Выверенная красота садового участка до недавнего времени была либо радостью обеспеченных людей, либо заботой фанатов родной дачи. Ирина Михайлова впервые в истории садоводства придумала, как сделать садовую красоту доступной.

Вдохновителем стартапа стала мама Ирины и ее совершено обычные грядки с цветами. «Сколько труда во всем этом и красоты отдельного цветка, а гармонии нет!»– подумала Ирина. Так родилась идея проекта «Красота садовая». Теперь дизайнерскую клумбу можно быстро соорудить по выкройке, которая стоит 3000 руб., и пусть соседи завидуют!

Корнями из девелопмента

«Красота садовая» лежит в коробке размером со стандартную пиццу. Внутри бумажная выкройка клумбы в масштабе один к одному, шпажки для крепления выкройки к земле, семена, рассчитанные на площадь посадки, и пошаговая инструкция с картинками. «Аналогов в мире пока нет, – утверждает Ирина Михайлова.– Идея, казалось бы, лежала на поверхности, но до нынешнего момента ее никто не реализовал».

Ирина долгое время работала в девелоперской компании, занимающейся постройкой жилых комплексов. «Яотвечала за реализацию ландшафтных проектов ЖК и организацию общественных пространств, – рассказывает Ирина. – Общалась с архитекторами, ландшафтными дизайнерами и передавала всякие красивые идеи руководству. Переводила язык красоты на язык маркетинга и финансов. Насмотревшись на мамины труды, я озадачилась вопросом: как можно сделать участок красивым без больших финансовых затрат и особых сложностей».

Идея выкройки пришла практически сразу, а вот над тем, как засадить клумбу растениями, пришлось подумать. Сначала возникла мысль воспользоваться рассадой. Но 1 кв.м такой клумбы стоит около 6000–7000руб. Слишком дорого и объемно:на клумбу 3,5 м на 2,5 м приходилось бы около 300 горшочков с рассадой – вдомашних условиях столько практически нереально вывезти и высадить. Да и рассаду надо где-то хранить икак-то пересылать заказчикам. Ирина решила засевать свои клумбы семенами. Раздумывая над теоретической частью, она искала специалистов, которые смогли бы проконсультировать по техническим моментам. Например, какие растения можно сажать вместе, что приживается практически в любой почве и сколько семян может понадобиться. Впроекте Ирины появился инженер по садовому искусству Игорь Сафиуллин, и настала пора переходить от теории кпрактике. Ирина и Игорь разработали два дизайна клумбы иприступили креализации проекта.

Что посеешь, то и пожнешь

«Первые клумбы мы придумали моноцветные, – рассказывает Ирина.– Т.е.каждый сегмент выкройки засеивался одним растением. Но мы быстро поняли, что для лучшей всхожести нужно делать смеси семян: белая смесь высокорослая, белая низкорослая, голубая высокорослая, голубая низкорослая и т.д. Чтобы меньше пробивалось сорняков, а клумба цвела гуще, мы решили добавлять в цветочную смесь злаковые культуры».

Заказ семян оказался тоже непростой задачей. Как выяснилось, вРоссии своих семян цветов практически нет. Можно обращаться напрямую к зарубежным производителям, но цены зависят от курса валют. Ирина нашла две российские фирмы, торгующие цветочными семенами оптом, но в заказчике, который хочет приобрести всего лишь несколько десятков килограммов семян, такие компании не заинтересованы. «Казалось бы, к тебе пришел клиент, готов платить деньги, так помоги же ему купить,– смеется Ирина. – Но нет! В прайс-листах черт ногу сломит, сотрудники не сделают лишнего движения, чтобы объяснить и помочь,– пришлось разбираться самостоятельно».

В первой партии «Красоты садовой» было 200 коробок. В каждой коробке – девять пакетиков с семенами. Всего примерно 8 кг. «Для фасовочных компаний 8 кг – слишком малый вес, – отмечает Ирина.– Первую партию мы с супругом расфасовывали самостоятельно. Купили аптечные весы и сели за пакетики. 1800 пакетиков с семенами. Выяснилось, что семена пахнут, и от них через какое-то время начинаешь чихать и кашлять. Это были непростые выходные. Но мы справились. Позже я нашла компанию, которая фасует небольшие партии, однако надо сказать, что большая проблема малого бизнеса – найти подрядчиков, которые делают небольшие партии».

«Инвестиции в запуск «Красоты садовой» составили порядка 1млн руб., это личные средства Ирины. «На многом удалось сэкономить, – рассказывает она. – Весь дизайн – от логотипа до полиграфии– я разработала самостоятельно (Ирина окончила Британскую высшую школу дизайна.– Прим.«Ко»). Дизайн коробки под моим руководством делала моя подруга Елена Антонова, так как у меня уже не было времени. С бизнес-планом помог брат – у него своя аудиторская компания. Значительная часть средств пошла на рекламу. Например, на «Яндекс.Директ» мы потратили около 100 000руб., но получили всего двух клиентов. Зато поняли, что нам подходит реклама в социальных сетях. Попробовали принять участие в фестивале Moscow Flower Show, правда, сиюминутной отдачи не ждем. Наша задача– познакомить людей с совершенно новым продуктом. Нам нужно рассказать о себе, а людям– подумать и принять решение о покупке. Знаете, есть такое правило: если ты не можешь рассказать о сути своего предложения за три минуты, значит, эта бизнес-идея не работает. Я уже могу рассказать все о «Красоте садовой» за минуту».

По мнению инвестиционных экспертов, магазин готовых клумб представляет собой прекрасный пример нестандартного для России стартапа. «Специфика климатических условий придает проекту некоторую нелогичность: период его активного использования ограничивается 3–4месяцами вгоду, а для зимних садов он не приспособлен,– рассуждает исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов. – Тем не менее эта бизнес-схема находится в тренде развития продуктов «все водной коробке» и именно поэтому достаточно актуальна. К тому же ее авторы могут искусственно поддерживать спрос, продавая однолетние цветы, и тем самым сформировать большой пул постоянных лояльных клиентов. Помимо этого, все основные расходы на запуск магазина заключались именно в подготовке логотипа и сайта, дизайнерских сочетаний цветов и печати коробок для рассылки, которые были уже сделаны на старте проекта. А для ежедневного поддержания деятельности компании остается только постоянно приобретать и расфасовывать семена, которые стоят недорого. Витоге на выходе будет получен продукт в красивой обертке и с огромной маржинальной прибылью даже не в100%, а порядка 500–1000%, что, несомненно, делает проект привлекательным для инвестирования».

Первые упоминания о проекте появились в ленте Ирины на Facebook в начале весны этого года. Сейчас, по ее словам, проект вышел в ноль, но всю полученную прибыль Ирина пока реинвестирует. «Запуск проекта – это практически прототип, – поясняет Ирина Михайлова.– Первый сезон выявил пожелания и по семенному составу (будем дорабатывать), и по инструкциям. Мы услышали пожелания и запросы на определенные вещи, например, увидели спрос на многолетние клумбы. Будем думать, как это осуществить, – есть некоторые особенности. Впланах – балконные композиции. Я походила по городу, посмотрела на оформление в контейнерах – интересных композиций мало. Вообще раньше я на цветы смотрела совсем иными глазами, у меня такое ощущение, что этот год какой-то особенно урожайный на цветы, все поля цветут, и уменя сейчас это вызывает профессиональный интерес и восторг».

По мнению маркетологов, проект вызывает интерес, но нуждается вдоработке. «Идея сама по себе прекрасна, – комментирует генеральный директор агентства маркетинговых решений Straget Наталия Балашова. – Во-первых, разнотравье в моде. Во-вторых, «Красота садовая» применила, по сути, фастфудовскую концепцию: готовый к употреблению, стандартизированныйпродукт вкоробке. Но надо довести задуманное до конца: например, избавить клиента от необходимости самому вырезать выкройку клумбы – все уже должно быть нарезано и промаркировано разными цветами. Инеплохо бы было нужные семена сразу прикрепить к соответствующим кускам выкройки. Т.е. еще больше упростить применение продукта. А если придумать какие-то решения для дома, то можно претендовать не только на магазины, торгующие товарами для сада и огорода, но ина сегмент подарков».

Попасть в сети

Задача любого стартапа – масштабироваться, и«Красота садовая» не исключение. «Мы уже видим интерес со стороны инвесторов, – утверждает Ирина. – Но пока меня больше интересуют связи, чем финансовые вложения. На данный момент мы ведем переговоры с небольшой сетью магазинов, которые готовы взять нашу продукцию на реализацию. Нам важно попасть на полки. С увеличением количества выпуска продукции я проблем не вижу. Сейчас проблема, скорее, в том, чтоиз-за маленьких партий мы не можем сделать сетям скидку в размере 40–50%. Для нас это трудновато – нужны деньги и на жизнь, и на новую партию на следующий сезон. Семена покупать нужно будет уже осенью».

Сотрудничество крупных сетей смалым бизнесом в плане размещения товаров в магазинах формируют объективные механизмы, которые можно условно разделить на естественные иобязывающие. Обязывающие механизмы – это когда, например, администрация обязывает сеть класть на полку товары местных производителей. Но, как правило, это касается продуктов повседневного спроса.

«Естественные механизмы сотрудничества малого бизнеса с торговыми сетями включаются в том случае, когда товар дополняет ассортимент сетей,– объясняет член совета московского отделения «Опоры России» Станислав Супрунов. – При этом продукция должна соответствовать определенным требованиям. Во-первых, товар должен пользоваться спросом, априбыль с него должна быть достаточной, чтобы покрыть издержки малого бизнеса в плане доступа кторговой сети. Во-вторых, бизнесмен должен быть готов по заявкам сетей осуществлять постоянные поставки товара. Причем в некоторых случаях расчет споставщиками идет с задержкой внесколько месяцев, что очень критично для малого бизнеса всовременных экономических условиях. Кроме того, товар должен обладать качествами стандартности, чтобы его хранение не требовало специфических условий, апродажа – не подразумевала чересчур сложной квалификации продавцов. Целевых программ, которые могли бы позволить малому бизнесу выйти на сотрудничество с большим бизнесом, в том числе скрупными торговыми сетями, пока в стране нет. Поэтому предприниматели должны искать товарные ниши или регионы, где в настоящее время работают механизмы облегченного доступа кторговым сетям».

Но чтобы ни говорили специалисты, попасть в сети – крайне сложно для нового продукта. «При вводе нового ассортимента мы ориентируемся в первую очередь на спрос, так как для нас важен массовый потребитель, – рассказывает начальник отдела закупок направления «Сад» сети гипермаркетов для дачи и ремонта OBI Максим Суравегин. – В течение года мы проводим более 50 исследований, опросов, фокус-групп, чтобы определить, что на данный момент интересно покупателям и что они хотели бы видеть в OBI и по каким ценам. Безусловно, мы также вводим в ассортимент нишевые продукты, которые не пользуются массовым спросом, но к которым есть явный интерес. На наш взгляд, цена клумбы «Красота садовая» (пакет семян и выкройка) неоправданно завышена для наших покупателей. За эти деньги можно получить готовую клумбу, просто купив готовую рассаду, при этом не нужно ждать, пока семена прорастут».

«Красота садовая» уже посадила свои семена и вправе ожидать всходов. Ну а насколько они окажутся густыми, покажет время. Садовники – народ упертый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *