Шри-Ланка

Перед выездом в аэропорт ты заранее знаешь, что тебя ждет: электронные рамки, рентген, поддоны для обуви, похлопывание по карманам и, конечно, очередь. WNS решил рассказать, кто во всем этом виноват.

История первая: террорист и мокрые ботинки

Воздушная тревога 22 декабря 2001 года пассажир, летевший рейсом 63 Париж – Майами, пожаловался стюардессе на поведение соседа: сидевший напротив бородач чиркал спичкой по коробку. В ответ на замечание он лишь злобно хмыкнул, но коробок убрал. Через минуту бортпроводница заметила, что несговорчивый молчун, скрючившись, возится с ботинками. На вопросы он не реагировал, и стюардесса попыталась развернуть его за плечо. Тогда он неожиданно вскочил, схватил один из башмаков и ударил женщину, пытаясь свободной рукой поджечь свисавшие с ботинка непомерно длинные шнурки. На крики бортпроводницы прибежала ее напарница, но она ничего сделать не смогла. Спасли ситуацию пассажиры, которые скрутили хулигана, пока первая бортпроводница поливала его водой. Самолет пришлось посадить в Бостоне. На земле дебошира передали в руки полиции. Им оказался британец Ричард Рейд.

бомба_в_багаже
Старый знакомый Личность мужчины, устроившего драку в самолете, копам была хорошо известна – на родине Рейд не раз сидел в тюрьме за разбой. Там же он принял ислам, мотивируя это тем, что заключенных мусульман лучше кормят. На свободе аппетит Рейда разыгрался не на шутку. Он начал посещать радикальные проповеди в мечети Брикстона, где свел знакомство с экстремистом Закариасом Муссауи, который в дальнейшем стал единственным осужденным по делу о терактах 11 сентября. Благодаря Муссауи Рейд заинтересовался фундаменталистской стороной ислама и вступил в ряды «Аль-Каиды». Вероятнее всего, новые друзья и выдали Рейду замшевые ботинки на толстой подошве: как установили эксперты, пустоты в ней были набиты взрывчатым веществом и перекисью ацетона, необходимой для детонации. Пассажиров рейса 63 спасло лишь то, что Рейд вылетел на день позже, чем планировалось. Он не смог сесть в самолет накануне, поскольку привлек внимание службы безопасности аэропорта, а пока ждал следующего рейса, попал под дождь, и его ботинки основательно вымокли. Вдобавок начинающий террорист так волновался, что у него еще и ноги вспотели. В общем, фитиль, замаскированный под шнурки, отсырел и не зажегся.
Последствия Рейда осудили в 2003 году, но его ботинки аукаются нам до сих пор. Эксперты считают, что взрыв обувной бомбы привел бы к гибели самолета, поэтому в аэропортах до последнего времени так тщательно досматривали ботинки и сапоги. В последнее время службы безопасности мало-помалу идут на уступки. Вот и Министерство транспорта РФ с мая 2012 года разрешило не разуваться при пограничном контроле, но только если толщина подошвы составляет менее сантиметра, а высота каблука не превышает 2,5 см.

В США от этой процедуры освобождены дети младше 12 лет и те, кто записался на ускоренную регистрацию по программе TSA Pre-Check, действующей в 28 американских аэропортах на внутренних рейсах). Остальные вынуждены покорно шуршать бахилами. Но такой досмотр может лишь частично гарантировать безопасность, потому что рентгеновские сканеры не распознают взрывчатку. Единственное, что можно определить при помощи рентгена,– производились ли с обувью какие-либо манипуляции и есть ли в ней посторонние металлические предметы. Химические детекторы пока только разрабатываются. Так, сканер MagShoe компании IDO Security может обнаружить металл, но пластичные взрывчатые вещества ему не по зубам. Большие надежды возлагаются сейчас на сканер Morpho промышленного конгломерата SAFRAN S.A., который может выявить и металл, и химические соединения, даже если ботинки остались на пассажире.

История втораяая: ЛИМОНАДНАЯ БОМБА

Преступная сеть 10 августа 2006 года полиция Великобритании объявила о раскрытии террористического заговора, целью которого был подрыв не менее десятка пассажирских самолетов, направлявшихся из аэропорта Хитроу в крупные города США. Сведения о том, что исламские фундаменталисты готовят теракты с применением жидких бомб, спецслужбы получили от информаторов в 2005 году – и сразу взялись за работу. В ходе слежки было установлено, что атака будет проведена ближе к пятилетней годовщине взрывов 11 сентября, но затем у полиции появились новые данные, поэтому действовать пришлось незамедлительно.
9 августа преступную сеть накрыли. При задержании у ее участников изъяли огромное количество документов, видеоархивов и нелегальных боеприпасов. Изучив их содержимое, следователи смогли раскрыть план злоумышленников.
Шипучка и взрывчатка Террористы собирались пронести химические вещества на борт самолета и собрать бомбу прямо в воздухе. Для изготовления детонатора им требовалась тара из-под газировки, перекись водорода и порошковый напиток Tang, лимонная кислота в составе которого срабатывала как катализатор. После этого дело было за малым – хорошо спрятать основной заряд. Но и этот вопрос был решен: базовый ингредиент заговорщики планировали заложить в обычные пальчиковые батарейки (их обнаружили в багаже у одного из задержанных, когда тот совершал пробный полет перед терактом). Устройством для инициирования взрыва служил одноразовый фотоаппарат-«мыльница». В порядке судебного эксперимента эксперты воспроизвели взрыв такой бомбы, сняли его на камеру и показали видеозапись присяжным. Даже совсем небольшой бомбы вполне хватило бы на то, чтобы пробить фюзеляж, спровоцировать пожар и разгерметизацию самолета, что неизбежно привело бы к гибели людей. Увидев такое, присяжные вынесли обвинительный вердикт, и восемь участников заговора получили длительные сроки заключения вплоть до пожизненного.

бомба_в_багаже
Драконовские меры В первые дни после того, как «жидкие бомбисты» были обезврежены, в аэропортах США запретили брать на борт любые жидкости, а в Великобритании вообще ввели запрет на ручную кладь. Но постепенно меры смягчились, и к концу 2006 года разработали новые правила провоза жидкостей, остающиеся неизменными по сей день. В 2007 году к существующей схеме присоединились Россия и Япония, а вслед за ними подтянулись Канада, Тайвань, Австралия и т.д. Даже если ты летаешь каждую неделю и знаешь все аэропорты мира как свои пять пальцев, мы все равно напоминаем: взять в салон самолета можно всего литр жидкости. Склянки должны быть уложены в прозрачный пакет, и объем каждой из них не должен превышать 100 мл. Вне пакета нельзя проносить в салон даже то, что жидкостью не является, в частности крем для бритья и тушь для ресниц.
Когда это закончится? Скажем честно: а черт его знает! Вначале снятие ограничений на провоз жидкостей в ручной клади ожидалось к 2010 году, но этого не произошло, зато было обещано, что запрет отменят в 2013 году. Сейчас называют апрель 2014-го, но в чудо уже мало кто верит. Проблема, как всегда, в деньгах. Существующие устройства дистанционного анализа, позволяющие отличить потенциально опасную жидкость от обычной минералки, очень дороги, поэтому оснащение ими идет крайне медленно. Во многих аэропортах мира они уже установлены, но пока, скорее, в качестве эксперимента, а введение новых правил станет возможным только тогда, когда эти устройства появятся везде.
Искра надежды И все же если Международная организация гражданской авиации (ИКАО) заставит аэропорты раскошелиться, оборонщики предложат им самый широкий ассортимент продукции. Например, сканер MagViz, разработанный Лос-Аламосской национальной лабораторией при министерстве энергетики США, который несколько лет испытывали в международном аэропорту Альбукерке, анализируя содержимое бутылок и банок методом магнитно-резонансной томографии. А в аэропортах Евросоюза в самое ближайшее время может появиться настольный контейнер INSIGHT100, созданный британской компанией Cobalt Light Systems, который при помощи спектроскопического анализа определяет состав любой жидкости в герметичных сосудах. Российские аэропорты планируют установить у себя прибор LQtest от «АВК Лаборатории». Принцип его действия основан на квазистатической томографии: когда LQtest прикладывают к стенке емкости, он оценивает электрические свойства жидкости и безошибочно устанавливает, что именно там плещется – какая-нибудь опасная дрянь или безобидный компот. В общем, перспективы есть: рано или поздно «сухой закон» будет все-таки отменен.

4 комментария

  1. Честно говоря, после такой информации летать совсем расхотелось. Это надо же – в числе ингредиентов для бомбы даже есть обыкновенный напиток с лимонной кислотой. Если так легко собрать взрывное устройство прямо на борту самолета, то ситуация запросто может повториться. Удивительно, что спецслужбам вообще удается предотвращать такие страшные трагедии. Так что, как говорится, тише едешь — дольше будешь, да здравствуют машины и поезда!

  2. Слава богу что я давно не летаю,а пользуюсь при необходимости услугами железнодорожного транспорта, да конечно по времени долго но зато романтика,а вот когда ты садишься на самолет ты на 100% не уверен прилетишь ли ты домой или например на отдых,честно панически боюсь летать,и не летаю! статья очень интересная, теперь точно не за что не полечу)

  3. Статья это целый путеводитель для тех, кто летает. Мне интересно, почему одни люди нормальные, а другие хотят уничтожить людей. Жизнь и так короткая и столько в ней бывает огорчений. Ну, хотите вы сложностей в жизни, сделайте свою жизнь невыносимой, зачем же губить жизнь других. Наверное, просто поменялись ценности в жизни и мир изменился. Раньше было построй дом, роди ребенка, посади дерево, а сейчас со всех экранов — убийство… А за статью спасибо. Напомнить об опасности не грех.

  4. Что не хватает людям, чтобы жить нормально? Наверное у каждого человека свои тараканы в голове и вывести их может только он сам. Все люди разные, разные поступки, разные интересы. Зачем губить жизни другим? То ли человек рождается с этим негативом, то ли приобретает его.. Но в любом случае страдают другие. Как распознать таких людей раньше, чем они совершат преступление? В последнее время чуть ли не модой стало участие в терроризме. Народ деградирует…

Добавить комментарий для Камиль Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *