Детокс, предполагающий отказ от твердой пищи в пользу соков холодного отжима и смузи с ограниченным сроком годности, становится полноценным сегментом wellness- иорганик-рынка.

С каждым годом в России растет количество предложений пройти детокс-программу дома или на выездном ретрите. «Ко» выяснил, сколько можно заработать на желании очистить организм от токсинов и шлаков.

Зеленая команда

«Это наши лидеры продаж – молочко из кешью, сироп агавы с ванилью и корицей White Detox, фруктовый сок из яблока, ананаса и мяты Sweet Dream и самый зеленый вариант – Green Power, вкоторый входят петрушка, салат ромэн, имбирь, лимон, огурец, шпинат, яблоко, сельдерей и листовая капуста», – перечисляет совладелица сети детокс-баров Organic Religion Елена Мулявка. Эта компания открылась вМоскве летом 2014 г., а через полгода уже принесла своим основателям первую прибыль. Сегодня Organic Religion набрала приличную для стартапа скорость– у проекта есть два цеха и столько же детокс-баров в Москве и Монако, атакже два запущенных по франшизе филиала – вСанкт-Петербурге иАлматы. До конца этого года сеть намерена выйти на оборот в 30 млн руб.

Елена Мулявка родилась во Владимире, образование получила вМосковском финансовом университете при Правительстве РФ, работала в спортивном проекте «Беги за мной». В 2013 г. вместе с приятелем Владимиром Орловым девушка запустила доставку здорового питания Mimimeal. Сервис проработал полгода – на решение закрыть проект повлияла одногруппница Владимира по Высшей школе экономики Анна Барсукова. До учебы на факультете экономики и маркетинга эта высокая хрупкая блондинка три года проработала моделью в Нью-Йорке. Тогда же она стала заядлым клиентом детокс-баров, которые открывались в США на каждом углу.

После возвращения Анна обнаружила пустую нишу на столичном wellness-рынке. Барсукова задумалась об открытии сети детокс-баров Organic Religion, но для старта нужны были надежные партнеры и деньги. Проектом заинтересовались создатели Mimimeal, которым детокс-направление показалось интереснее, чем доставка здорового питания. С деньгами было чуть сложнее, но Барсукова взяла кредит в банке. Вместе с привлеченными от частного инвестора деньгами стартовый капитал составил $200 000. Отрождения идеи Organic Religion до запуска ушло четыре месяца. Модель сети детокс-баров предприниматели разрабатывали с расчетом на обеспеченных дам в возрасте 25–55 лет, которые следят за своим питанием.

«Детокс – это вкусно, после него ощущается легкость во всем теле, отступают сонливость и усталость. Нет лучшего способа восполнить нехватку витаминов и минералов и дать отдых пищеварению», – поясняет философию проекта Елена Мулявка. Первым делом партнеры арендовали в Москве производственный цех икупили три специальные соковыжималки холодного отжима. В отличие от стандартных центрифуг они сохраняют витамины имикроэлементы, которые теряются при обработке под высокой температурой. По этой же причине сырые соки имеют ограниченный срок годности– максимум 5 дней. Другой плюс технологии холодного отжима, как выяснилось позже, вэкономии сырья– на выходе получается продукта на 60% больше, чем в центрифужной выжималке, уверяет Елена Мулявка. «Нодело не вэкономии, а в качестве– сок получается более насыщенный по вкусу и с большим содержанием клетчатки»,– объясняет она.

Сейчас в линейке проекта 19наименований функциональных соков (цена начинается от 330 руб. за бутылку) и10детокс-программ(стоимостью 2750–5550руб.). К разработке рецептов партнеры привлекли диетолога снаучной степенью Колумбийского университета Тару Остроу, с которой Барсукова познакомилась в США. Первая партия соков разошлась через неделю после открытия, и в Organic Religion столкнулись с новой задачей – как расширить производство с минимальными затратами. «Мы докупали оборудование по мере увеличения объемов и меняли технологию производства»,– рассказывает Елена. Но труднее всего оказалось найти качественных поставщиков. Это сейчас база сформирована – свежие овощи ифрукты Organic Religion поставляют московские компании, которые специализируются на доставках продуктов для кафе и ресторанов, и фермерские хозяйства из Краснодарского края. «Наша себестоимость высока, зато мы спим спокойно, не волнуясь за качество», – уверяет Елена.

Organic Religion вышла на безубыточность за полгода работы, тогда же ей удалось получить первую прибыль. Всю дальнейшую выручку вкомпании решили реинвестировать в расширение. Так, осенью прошлого года в «Москва-Сити» открылся детокс-бар, сейчасего пропускная способность– 40–60клиентов день. Этой весной на остаток от кредита изаработанные деньги предприниматели запустили бар в Монако. Место было выбрано неслучайно – Анна Барсукова живет здесь большую часть времени и может на месте контролировать развитие проекта. Сегодня зарубежный филиал и бар Organic Religion сучетом онлайн-доставки обслуживает до 100клиентов в день. Открытие каждого филиала, по словам Елены, обошлось в среднем в $100000–300000(взависимости от страны). За год до этого компания продала франшизы в Санкт-Петербурге и Алматы (роялти – $4000, паушальный взнос– $12000).

В будущем команда Organic Religion хотела бы расширить российскую часть бизнеса, но подходит к этому рационально: «Самим выходить за пределы Москвы имеет смысл, если найдем для себя продукт с большим сроком годности»,– поясняет Елена.Поэтому проще развивать точки продаж по франшизе. В таком случае компания сможет закрепить за собой статус одного из крупнейших производителей соков холодного отжима. К концу 2016-го нужно увеличить оборот на 30% – до 30 млн руб. «Зеленая» команда прекрасно понимает, что рынок не стоит на месте– сегодня в столице соки холодного отжима идетокс-программы продают десятки компаний. «Тема детокса кажется легкой: выжимай сок и продавай. Но в общей массе это непродуманные, как правило, сладкие соки с добавлением фруктовых пюре и большим количеством дешевых ингредиентов. Поэтому конкуренция среди нашей аудитории, которая видит разницу, все еще невелика», – считает Елена Мулявка.

Сочное дело

Заказывая в Drink Me Detox даже такой простой напиток, как зеленый сок холодного отжима, Анастасия Кудрина и Вера Мавричева на удивление придирчивы – петрушки стоит класть меньше, яблока больше. Под видом тайных покупателей создательницы онлайн-сервиса по доставке наборов для детокса проверяют нового повара. Вих маленькой компании нет регламентированного свода правил– сколько времени следует тратить на приготовление одной партии или сколько чистящего средства нужно при мытье соковыжималки. Требования Drink Me Detox выглядит очевидными– соблюдать пропорции ивыжимать соки с любовью.

С Верой Мавричевой Анастасию Кудрину связывает десятилетняя дружба. Обе девушки, уроженки Санкт-Петербурга, учились на отделении режиссуры в Ленинградском областном колледже культуры иискусства.

Идею открыть доставку наборов для детокса Мавричева предложила подруге в феврале прошлого года. Она тогда вернулась с зимовки из Таиланда и была впечатлена обилием свежевыжатых соков и смузи. Подготовка к запуску Drink Me Detox заняла ровно две недели. Начать было решено с малого – вотсутствии стартового капитала они купили соковыжималки за 120 000руб. вкредит. Сайтом, ребрендингом ипродвижением в социальных сетях занялись сами. Упаковку и сырье заказали в минимальном количестве, чтобы хватило на первый месяц. Рецепты разрабатывал диетолог, исейчас Drink Me Detox предлагает 15 наименований напитков (цифра может меняться в зависимости от сезонных продуктов). Запросы на детокс посыпались после первого поста в Instagram. Три месяца Кудрина и Мавричева выжимали соки на дому – полученные с продажи деньги шли на закупку больших партий сырья.

Затевая проект, подруги рассчитывали на аудиторию Instagram– «студенток, которые любят постить красивые снимки». Каково же было их удивление, когда основную часть клиентов составили женщины от 30лет с достатком выше среднего. «В какой-то момент мы оказались не готовы к большому количеству заказов. Когда наш рабочий день стал начинаться в 9.00, а заканчиваться в 24.00, мы наняли дополнительный персонал», – рассказывает Настя. Сегодня в штате Drink Me Detox, помимо самих девушек, работают повар, контент-менеджер идва курьера. Сдомашней кухни проект переехал в оборудованный цех. Кредит подруги погасили в течение трех месяцев после запуска. УDrink Me Detox нет открытой точки продаж – сервис работает по предварительным заказам в Сети. Такой формат позволяет избежать затрат на реализацию нераспроданной продукции.

Основной объем продаж составляют детокс-программы, «отдельные бутылочки с соком заказывают реже», добавляет Вера. За прошлый год оборот сервиса достиг 2 млн руб. В планах – его увеличение на 50% до конца 2016-го. В месяц подруги продают 120–150 программ. Летом спрос на чистку организма повышается, зимой падает. «Наши соки предназначены для употребления в холодном виде. Зимой не каждый сможет целый день пить холодное»,– объясняет Мавричева. В «зеленом» бизнесе девушкам приходится постоянно контролировать качество и расход продуктов. В среднем на одну детокс-программу, состоящую из 8соков, в Drink Me Detox уходит от 5–7 кг овощей и фруктов (свыше 780кг в месяц). Поставщика предпринимательницы искали методом проб и ошибок – например, проверяли сырье на нитраты. В итоге они остановили свой выбор на Петербургской овощной базе.

Сейчас Drink Me Detox ведет переговоры с двумя потенциальными франчайзи. Для регионов основательницы сервиса предусмотрели паушальный взнос – до 300 000руб., исключив роялти. «Некоторые рестораны просят продать бренд ирецепты, поэтому сумма может быть меньше, – говорит Мавричева. – Например, на таких гибких условиях мы продали рецептуру в Барнаул». Москву подруги оставили за собой. «Конкуренция нас не пугает, – заявляет Вера. – Мы уверены в своих силах». Офлайн-продажи интересуют девушек в меньшей степени – слишком много рисков. «Выход осложняет срок годности – 72 часа, – объясняет Мавричева. – Нужно просчитывать спрос и быть готовыми к нереализованной продукции». Идеальный вариант – оптовые поставки в бары или кафе. «Но в любом случае мы намерены попробовать свои силы вофлайне», – в голос заверяют подруги.

Самый сок

«В этом шоте – свежевыжатый сок ростков пшеницы, или витграсса. По содержанию полезных веществ две столовые ложки витграсса равны 1,5 кг свежих зеленых овощей. Сок помогает справиться с первыми признаками простуды имоментально заряжает бодростью лучше любого кофе», – объясняет предпринимательница Ольга Малышева, пробуя легендарный шот всобственной точке 365 detox вмосковском ТЦ «Цветной». У нее еще есть два магазина в ТЦ «Метрополис» и «Лотте Плаза». Помимо них, соки холодного отжима, натуральные лимонады и десерты продаются в десяти столичных магазинах ифитнес-клубах.

Коренная москвичка Ольга Малышева всегда была отличницей– школа с золотой медалью и факультет социологии РГГУ с красным дипломом. В студенчестве девушка работала редактором-копирайтером в дизайн-студии Firma. С 18 лет Оля перешла на вегетарианство и увлеклась йогой. Хобби переросло во вторую профессию – в 2013 г. Малышева получила диплом специалиста по детоксу по программе Наталии Роуз (Нью-Йорк, США). Тогда же она начала вести свой блог Salatshop.ru, где стала делиться вегетарианскими рецептами без сахара и муки и своим личным опытом.

Проект 365 detox стал логичным продолжением Salatshop. Три года Малышева вынашивала его идею, изучая аналоги в Нью-Йорке. Она развивала 365 detox вместе с мужем Андреем Зубриловым и Марией Акашкиной, с которой познакомилась на одном из своих первых семинаров по детоксу. За два года команда выросла с трех человек до 30. Первая флагманская точка 365detox открылась в «Цветном» вавгусте 2014-го. Подготовка проекта заняла месяц – рецепты были давно отработаны на домашней кухне. «Ссамого начала мы решили не привлекать инвесторов», – поясняет Ольга. Собственные накопления вразмере 500000 руб. ушли на покупку холодильников, специальных соковыжималок и блендеров, упаковку, регистрационные документы и сертификацию, аренду помещения под производство в Москве и зарплату первых сотрудников. Команда училась отстраивать процессы снуля: в первое время были сложности с оборудованием и сотрудниками – то неожиданно сгорали соковыжималки, то не хватало поваров, то исчезали курьеры. 365 detox вышел на окупаемость в течение полугода, а 2015-й закончил с прибылью. Скакой именно, основатели компании не раскрывают.

В феврале 2016 г. появилась вторая точка 365 detox – в ТЦ «Метрополис», а в апреле – третья, в «Лотте Плаза». У всех трех точек разная аудитория – в «Цветной» за соками заходит в основном молодежь, в«Лотте Плаза» – работники соседних офисов, которые, по словам Малышевой, хотят разнообразить рацион. Сегодня в ассортименте 365 detox 14наименований. Хиты продаж – зеленый смузи со шпинатом, миндальным молоком, бананом игрушей и детокс-программа Super.

Ольгу Малышеву мало беспокоит растущая конкуренция на рынке– «у всех достаточно разное позиционирование, разные акценты и аудитория. С одними пересекаемся чаще, с другими реже». У нее уже были прецеденты, когда бывшие сотрудники запускали аналогичный бизнес. «Раньше, когда кто-то откровенно копировал наш дизайн или состав ингредиентов, было немного неприятно, но сейчас понимаем, что это, скорее, признак, что мы делаем достойный продукт, которому хотят подражать, – рассуждает она. – Мало просто скопировать, завести красивый аккаунт в Instagram и начать готовить у себя дома или на арендованной кухне. Когда производство начинает расти, всплывает очень много моментов, которые нужно суметь предусмотреть и проконтролировать». Поскольку география расширения ограничена 72-часовым сроком хранения соков, компания намерена открывать новые точки встолице. «Есть много идей, которые касаются сегмента натуральных продуктов для здорового образа жизни– именно тех, которых не хватает в России нам самим», – подводит итог Ольга Малышева.