Этим летом, когда датчик охранной системы «Гравитон» занял первое место на Startup Village в «Сколково», его создатель Максим Сомов удивился вниманию со стороны инвесторов. В2011 г. екатеринбургский предприниматель начал разработку устройства в своем гараже – это позже он сделал из него полноценный офис – и все прошедшие годы тратил на проект личные деньги.

Ради дела Максим даже продал две квартиры. Поэтому, когда после конкурса «Сколково» озвучило ему свое намерение продолжить сотрудничество и вложить в «Гравитон» 21 млн руб., Сомову захотелось ущипнуть себя, чтобы убедиться, что он не спит. На рынок стартапов пришла новая мода. Инвесторы «наелись» IT-проектами, e-commerce и мобильными приложениями. Сегодня, когда в стране такой кризис, перспективнее вкладывать в более осязаемые проекты – например, в финансовые технологии, цифровую медицину, роботизацию, концепцию «умного» дома и в системы безопасности.

На все руки телемастер

Екатеринбургский предприниматель Максим Сомов в последних классах школы окончил годичный курс мастеров по ремонту телевизионной аппаратуры при Свердловском доме науки и техники и тогда же начал подрабатывать. После армии Максим устроился инженером эксплуатации медицинской техники при «354 ОВКГ» («354-й Окружной военный клинический госпиталь»), потом ушел в администраторы сети «Следопыт». За свою карьеру он также успел побывать экспертом сервисного центра «Абак», директором ТТЦ «Радиотехника» и заместителем директора в Уральском металлопромышленном холдинге.

В 2000 г. Сомов решил работать на себя. Его первое предприятие, «Байт-С», занималось монтажом систем видеонаблюдения, а со временем расширило спектр услуг до проектирования и монтажа систем охранно-пожарной сигнализации. Странсформацией утратило значение прежнее название – «Байт-С» стала «Вавилоном». В пределах своего региона компания обслуживала автоцентр Mercedes-Benz «Штерн», Corteo Fashion Mall, спортклуб World Gym, торговую сеть «Монетка», «Покровский пассаж» и Свердловскую киностудию. В 2010 г. «Вавилон» кардинально сменил курс. «Тенденции рынка перестали совпадать с нашей философией, – довольно обтекаемо объясняет Сомов.– Но если не устраивают правила игры, нужно их менять. Вместо проектирования мы решили инвестировать в исследования. Учитывая отсутствие необходимого в таких делах опыта, это была рискованная, но интересная затея. За аббревиатурой нового названия компании «IBS Инвест» скрывалась суть – инвестиции в сумасшедшие бизнес-идеи». Первой такой идеей стал датчик охранной системы «Гравитон». «IBS Инвест» представил его на международной выставке MIPS в 2014г. (приз за «лучшийинновационный продукт»), а в 2015-м– на Startup Village 2015 в «Сколково» (первое место). После дебюта предприниматель решил снова переименовать бизнес – так родилось «Сомов Конструкторское бюро».

Идею «Гравитона» Максим вынашивал много лет – почти всю жизнь. Еще в школе знакомый отца, видя, как Сомов-младший что-то постоянно паяет в своей комнате, спросил, может ли он сделать в его доме незаметную глазу сигнализацию. «Мне понравилась эта идея, – вспоминает Максим Сомов. – Очень хотелось показать отцу, что я могу не только помогать ему, но и делать свой маленький бизнес на электронике». Пять лет назад, когда Сомов разбирал старые вещи, ему на глаза попалась самодельная плата для той самой охранной сигнализации. Окончательно идея «Гравитона» сформировалась после очередного заказа– Максима наняли разработать концепцию обеспечения безопасности частных домовладений в одном из элитных коттеджных поселков Екатеринбурга. Он тогда подумал, что было бы здорово сделать незаметную и надежную сигнализацию, но не нашел технического решения. «Оно неожиданно пришло после того, как я купил смартфон XperiaZ. Я крутил в руках телефон и думал о том, сколько применений можно найти и какие задачирешить при помощи обычного MEMS-акселерометра, – рассказывает МаксимСомов. – Например, определять параметры конструкции по изменению частоты ее собственных колебаний и ответной реакции на воздействие».

Что же умеет «Гравитон»? В его основе лежит микроконтроллер, к которому подключен акселерометр, магниторезонансный детектор, световой и звуковой излучатели, твердотельное реле, устройства питания и обмена данными. Несмотря на то, что в датчике использовано 17 радиоэлектронных компонентов, он небольшого размера– весит всего 9 г. «Гравитон», в зависимости от того, как его запрограммировать, умеет определять и анализировать частоту собственных колебаний стекла. Он может не реагировать на удар мяча в окно, но сработает, если разбить стекло. «Все функции «Гравитона» задаются специальным программным обеспечением, которое можно устанавливать через специальный порт программирования. Устройство измеряет направление и интенсивность магнитного поля, микроускорения в трех осях измерения, способно определить емкость и температуру. Оно может издавать звуки и сигнализировать трехцветным индикатором, передавать данные со скоростью 1 Мбит и замыкать контакты реле. Этого достаточно для применения не только в охранных системах, но и в системах автоматизации и управления», – поясняет Сомов.

Против взлома – «Гравитон»

Самый первый прототип этого сенсорного датчика Максим собрал в гараже сразу за «IBS Инвест». Это сейчас он отстроил, правда, все там же – в гаражном кооперативе, офис с отдельным входом и необходимыми коммуникациями: водоснабжением, вентиляцией и отоплением. «Гараж обычно ассоциируется с тесным и забитым всяким хламом помещением с огромными воротами и верстаком», – предприниматель пытается разрушить стереотипы. Сначала Сомов тратил на опытные образцы деньги с прибыли «IBS Инвест», но проект требовал все больших вливаний. Он продал две квартиры за 7 млн руб. Всего за четыре года существования «Гравитона» предприниматель вложил порядка 23 млн руб.

Сегодня «Гравитон» готовится к серийному производству – пока готово 3500 образцов. Первая партия в количестве 20000 штук, по плану Сомова, выйдет в начале следующего года. На упаковке будет написано: «Разработано и произведено в России». Он уже подыскал производственные предприятия в Екатеринбурге и Москве.

Производство «Гравитона» в России, по примерным подсчетам Максима Сомова, обойдется на 20–30% дороже, чем в Китае. Поэтому себестоимость универсального охранного сенсора составит 460 руб. Она может колебаться. На сумму влияют два фактора – технологии производства и объем партии. «Гравитон» будет стоить от 2200 до 3900 руб. – в зависимости от функциональных возможностей, заданных ПО. Чтобы через пару лет выйти на оборот более $1 млн, «Гравитон» должен попасть на зарубежные рынки, в первую очередь в США. План можно считать выполненным, если на Запад будет уезжать более 100 000 датчиков в год. Но для полного размаха компании не хватает 42 млн руб. Раньше эта цифра казалась недосягаемой. Сейчас у проекта Максима Сомова есть шансы привлечь инвестиции.

Первым заинтересовалось «Сколково», пообещав вложить в развитие проекта 21 млн руб. Минобороны РФ только присматривается к свердловским разработкам. Госструктуру больше интересует тактический индивидуальный малогабаритный комплекс охранной сигнализации «ТДВ-01», над которым сейчас работает команда Сомова. Это комплекс размером с сигаретную пачку с вложенными четырьмя карточками-датчиками, которые способны передать по радиоканалу информацию на расстояние до километра. Карточки могут засечь малейшее перемещение предмета или определить факт вторжения злоумышленника. Устройство, как обещает Максим, будет работать без подзарядки в течение 500часов, а подзаряжаться от солнечных батарей, встроенных в корпус. «ТДВ-01» идеально подходит для охраны грузов, периметра и для контроля часовых, объясняет предприниматель.

Домохранитель xTurion

На западном рынке наступает эра Интернета вещей, когда устройства и технологии не только подключаются к мировой Сети, но и сами генерируют контент – без помощи человека. «Наступает», потому что люди еще не осознали, насколько прекрасна жизнь, когда гаджеты берут всю рутину на себя. Сколько времени освобождается, если холодильник сам заказывает продукты, а кондиционер автоматически настраивает комфортную температуру. В технологической сфере принято считать, что все инновации создают американцы и японцы, но не стоит забывать о русских. В питерской компании «Икстурион», например, придумали «умную» систему безопасности. Робот xTurion, оснащенный камерой, датчиками дыма, протечек и газоанализатором, патрулирует помещение, а в случае опасности звонит или пишет письма хозяину.

Один из основателей компании, Сергей Колюбин, окончил университет ИТМО в Санкт-Петербурге, там же защитил кандидатскую диссертацию. Науку никогда не бросал – остался в научно-исследовательском центре ИТМО. В студенчестве работал на «Вимм-Билль-Данн», где занимался разработкой системы автоматизации складов. После выпуска проектировал системы автоматизации и телемеханики для «Газпрома». Два года Колюбин прожил в США, работая в главном научно-исследовательском центре General Motors.

«Икстурион» появился на свет три года назад. Тогда ИТМО накрыла волна научных стартапов, и декан факультета компьютерных технологий и управления Алексей Бобцов предложил своим бывшим студентам Сергею Колюбину и Илье Григорьеву попробовать себя в бизнесе. Бобцов занимает должность председателя совета директоров «Икстуриона» и выступает научным консультантом проекта. Почти сразу после рождения робототехническая компания стала резидентом стартап-акселератора «Идеальная машина», еще через два года под свое крыло ее взяли в «Сколково». «Создать робота с системой мониторинга безопасности нам предложил американский венчурный фонд RSV Venture Partners, – говорит Сергей. – Отчасти поэтому мы в первую очередь нацелены на американский рынок». В отличие от России, рынок США «разогрет». Отечественный сегмент систем безопасности, по словам Колюбина, слишком консервативен. «Он медленно меняется, – рассуждает предприниматель. – Потому что этой сферой заправляют бывшие силовики или военные – достаточно специфическая категория людей».

По следу «Джибо»

Среднему американцу не нужно объяснять, зачем ему заводить робота. Это уже сделал «Джибо». Так зовут «самого человечного робота». Он очень реалистично выражает эмоции и, кроме того, способен распознавать их у своего владельца. «Прошлой осенью «Джибо» собрал на краудфандинговой платформе более $2 млн. Эта мощная история успеха говорит о том, что рынок уже готов принять новый продукт, – считает Сергей Колюбин. – Нам остается только выделить «фишки», которые будут отличать xTurion на фоне конкурирующих решений». Колюбин приводит и другой пример – персональный робот Cubic Robotics нашего, российского, производства. Он тоже неплохо общается с человеком, знает кучу кулинарных рецептов, следит за новостями и немного разбирается в политике, по крайней мере, он в курсе, кто такой Владимир Путин. «Кубик», по словам предпринимателя, хорошо расходится на американском рынке, а его создатель Юрий Буров уже перебрался поближе к Силиконовой долине.

Видя, как растет рынок персональной робототехники (более чем на 50% каждый год), Колюбин и Григорьев сменили курс. Сначала партнеры ориентировались на b2b-сегмент и даже выпустили первую партию в количестве 10 штук. Но в марте решили предложить массовому потребителю домашнего робота. «Робот xTurion – не просто система безопасности, а душа и мозг «умного» дома, – рассказывает о новом направлении Колюбин. – Мы предусмотрели возможность его интеграции с различными системами smart home. Пример: робот обнаружил протечку воды, для этого у него установлен соответствующий датчик. Он автоматически посылает сигнал на клапан, который стоит на трубе. Вода перекрывается, потоп предотвращен». Сейчас в «Икстурионе» готов функциональный прототип робота. После доработки функций и дизайна предприниматели планируют запустить его в массовое производство.

С новым лицом

Чем домашний робот отличается от предыдущего образца? У него изменился дизайн, и появилось «лицо» в виде дисплея. Чтобы робот вписался в интерьер квартиры, его сделали еще меньше. xTurion дали право голоса – теперь робот может поддержать любую светскую беседу. Устройство будет стоить чуть меньше, чем его «предок» – от $500 до $700 и выше (цена зависит от комплектации). «xTurion достаточно шустрый, – добавляет Сергей. – Он может ездить со скоростью быстрого шага человека. Его батарейки хватает на 8 часов, чтобы робот мог патрулировать помещение непрерывно. У него также есть функция автоматической подзарядки батареи. Он сам приезжает на «станцию». Комплектующие для xTurion Колюбин закупает в Китае и пока не видит альтернатив. Российские сети привозят материалы оттуда же, но при этом накручивают стоимость на 50%. У «Икстуриона» уже есть предварительные договоренности с производителями, которые готовы собирать робота в Поднебесной. Себестоимость устройства составит $200–300.

Всего в проект, включая деньги основателей, было вложено $300000. Из них $50 000 инвестировали фонд Бортника и RSV Venture Partners. Год назад стартап, выиграв конкурс Russian Robotics Challenge в «Сколково», получил грант в размере $160000. Чтобы запустить xTurion в производство, нужно еще порядка $800 000. Этой зимой «Икстурион» намеревается собрать $300000 через краудфандинговую кампанию в США и по предзаказам продать минимум 500 роботов. «Для нас это способ напрямую выйти на зарубежный рынок, сделать себе рекламную кампанию и получить в операционное управление средства, которые позволят быстрее произвести продукт»,– перечисляет преимущества стратегии Сергей Колюбин. Ему пока не до России. Отечественный рынок, конечно, будет готов к нашествию роботов, но с большим запозданием.

Узнать в толпе

Гипермаркет «Бауцентр» в Калининграде сократил свои финансовые потери после того, как установил на входе биометрическую систему распознавания лиц московской компании «Вокорд» – VOCORD FaceControl. Раньше ритейлер предотвращал около 30–50 краж в месяц, с новым оборудованием – до 60–80. В«Вокорде» с помощью подобных разработок не только планируют изменить российскую сферу безопасности, за биометрическими системами распознавания лиц – будущее нейромаркетинга. Уже сейчас такие системы собирают данные о покупателе, а в будущем смогут распознавать его эмоции.

На рынке «Вокорд» существует 16лет. В конце 90-х его основала группа выпускников МФТИ. Компания начинала с разработки интеллектуальных систем аудиорегистрации и видеонаблюдения. Среди заказчиков «Вокорда» числятся космодром «Плесецк», нефтегазовые корпорации, крупные ритейловые и косметические сети. Всего более 2000 организаций. С 2004 г. «Вокорд» сконцентрировался на системах биометрического распознавания лиц, работающих с двухмерной картинкой и объемным изображением – VOCORD FaceControl 3D. «Пойдем еще дальше и когда-нибудь выпустим 4D», – шутит генеральный директор Тимур Векилов.

Биометрия – точная наука, часто ее называют математической статистикой (алгоритмы используются даже в радарах). Своим рождением 2D-технология распознавания лица обязана криминалистике. Сейчас ее принцип работы, если отбросить математические расчеты, прост: выделив лицо из картинки (кадра), система строит его математический шаблон, который потом сравнивает с базой данных. Раньше эту технологию упрекали в низкой статистической достоверности. Некоторые алгоритмы до сих пор требуют, чтобы стоял солнечный день, люди с нейтральным выражением лица двигались в потоке не так быстро и желательно смотрели прямо в камеру. Бороду, усы или высокую прическу система может принять за помехи. Любое отклонение, например, поворот головы, скажется на точности идентификации личности.

Система VOCORD FaceControl, в которую входят ПО и цифровая камера VOCORD NetCam4, делает качественную картинку даже при при тусклом освещении, уверяет Тимур Векилов. В России технологией распознавания лиц, кроме «Вокорда», занимаются компании Artec Group, ITV и другие. На Западе и в Японии – Safran Morpho, NEC, Geometrix Inc., Genex Technologies, Cognitec Systems и Bioscrypt. В прошлом году мировой рынок биометрии оценивался в $11,2млрд. Объем российского рынка биометрии составил около всего $150млн, приводит данные Biolink Solutions.

Скоро компания «Вокорд» собирается представить рынку новый функционал системы VOCORD FaceControl– создание 2D-фотографии свосстановленным фронтальным ракурсом. Система сможет сама достраивать шаблон, даже если, к примеру, человек отвернулся более чем на 15градусов от оптической оси камеры. «VOCORD FaceControl показывает 96% достоверности при некооперативном распознавании лиц, когда люди не стоят прямо перед камерой, а проходят мимо нее», – добавляет Тимур Векилов. VOCORD FaceControl 3D еще точнее. Технология распознавания в этой системе основана на синхронных снимках, которые с разных ракурсов делает пара стереокамер. После этого система строит 3D-модель лица и сравнивает ее с 3D-моделью или обычной фотографией. Система учитывает плохое освещение, поворот и наклон головы, мимику, макияж.

VOCORD FaceControl может распознавать до 16 лиц одновременно, VOCORD FaceControl 3D – пока одно. Оба проекта, по словам Тимура Векилова, находятся на промышленной стадии. 3D действует в тестовом режиме. 2D уже продается – систему приобрели порядка 10 крупных российских компаний. Вэтом году «Вокорд» заключил контракт на установку VOCORD FaceControl с ледовым дворцом спорта «Арена Омск». Внедрение системы не требует усилий – достаточно найти «правильное» место для камеры (на уровне человеческого роста) и подключить ее к программному обеспечению. Софт «Вокорда» тоже легко поставить– для этого нужен обычный ноутбук или стационарный компьютер. «Это зависит от желаний заказчика, – поясняет Тимур, – насколько большую базу лиц он хочет проверять и как долго собирается ее хранить».

«Система делает фотографию покупателя. Когда тот идет через проходную стадиона, VOCORD FaceControl вычисляет, есть ли он в базе данных нарушителей порядка», – поясняет Векилов. В«Вокорде», чей годовой оборот, согласно открытым источникам, составляет $15 млн, стоимость обеих систем не раскрывают. Вложенные инвестиции тоже. Пока проект получил лишь один грант от «Сколково»– 60млн руб. На эти деньги компания подготовила 3D к рынку. В прошлом году «Вокорд», объединив усилия с TAL Secure Systems, попытался выйти в Индию. Но нестабильная экономическая ситуация в стране специй перекроила все планы. Сейчас продукцией «Вокорда» заинтересовались ОАЭ и Катар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *