Вопрос рентабельности добычи и самих размеров этих залежей весьма спорен, но показательно, что сразу после смены власти в Киеве в состав учредителей украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings вошел сын вице-президента США Джозефа Байдена. Из-за гражданской войны на юго-востоке Украины начало добычи сланцевых углеводородов отодвинуто на неопределенный срок. Но у США на Украине, как оказалось, еще много экономических интересов. 

 

Политический кредит

 

Американская компания Westinghouse Electric Company (WEC), пользуясь развалом СССР, еще в конце 1990-х предприняла попытку выйти на восточноевропейский рынок топлива для атомных станций. Этот бизнес является крайне закрытым, и мало кто знает, что его обороты составляют миллиарды долларов ежегодно. Только Украина закупает у России ядерного топлива на $600–800 млн в год. Естественно, что это весьма лакомый кусок для США, интересы которых в лице компании Westinghouse начал продвигать экс-президент Украины Виктор Ющенко сразу после первой «оранжевой революции». Он заявил о необходимости диверсифицировать поставки ядерного топлива в страну и помимо российской компании «ТВЭЛ» (входит в госкорпорацию «Росатом»), являющейся на украинском рынке монополистом, привлечь также американских поставщиков. 

 

О том, насколько важны для США интересы Westinghouse, несколько лет назад обмолвилась и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Во время визита в Чехию (последняя, кстати, также закупает российское топливо) она сказала, что, если Прага будет работать с Westinghouse, Чехия укрепит свою энергетическую независимость. Хиллари Клинтон также отметила, что реализация проекта позволит создать 9000 новых рабочих мест в США. Это заявление противоречит словам представителей Westinghouse о том, что они хотят максимально локализовать производство в Чехии и тем самым обеспечить местную энергетическую промышленность гарантированными заказами. 

 

Подвох кроется в том, что никакого производства Westinghouse создавать в странах – покупателях топлива не собирается. Более того, американцы даже не будут вывозить собственное отработанное топливо, а намереваются построить на той же Украине еще один «ядерный могильник» в Чернобыле.

 

Эксперты справедливо опасаются, что туда будут свозиться радиоактивные отходы со всей Европы. А учитывая нестабильную политическую обстановку в стране, «могильник» способен превратиться в атомную бомбу замедленного действия. Об этом украинские власти, похоже, совсем не думают. Им необходимо отрабатывать политический кредит, предоставленный Вашингтоном еще на Майдане. 

 

На деньги Госдепа

 

Во времена следующего украинского президента Виктора Януковича вопрос о диверсификации поставок ядерного топлива на Украину был фактически закрыт. Москва и Киев договорились о строительстве завода по производству топливных элементов для АЭС. Но с приходом новой власти ситуация вновь изменилась кардинальным образом. «У нас есть альтернативный источник поставок ядерного топлива – это американская компания Westinghouse»,  – заявил на днях министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан. И это несмотря на то, что буквально два года назад Киев отказался закупать американское топливо из-за его низкого качества. «Под политической личиной и отсылом к диверсификации поставок скрыта банальная экономика – интересы американской компании, стремящейся всеми правдами и неправдами попасть на украинский рынок», – поясняет позицию нынешних киевских властей источник «Ко», близкий к «Росатому». Он приводит в пример то, что за последние двадцать лет состоялось около десяти тендеров на поставку ядерного топлива для атомных станций в Европе, и все их выиграла российская компания «ТВЭЛ». «Даже финны отказались от эксплуатации американского топлива и перешли на российское», – подчеркивает собеседник «Ко». Но это не помешало американцам вновь начать продвигать услуги Westinghouse на Украине. 

 

«К диверсификации поставок ядерного топлива именно при помощи компании Westinghouse Electric есть ряд вопросов. Ранее WEC уже пыталась эксплуатировать свое топливо в Чехии и на Украине, и этот опыт оказался крайне неудачным и весьма опасным. В этой связи российской стороне непонятны причины, по которым позиция украинского ядерного регулятора в последнее время так резко изменилась, и он в рекордно короткие сроки отменил все решения предыдущего руководства», – говорит официальный представитель ОАО «ТВЭЛ» Александр Ужанов. Тем более удивительна резкая смена предпочтений политических элит Украины на фоне ежедневных заявлений о необходимости экономить бюджетные деньги. По оценкам экспертов, американское топливо примерно на 30% дороже российского. Экономика вопроса весьма проста: если наше предприятие производит топливо в промышленных масштабах, то и себестоимость конечного продукта ниже. 

 

«Украинский лозунг об экономии не более чем пропагандистский ход. Киев будет делать все, чтобы обеспечить высокую прибыль для западных компаний. Даже не считаясь с тем, что они реально переплачивают за поставки в том числе ядерного топлива», – уверен руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

 

Что касается Westinghouse, то хотя она и заявляет, что контролирует 20% мирового рынка ядерного топлива, по факту основные ее поставки осуществляются на другие континенты, в Европу идут весьма незначительные объемы и в основном пробными партиями. 

 

«В 2004 г. Westinghouse начала заходить на рынок Украины. Тогда на деньги Госдепа США Украина получила шесть топливных кассет. Они отработали пять лет и по качеству оказались значительно хуже российских. В результате американские кассеты не получили лицензию на использование на территории Украины», – вспоминает собеседник «Ко». В апреле 2012 г. на 3-м энергоблоке Южно-Украинской АЭС были выявлены поломки. По результатам расследования украинской комиссии был сделан вывод о конструктивных ошибках в американских топливных элементах. Убытки украинского «Энергоатома» составили почти $200 млн. Главный инженер компании «Укратомэнергобуд» тогда заявил, что выбор Westinghouse в качестве альтернативного поставщика ядерного топлива был политически мотивированным и экономически необоснованным. «Уровень некомпетентности нового украинского руководства в экономических вопросах просто зашкаливает, а о последствиях строительства «ядерного могильника» для экологии они вовсе не думают», – заключает Василий Колташов. 

 

Банановый эффект

 

Сегодня только две компании в мире – ОАО «ТВЭЛ» и Westinghouse – владеют технологиями для изготовления топлива для реакторов ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор разработки СССР. – Прим «Ко»). Общее название реакторов этого типа (с водой под давлением) в других странах – PWR, они являются основой мировой мирной ядерной энергетики, при этом форма ТВС отличается – если у российских реакторов она шестигранная, то для реакторов PWR требуются ТВС квадратной формы. Первая станция с таким реактором запущена в США в 1957 г., первый советский ВВЭР введен в эксплуатацию в 1964 г. на Нововоронежской АЭС. Но дело в том, что технологии США и СССР отличаются, из-за чего нельзя использовать одинаковые топливные элементы.

 

«Несмотря на огромный опыт в разработке и производстве топливных элементов для реакторов PWR, Westinghouse не удалось довести шестигранную конструкцию своих ТВС до необходимого технического уровня», – констатирует представитель ТВЭЛ. Как рассказали «Ко» эксперты ядерной отрасли на условиях анонимности, при использовании американских топливных элементов наблюдается так называемый банановый эффект – топливные элементы изгибаются. В результате в реактор просто невозможно опустить элементы, замедляющие ядерную реакцию, они банально не влезают. Как итог – неконтролируемая реакция ядерного распада и возможность взрыва, как на Чернобыльской АЭС. Подобный эффект имел место при использовании американских топливных элементов на АЭС в Ловиисе (Финляндия), рассказал «Ко» источник. 

 

Но это далеко не единственная проблема покупки топлива у Westinghouse. По американским законам, компания не имеет права ввозить обратно отработанное ядерное топливо, то есть оно будет захораниваться в стране использования либо в соседней. В этом смысле крайне примечательно решение украинских властей, недавно озвучивших намерение предоставить площади для размещения «ядерного могильника». «Предыдущее правительство четыре года не могло отвести землю под это, а мы сделали за месяц. Так что на сто лет от зависимости избавимся. А там посмотрим», – заявил Юрий Продан.

 

Украина уже приступила к сооружению централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Наличие хранилища, как полагают в Киеве, снимет вопрос вывоза отработанного ядерного топлива, почти половину которого страна сейчас вывозит в Россию на хранение и переработку. «Энергоатом» также сообщал в сентябре, что изучает возможность переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС на мощностях французской компании Areva. Но эксперты сомневаются в том, что Франция захочет видеть у себя отработанное украинское ядерное топливо. С другой стороны, Россия принимает обратно топливные стержни и перерабатывает их. Как рассказали «Ко» эксперты, в топливных элементах выгорает около 5% урана и после обогащения они вновь пригодны для использования. Однако американская Westinghouse этим заниматься явно не намерена. А вот дообогащать топливо у себя Украина не имеет права, в соответствии с международными договорами, так как после распада СССР она отказалась от статуса ядерной державы. 

 

Политических функционеров в Киеве, похоже, запугивают, тем что вслед за отключением газа Москва может пойти на полную энергетическую блокаду страны, прекратив поставки в том числе и ядерного топлива. Однако эти опасения не более чем «страшилки» для сторонников Майдана, которыми их запугивают в Госдепе США. На самом деле здесь вопрос чистой экономики. Если американской Westinghouse удастся построить «ядерный могильник» на Украине и обкатать свою технологию производства топливных элементов на украинских АЭС, это может в корне изменить расклад сил на рынке Восточной Европы. Не исключено, что через несколько лет вслед за Украиной от российского ядерного топлива могут отказаться уже Чехия и Финляндия. А потеря этих рынков – недополучение многомиллиардных прибылей в вечнозеленой валюте. Именно поэтому для США ядерный рынок Украины сейчас является ключевым – он отправная точка для масштабной экспансии Westinghouse в Европе. 

 

Заграница нам поможет

 

Существует, впрочем, и альтернатива, которая могла бы позволить Украине, с одной стороны, диверсифицировать поставки ядерного топлива, а с другой – России не потерять этот стратегический рынок. «В 2010 г., по нашему мнению, было принято единственно правильное решение о сооружении собственного завода по производству тепловыделяющих сборок ТВС (топливных элементов. – Прим. «Ко»). Для этого был объявлен международный конкурс в рамках проекта «Завод по производству ядерного топлива на Украине». Победу в нем одержало российское ОАО «ТВЭЛ», которое на сегодняшний день свои обязательства по данному проекту выполнило, – говорит официальный представитель ТВЭЛ. – До сих пор нам неизвестно о том, что решение о строительстве завода кто-либо отменял». 

 

Развертывание на Украине производства ядерного топлива по российской технологии может служить, по мнению экспертов, единственным реальным инструментом для снижения зависимости от внешних поставок. «У Украины есть свои запасы урана, бора и металла – это ключевые элементы для производства ядерного топлива. Ничто не мешает Киеву начать собственное производство, отказавшись от закупок за границей. Только обогащение ядерного топлива будут производить в России, все остальное – на территории соседнего государства», – говорит источник «Ко», близкий к переговорам по строительству завода. Более того, он утверждает, что ОАО «ТВЭЛ» внесло деньги в уставный капитал компании и изготовило оборудование в Новосибирске. Общие затраты первого этапа проекта оцениваются в $500 млн. 

 

После очередной революции в Киеве строительство завода заморожено. Украинская сторона хранит молчание по поводу постройки предприятия, хотя все договоры подписаны, и не устает повторять, что для диверсификации поставок им нужен не собственный завод, а американское топливо производства Westinghouse. Причем абсолютно неважно, что оно дороже российского, а его использование способно повлечь повторение чернобыльской трагедии, не говоря уже о том, что отработанное топливо будет храниться на территории Украины. Когда речь идет о бюджетах в десятки миллиардов долларов, которые может получить американская компания, рассуждения о логике тех или иных действий властей Киева попросту неуместны. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *