Выставочный комплекс «Крокус Экспо» только открылся, а очередь из арендаторов уже расписана до 2005 года. Но радость организаторов выставок слегка омрачена. Хозяин «Крокуса» Арас Агаларов собирается проводить собственные экспозиции. Правда, бизнесмен уверяет, что опасения по этому поводу напрасны.

 

В приемной Агаларова толпятся люди. Ждут подолгу, как в советском министерстве. Харизматичный президент CrocusInternational каждый раз извиняется, прерывая беседу, и молниеносно исчезает то за одной дверью своего кабинета, то за другой…

Без Агаларова не решаются даже самые незначительные на первый взгляд вопросы. Возможно, без столь пристального внимания к деталям не состоялся бы знаменитый «Агаларов-Хаус» – элитный жилой комплекс на 35 квартир, построенный в 1997 году. В поисках совершенства бизнесмен в уже отстроенном доме заставлял рабочих сносить эркеры, балконы, передвигать стены квартир.

С той же страстью бизнесмен воплощает другую мечту – комплекс «Крокус Сити», стройка которого началась в августе 2000 года на 66-м км МКАД. На территории 300 000 кв. м возведено уже три объекта. Это магазин стройматериалов и товаров для дома «Твой дом», магазин люксовых товаров «Крокус Сити – Молл» и недавно появившийся «Крокус Экспо» (общая площадь 47 000 кв. м, выставочная – 32 000 кв. м). Все удовольствие обошлось Агаларову почти в $100 млн. Здесь еще должны появиться рестораны, деловой и спортивно-развлекательный центры, гостиница, казино, пирс для яхт и катеров.

Агаларов строит как джин из восточной сказки и с той же легкостью зарабатывает. Оборот его компании Crocus International в прошлом году достиг $200 млн. Около $40 млн Агаларову принесла торговля люксовыми товарами, еще $150 млн – два магазина «Твой дом». В активах компании также Крокус-банк, несколько бутиков, сети магазинов «Крокус Москва» и «Сконти», торгующих одеждой и обувью.

Увы, волшебство президента CrocusInternational небезгранично, и на подчиненных оно, видимо, не распространяется. Едва реализовав крупный проект, он отдает его менеджерам, а сам берется за реализацию еще более грандиозной задачи. Рутина его тяготит. Ни один из удачных проектов предпринимателя не закрепил за ним безусловного лидерства в выбранной нише. Станет ли выставочный бизнес Агаларова исключением?

 

Исчезновения и возвращения

На рубеже 1980 – 1990-х годов, будучи импортером, предприниматель часто ездил на международные выставки в поисках поставщиков. Потом – отчасти в расчете на них же – начал организовывать выставки в Москве. К 1997 году компании CrocusInternational принадлежало 12 экспозиций, в том числе Comtek (компьютеры), CEM (бытовая электроника), World Food (продукты питания), Netcom (сетевые технологии), PWM (фото- и видеоаппаратура), Internetcom (Интернет-технологии), MODA. В начале 2000 года Агаларов продал их за $15 млн британской ITE. Почти $13 млн пошло на погашение долгов и дивиденды партнерам, а оставшиеся $1,8 млн он вложил в строительство «Крокус Сити».

Сам Агаларов уверяет, что продать бизнес его вынудило нежелание руководства «Экспоцентра», где проводились все выставки компании, снижать арендные ставки после кризиса. Участники рынка расставляют акценты иначе: Агаларов продал бизнес, почувствовав, что теряет позиции. По времени продажа совпала со стартом работ над «Крокус Сити». Новый проект требовал серьезных инвестиций. Сокращению тогда подвергся и обувной бизнес – число магазинов «Сконти» с двадцати пяти уменьшилось до девяти (в Crocus это объясняют агрессивной экспансией китайцев).

Спустя четыре года бизнесмен вернулся в выставочную индустрию. Но уже в новом качестве – владельцем крупного комплекса. «Когда Агаларов объявил, что начнет строительство выставочного комплекса, да еще на окружной автодороге, многие операторы отнеслись к этой затее предельно скептически, – рассказывает Игорь Филоненко, гендиректор выставочной компании «Защита Экспо» (эта компания стала организатором первой выставки в «Крокусе»). – Потом стало ясно, что предприниматель предвидел ситуацию на несколько лет вперед».

Москве не хватает современных площадок под выставки. «Дефицит площадей ощущается настолько остро, что у «Крокус Экспо» не будет отбоя от желающих провести там выставку – настолько грамотно выстроен этот комплекс», – говорит Андрей Маслак, председатель совета директоров экспо-медиа-группы «Старая крепость». В Москве до появления «Крокус Экспо» было пять крупных выставочных площадок: «Экспоцентр», ВВЦ, «Сокольники», «Гостиный двор», «Манеж». Их общая площадь составляет немногим более 300 000 кв. м. Но этого недостаточно, чтобы удовлетворить запросы выставочных операторов. По мнению замдиректора ВВЦ Николая Бугаева, для проведения выставок столице не хватает 170 000 кв. м, и такая ситуация сохранится еще несколько лет.

Крупнейшие мировые выставки проходят в комплексах, принадлежащих госструктурам. «В мировой практике $1, вложенный в выставочную индустрию, приносит бюджету города $6 – $10, убеждена Людмила Смородова, исполнительный директор Международного союза выставок и ярмарок. – Вложения городских властей в выставку более эффективны, чем в торговлю. Приезжают люди, тратят деньги в ресторанах, гостиницах, магазинах – все это налоговые поступления в бюджет».

Громкие заявления, обещающие разрешить проблему нехватки выставочных площадей в Москве, делались не раз. Например, в 2001 году перед тендером на проведение крупнейшей мировой выставки «Экспо-2010» был подготовлен проект создания на главной аллее ВВЦ нового комплекса на 150 000 кв. м (ВВЦ на 70% принадлежит федеральным властям, на 30% – Москве.) Однако тендер Россия проиграла, а планы так и остались на бумаге. По информации «Ко», в этом году на реконструкцию нескольких павильонов выделяется всего 6 млн рублей. Сегодня ВВЦ скорее торговая, нежели выставочная площадка. Оборот комплекса в прошлом году составил $15 млн, из них выставки принесли лишь $4,5 млн. Похоже, руководство зарабатывает на сдаче павильонов в аренду торговцам и не находит мотиваций проводить там выставки. А Агаларов весной обещает начать строительство второго комплекса, в два раза больше только что открытого. Увеличивать свои выставочные площади собираются и «Экспоцентр», и «Сокольники».

По мнению Андрея Маслака из «Старой крепости», если эти планы будут реализованы, перевес окажется на стороне организаторов выставок. И тогда Агаларов вновь окажется в неуютной конкурентной среде.

Впрочем, к тому моменту бизнесмен надеется вернуть вложенные средства. «Стоимость 1 кв. м в «Крокус Экспо» составляет $3,5 в день, – прикидывает он. – Даже если комплекс будет загружен на 50%, его оборот составит $18 млн. Вычитаем, пусть $8 млн, в год на эксплуатационные расходы. Вложенные в строительство $30 млн мы сможем окупить за три года». Агаларов хитро прищуривается и добавляет: «Если б такой комплекс строило государство, он стоил бы $230 млн, если б инвестиционный фонд – $130 млн. Нам он обошелся чуть дешевле. Вы же знаете, мы строим быстро».

 

Бизнес для порядочных

Пока у амбициозного владельца «Крокуса» нет поводов для беспокойства. В его комплекс уже мигрировали не только выставки самостоятельных операторов, но и выставки прямых конкурентов, владеющих собственными выставочными площадями. Например, компания «МВК», управляющая комплексом «Сокольники», в этом году проведет в «Крокусе» крупную выставку «ПолиграфИнтер», а в следующем – «ЕвроЭкспоМебель» и «РосУпак».

Но операторов настораживает решение Агаларова взяться за организацию собственных выставочных программ. Бывали случаи, когда владелец площадки клонировал удачный проект. Компания ITE в 1996 – 1997 годах проводила в «Экспоцентре» выставку МИКС на тему безопасности. В 1998 году «Экспоцентр» организовал собственную выставку «Секьюрити Экспо» на ту же тему, что вынудило ITE перейти в «Олимпийский». Правда, раскрутить выставку «Экспоцентру» не удалось – в 2001 году она закрылась. Организаторы программ опасаются, не начнет ли хозяин «Крокуса» действовать также.

Сам Агаларов такие предположения опровергает. Он говорит, что возвращаться к старым проектам нет нужды: в мире больше тысячи выставочных тем, в России используется лишь около 300. «Выставки – не тот бизнес, где можно локтями бить конкурента. Проведение международной выставки связано с поддержкой правительства, торгпредств и т.д. Если у вас неправильная репутация, к вам на выставку никто не придет. Здесь от порядочности зависят дивиденды». Желание же заниматься организацией выставок бизнесмен объясняет необходимостью заполнять площади по максимуму.

Насколько успешно Crocus сможет заниматься и организацией выставок и управлением комплекса, во многом будет зависеть от того, удастся ли Агаларову наладить эффективный менеджмент. Хозяин «Крокуса» признает, что каждый день воюет с мелкими недоработками, встречается за день с десятками людей и обращает внимание на все детали, насколько хватает сил. «К сожалению, я не могу найти второго такого же, как я, и вынужден заниматься всем персонально, – говорит он. – Так недавно для усовершенствования магазинов «Твой дом» нанял английских специалистов за $180 000».

Впрочем, похоже, что вопрос управления комплексом уже не в такой степени беспокоит предпринимателя – он часто не может вспомнить имен даже своих ключевых сотрудников. Внимание Агаларова сосредоточено на другом – у него зреет новый проект, не уступающий «Крокус Сити» по масштабу. Как признался бизнесмен, этой весной на 24-м км по Новорижскому шоссе начнется строительство элитного поселка «Агаларовка». На 40 гектарах земли, приобретенных им еще в 1993 году, планируется построить 35 вилл, теннисные корты, спортивные площадки, гостиницу на 50 мест, а также искусственный водоем длиной 2 км. Только на создание инфраструктуры, по расчетам Агаларова, потребуется $20 млн. Эту идею он вынашивал задолго до того, как взялся за строительство «Крокус Сити». «Я объездил множество мест, перечитал массу специальной литературы и нашел – неподалеку от Нью-Йорка находится небольшой городок, где все выглядит как произведение искусства: парк, цветы, скамейки. На мой взгляд, это самое красивое место в США, – мечтательно рассказывает Агаларов. – Человек, который все это создавал, теперь работает на меня. До цветов еще далеко, но свою деревню я сделаю лучше». Вилла в «Агаларовке» будет стоить примерно $3 млн – $5 млн.

… Умение зарабатывать деньги на красивых вещах Агаларов доказывал не раз. Но часто время этого талантливого бизнесмена уходит на мелочи. В кабинет входит сотрудница с бумагами на подпись.

— Усовершенствования? — спросил ее корреспондент «Ко».

— Нет.

— Ухудшения?

— Нет. Просто дырки надо просверлить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *