Действующая в России система Особых экономических зон (ОЭЗ) прекращает свое существование. Подсчитано, что на каждое рабочее место в ОЭЗ пришлось потратить 10млн руб. бюджетных средств, поэтому принято решение – из имеющихся 33 зон закрыть 10, аостальные передать регионам.

Конечно, печально, что для инвесторов опять меняются правила игры, но инвесторов этих немного: по официальным данным, за 10 лет нашлось всего около 400 компаний-резидентов, часть из которых использовала ОЭЗ просто как внутренние офшоры.

Государство оказалось не только плохим предпринимателем, но и плохим распорядителем для инфраструктуры. Как отмечает генеральный директор Российско-Европейского инвестиционного консорциума Павел Геннель, «размещение ОЭЗ до сих пор нередко было малоосмысленным с точки зрения организации бизнеса, логистики иобеспечения трудовыми ресурсами. При этом концепции развития зон, особенно в части создания научно-производственных кластеров, иногда были поистине фантастическими. Но под эту фантастику активно строились на средства бюджета инфраструктура и производственные площадки. Предоставляемые в рамках особых зон налоговые и таможенные льготы не оправдывали инвестиций в создание новых производств фактически вчистом поле».

Разумеется, были и исключения– например, промзона «Алабуга» в Татарстане (на фото). По словам финансового директора татарстанской компании «Параллакс» Дмитрия Кузнецова, «мало просто продекларировать или назвать нечто ОЭЗ или ТОР – нужно создать условия, привлечь инвесторов, обеспечить режим благоприятствования. Руководству Татарстана, надо сказать, это удается, и даже в кризис «Алабуга» сохраняет устойчивость. Некоторые другие подобные проекты иногда удивляют нецелесообразностью и шапкозакидательством–кпримеру, всем известное озеро с исчезающей водой или зона отдыха, к которой нет дорог».

Отдельная проблема – в том, что ОЭЗ являются конкурентами для территорий опережающего развития (ТОР), придуманных для поддержки Дальневосточного региона. «Очевидно, что наличие двух во многом дублирующих друг друга механизмов стимулирования регионального экономического развития с учетом очевидной неэффективности одного из них является излишним с учетом ограниченности бюджетных ресурсов», – считает Артем Родин, партнер практики инфраструктуры и строительства международной юридической фирмы CMS.

Теперь правительство грозится разработать новую концепцию ОЭЗ, но, по мнению Павла Геннеля, выгодные условия инвесторам в условиях кризиса вряд ли будут предложены. Остается лишь надеяться, что новые ОЭЗ станут хотя бы более приближенными к жизни, например, будут базироваться на идее создания кластеров вокруг уже существующих, корневых предприятий, как это делается в Китае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *