канале будет показан тот или иной нынешний кинохит. Этим по нашей просьбе на условиях строгой анонимности и занялся специалист по кинопоказу, работающий на одном из телеканалов. Получилось вот что. В эфире Первого канала стоит ожидать «Человека-паука-2», «Авиатора», «Пиратов Карибского моря», «50 первых поцелуев» и «Я, робот». Плюс анимационные полнометражные ленты: «Великолепная семейка», «Гарфилд», «Подводная братва» и лидера американского кинопроката 2004 г.—«Шрек-2». «Россия» почти наверняка предложит своему зрителю «Трою», «Превосходство Борна» и «Знакомство с Факерами». У НТВ есть все шансы показать «Лемони Сникет: 33 несчастья» и «12 друзей Оушена». Последующие показы многих из этих картин состоятся на каналах СТС и REN TV. REN TV, кстати, может показать и лауреата последнего «Оскара»—«Малышку на миллион долларов». Пока же REN TV подтверждает скорые телепремьеры фильмов «Профессионалы» с Жераром Депардье, «Два нуля» от режиссера «Такси» Жерара Пиреса, «13-й район» продюсера Люка Бессона, «Сахара» с Мэтью Макконахи и Пенелопой Круз, «Мистер и миссис Смит» с Брэдом Питом и Анджелиной Джоли, «Призрак оперы».


«Российские сериалы работают гораздо успешнее зарубежных. Зарубежные кинофильмы, как правило, наоборот, успешнее российских. Хотя появляется все больше российского кино, перед которым пасует любой голливудский блокбастер»,—утверждает Дементьев с REN TV. Канал «Россия», несмотря на богатую фильмотеку зарубежного кино, часто работает с российским кинопродуктом. Пришли к этому, по словам представителей «России», опытным путем: однажды поставили в прайм-тайм двух выходных дней премьеры отечественных фильмов против иностранных лент на других каналах. И оба раза выиграли. Так на канале появилась постоянная рубрика российского кино. Отечественный кинопродукт собирает основную долю и зрителей НТВ, правда, есть у этого продукта один минус. «На рынке весьма мало российских фильмов, которые по качеству могут соперничать, например, с «11 друзьями Оушена», «Властелином колец», «Гарри Поттером» и т. д. Чтобы обычная отечественная картина стала для зрителей и прессы кинособытием, любой телекомпании требуются значительные непрофильные вложения»,—утверждает Евгений Кучеренко.


Так что домоседы могут не волноваться—хорошее западное кино из российского телеэфира не уйдет, сколько бы оно ни стоило.


 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: