Взять себя в руки

1991 год. Странные люди ходят по улицам Москвы и срывают объявления со столбов. Это представители редакции новой газеты «Из рук в руки»– контент для первого номера собирался именно таким образом. Сотрудники обзванивали хозяев объявлений и предлагали им бесплатное размещение в своем издании.

Основным инвестором проекта– холдинга «Пронто-Москва» – выступил итальянский классификатор Secondamano (51%) и два российских бизнесмена – Леонид Макарон и Юрий Стечишин. Инвестиции составили $1млн. Итальянцы привезли в офис все – от компьютеров до ластиков и скрепок. Россиянам оставалось только грамотно воспользоваться шансом, что и произошло.

Газету «Из рук в руки» можно считать знаковым изданием 1990-х. На страницах не только «продавали что-нибудь ненужное, чтобы купить что-нибудь ненужное», но и строили свой бизнес.

«В начале 2000-х я покупал через «Из рук в руки» битые автомобили, затем в своей мастерской ремонтировал их, а потом через эту же газету и продавал, – рассказал об опыте работы с изданием собеседник «Ко» на условиях анонимности. – Так можно было запускать бизнес на поток и уходить от налогов. Тогда многие так делали».

От расцвета да заката

Газета «Из рук в руки» быстро начала приносить создателям прибыль. Обороты уверенно росли. Объявления уже сортировались по темам, в 1996 г. появилась электронная версия, а еще через год компания приобрела проект Job.ru. Сегодня он позиционирует себя как ресурс для людей труда, под которыми подразумеваются рабочие, массовый персонал. Эта категория сотрудников востребована на рынке даже в кризис. В холдинге развитием сайта довольны. Например, вовтором полугодии 2014 г. онвырос на 38% в денежном выражении поотношению кпервому.

Однако у HR-специалистов о портале иное мнение. «Порядка семи лет назад этот сайт начал переживать кризис и перестал пользоваться популярностью среди аналогичных ресурсов, – отмечает директор по персоналу транспортно-логистической группы «Трансойл» Ярослав Тормышев.– Основным сегментом, охваченным Job.ru, стал сегмент малоквалифицированного рынка труда».

Стоит отметить, что выход в онлайн не стал для «Пронто-Москва» каким-либо прорывом. Сайт полностью копировал газету и самостоятельную прибыль не приносил. До 2001 г. доля онлайн в выручке холдинга даже не отмечалась отдельно, в2001 г. она составила всего 0,3%.

В 2006 г. голландский медиахолдинг Trader Media East консолидировал 100% «Пронто-Москва», а в 2007г. у холдинга сменились собственники. На прибыльное предприятие польстилась турецкая компания Hurriyet, входящая вмедиагруппу Dogan Yayin Holding, которая за$500млн купила 67% Trader Media East. Турецкие бизнесмены имели полное право радоваться сделке. В2008 г. популярность газеты «Изрук в руки» била рекорды: по данным TNS Gallup Media, аудитория одного номера (AIR) «Изрук вруки» (ИРР, главный актив холдинга) превышала 4 млн человек. Для сравнения: у«Комсомольской правды», занимавшей второе место в рейтинге, читателей было меньше почти в два раза.

Однако доля прибыли от интернет-проектов холдинга составляла всего 4,7%, а в 2009 г. на российском рынке появился классификатор Avito. Несмотря на то, что проникновение Интернета в РФ составляло на тот момент не более 20%, бизнесмены из Стокгольма Йонас Нордландер и Филип Энгельберт решили сделать ставку именно на онлайн. В Интернет пользователей заманивали с экранов телевизоров. «Сразу после запуска, в I квартале 2010 г., Avito запустил свою первую ТВ-кампанию, сфокусировавшись на Москве и Санкт-Петербурге,– рассказали «Ко» в пресс-службе Avito. – Через два года Avito запустил федеральную рекламную кампанию, и сайт вышел на лидирующие позиции на российском рынке онлайн-классифайдов».

В 2008 г. компания «Пронто-Москва» нарастила долю онлайна до 7,4% и показала свой максимальный за все годы оборот – шесть с лишним миллионов долларов. Но после пика обозначился спад.

Перемен!

В 2009 г. разразился финансовый кризис. Оборот у «Пронто-Москва» упал до 4,087 млн руб. «Отчасти сказался кризис, отчасти компания и коллектив не были готовы к преобразованиям», – рассуждает ныненшний генеральный директор компании, которая теперь назывется «ПронтоМедиа», Николас Дадиани.

Но нет худа без добра. Руководство холдинга пришло к идее пересмотреть концепцию работы. На внедрение новаций ушло почти два года. «Именно тогда было принято решение сфокусироваться на онлайне,– рассказывает Николас Дадиани.– На тот момент у руля компании находился Ахмет Озер, также занимавший должность генерального директора голландского медиахолдинга Trader Media East. Озер привлек к работе людей из интернет-бизнеса, закрыл две типографии в Москве и Самаре и сократил количество пунктов приемов купонов-объявлений». И все же основная ставка была сделана на объявления, именно с них, а не с рекламы холдинг планировал получать основной доход.

Стоит отметить, что бумажная версия газеты все еще приносила солидный доход, а холдинг оставался на позициях догоняющего. К концу 2011г. доля онлайна в прибыли подросла до 16,3%.

Кроме Avito, на рынке классификаторов стали появляться специализированные порталы, и им почти сразу удалось отвлечь на себя часть аудитории. Руководство «Пронто-Москва» уже отлично осознавало, что ставку надо делать на онлайн и что время упущено: сложную структуру холдинга в один день не поменять – пришла пора для очень энергичных действий.

Надо сказать, что хотя обороты холдинга продолжали падать, определенные позитивные сдвиги все-таки наметились. По темпам роста аудитория Irr.ru в 2012 г. стала догонять основного конкурента Avito, к январю 2013 г. ресурс Avitoувеличил аудиторию на 70%, а Irr.ru – на 53%. В феврале 2013 г. у Irr.ru аудитория продолжала расти, ау Avito, по слухам, немного сократилась. Впрочем, в Avito эти слухи опровергают. «В середине 2013г. Avito объявил о слиянии со Slando.ru и OLX.ru., увеличивая число своих пользователей за счет аудитории конкурентов»,– сообщили «Ко» в пресс-службы классифайда. Тем временем доля прибыли «Пронто-Москва» от онлайн-проектов холдинга доросла до 30%. Однако этого было недостаточно для того, чтобы выиграть борьбу с теперь уже многочисленными конкурентами. Поэтому в 2014 г. возникло понимание, что для реализации задумок требуется человек с локального рынка, и на пост главы «Пронто-Москва» пригласили Николаса Дадиани, до этого работавшего коммерческим директором Sanoma Independent Media (SIM).

Правление Николаса

Новый генеральный директор начал с общей смены концепции: из офлайна холдинг должен полностью перейти в онлайн. В первую очередь провели детальный анализ работы, было посчитано, сколько затрат приходится на каждую бизнес-функцию. Николас Дадиани лично посещал все региональные офисы и оценивал ситуацию на местах. Учитывая, что у холдинга насчитывалось около 90представительств в России и СНГ, у руководителя было по две командировки в неделю. В особо сложные региональные представительства направлялись кураторы из Москвы. Было очевидно, что преобразования необходимы, и следующим этапом должно было стать объяснение этого акционерам в доходчивой форме. «Офлайновая газета приносила прибыль, но уже совсем скоро она стала бы убыточной,– рассказывает Николас Дадиани. – Поэтому было принято решение закрыть московскую версию». Это произошло в марте 2015 г.

Закрытие старейшей газеты объявлений вызвало почти переполох. «В соцсетях было множество постов с признаниями любви к «Из рук в руки»,– говорит Николас Дадиани.– Нашим сильным преимуществом всегда было доверие пользователей. За двадцать лет существования бизнеса практически в каждой семье появилась история, связанная с «Изрук в руки». Мы учитывали это, разрабатывая новую стратегию, и рассчитываем, что онлайн унаследует это доверие». Закрытие газеты в столице оказалось лишь первым шагом. Региональные подразделения «Пронто Медиа» теперь работают по франшизе. Кстати, этим и объясняется видимое уменьшение оборота холдинга в 2014 г. (до $2,3 млн). «На сегодняшний день нам удалось добиться 40-процентной экономии расходов,– отмечает Николас Дадиани.– Нооптимизация затрат– этотолько часть новой стратегии. Мыполностью поменяли бизнес-модель, позиционирование, обновилась икоманда. Вконце 2014г. изменилась внутренняя структура компании. Если ранее в холдинге проекты Job.ru и «Из рук в руки» существовалипрактически независимо, то сейчас в компании матричная структура с едиными департаментами маркетинга, продаж и т.д. Этаструктура, более гибкая, отвечает требованиям быстрого онлайн-бизнеса. За год сменился состав управленцев, мы перебазировали разработку из Минска в главный офис, пригласили в команду специалистов с опытом работы в онлайн-проектах».

На данный момент около 60% прибыли классифайда приходится на раздел недвижимости, около 33% – на товары и услуги и 17% – на авто.

В 2015 г. компания «Пронто-Москва» сменила название на «Пронто Медиа». Сейчас холдинг присматривается к новым, появляющимся на рынке возможностям. «Мы рассматриваем нестандартные интеграции, следим за трендами в соцсетях, где многие сегодня продают и покупают. Например, общались с «Вконтакте» о возможности партнерства», – сказал «Ко» Николас Дадиани.

«Классифайд Avito начинал свой путь тоже в период кризиса и хорошо проработал стратегию заинтересованности простых людей в необходимости сайта, и это несмотря на то, что Интернет предлагал похожие сайты с похожими услугами, – рассуждает партнер группы компаний vvCube Вадим Ткаченко. – «Пронто Медиа» выбрала приблизительно тот же путь, но пока мало верится в успех такой затеи. Нужны немного другие крючки, которые будут цеплять потенциальных клиентов».

Еще одно направление, способное стать интересным для классифайдов, но еще не оцененное крупными порталами, – бартерные сделки. НаЗападе сайты обмена товаров на услуги, товаров на товары или услуг на услуги достаточно популярны. ВРоссии же бартер только входит в моду.

Шило на мыло

На данный момент в Рунете существует порядка десяти порталов, посвященных бартерному обмену. Все они работают по принципу классифайдов, то есть предлагают обмен вещей на вещи или товаров на услуги, однако особой популярностью у населения пока не пользуются.

Бизнесмен Вячеслав Семенчук и команда предпринимателей из бизнес-школы «Сколково» вложили около миллиона рублей в создание портала «Бартер.ру». «Идея родилась из понимания того, что люди начали просить меня что-то сделать, предлагая в обмен не деньги, а свои услуги,– рассказывает Вячеслав Семенчук.– Итак я постепенно пришел к модели, что ни за что не плачу. Стоматология, тюнинг машины, стрижка etc. И в этот момент я подумал: апочему бы не дать возможность другим людям делать то же самое через единую платформу? Яначал изучатьвопрос, тестировать, выделять идеальных клиентов и понял, что естьочень большие пласты людей, потенциально готовых к бартеру».

Пока все предложения на сайте можно будет размещать совершенно бесплатно, но команда «Бартер.ру» четко видит пути монетизации и в дальнейшем не прочь продать проект, например, крупному классифайду. Деньги предполагается зарабатывать на валидации личности пользователей (их скорринге, аналогичном банковскому), атакже на продаже лидов b2c-компаниям. «К примеру, вы создали бартер «нужна уборка» в обмен предлагаете спеть и не нашли исполнителя, которого устраивает такой обмен,– поясняет Вячеслав Семенчук. – Проблема в итоге не решена. Мы предлагаем вам заказать услугиукомпании, которая получает купон на ваше пение (там уж они сами решают, воспользоваться купоном или нет) и первое обращение клиента. Вот за это первое обращение клиента компания платит порталу».

Финансовые аналитики хоть и прочат стартапу успех, однако не без юмора предупреждают о подводных камнях. «Подобный стартап может быть жизнеспособен в России и, более того, даже в отдельном регионе. Например, такого рода клуб существует в Иркутске, – говорит аналитик инвестиционного холдинга«Финам» Леонид Делицын.– Однако, чтобы выжить, стартап должен представлять собой не просто проект, на котором собираются заработать основатели, а своего рода образ жизни, общественное или духовное движение, участники которого демонстрируют друг другу свои исключительные навыки. Вы показываете свое мастерство, на которое, к сожалению, спрос недостаточно велик, а в ответ покупаете другую редкую услугу большого профессионала. Витоге участники проектапревращаются в единомышленников, которые устраивают слеты, поютпесни, ходят по маршрутам и т.п. Такойпроект полезен участникам, но сторонние инвесторы вряд ли найдут способ извлечь из него прибыль».

Автор проекта приводит пример сложнореализуемого обмена «вы создали бартер «нужна уборка» и в обмен предлагаете спеть». Беда в том, что даже если в обмен мастер получит некий купон, то неликвидный купон сам по себе тоже будет ему бесполезен. Не любому мастеру он нужен. Фактически проект «Бартер.ру» сигнализирует о новой стадии лидогенерации. Если десять лет назад у Евгения Чичваркина (экс-владелец «Евросети») за новый телефон надо было раздеться догола, то теперь за смартфон или планшет придется спеть и сплясать. Если прилавки уже наполнены товарами до такой степени, что электронные магазины готовы отдавать смартфоны в обмен на пение, то, наверное, коммунизм все-таки неожиданно наступил. Для стратегических инвесторов проект пока кажется слишком сложным, однако все будет зависеть от того, какого размера маркетинговую базу данных в итоге удастся собрать. Одной из проблем, с которой столкнется проект, может оказаться невежливое поведение магазинов. Это когда разденешься догола, споешь, спляшешь, а смартфон все равно не дадут. Контроль качества оказался камнем преткновения для многих купонных сервисов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: