Быть умным – модно. «Человек втренде» должен разбираться во многих вещах: в моде, стиле, социальных сетях и приложениях, алкоголе икультуре.

Можно, конечно, в очередной раз пошутить над модниками и хипстерами, но целевая аудитория современных лекториев значительно шире. И делотут, наверное, не в моде, а все-таки в понимании необходимости знания культурного контекста.

В СССР лекции принудительно читали перед кино или танцами. Сегодня на них ходят добровольно, аза некоторые даже платят. Интересные собеседники, у которых можно поучиться мыслить, в цене.

О чем речь?

Рынок образовательных лекций многообразен: есть лекции при учреждениях образования и музеях, религиозных заведениях, тренинговых центрах, илектории, которые работают сами по себе. Найти лекции можно практически на любую тему, бесплатно или за деньги. Так, бесплатные лекции на популярные темы практикует Высшая школа экономики. «Водин момент была поставлена новая амбициозная задача – сделать наш университет открытым городу инаправить имеющиеся у нас интеллектуальные и профессиональные ресурсы на формирование современной интеллектуальной городской среды. Так родилась идея сделать наш первый проект – открытый лекторий преподавателей «Вышки» в парке Горького для всех, кто хочет провести время с пользой, – говорит сотрудник дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ Тамара Церенова. – Профессионалы понятным и доступным языком рассказывают о разных областях знаний – от экономики и управления до философии и технических наук. Платного контента нет. Мы делаем знания доступными каждому жителю города.Сейчас завершается летний сезон лектория (лекции НИУ ВШЭ в парке Горького и на ВДНХ. – Прим.«Ко»). Осенью лекторий ВШЭ будет работать в Культурном центре ЗИЛ, где лекции прочтут молодые ученые. А также свою работу продолжит проект лектория «Лекционные четверги в музеях Москвы».

А вот лекции, например, историка моды и шоумена Александра Васильева стоят денег, в среднем 2000–4000 руб. И на них еще нужно успеть записаться. «Модных лекций достаточно много, это востребованный формат, – рассказывает оситуации на рынке имидж-дизайнер Анна Кустова. – И они делятся на те, которые организуются с целью общего развития для широкой аудитории, ите, которые модные эксперты читают для профессионалов. Для лекторов это определенный источник дохода, не главный конечно, но значимый. Например, лекции Эвелины Хромченко проходят вдемзале ГУМа и стоят 3000–8000руб. Зал всегда полный, несмотря на то, что лекции она проводит достаточночасто».

Простой расчет показывает, что каждая лекция приносит Эвелине Хромченко около 2 млн руб. На лекцию Александра Васильева вбольшом зале Дома архитектора на 26сентября не продано всего несколько билетов по цене 2450 руб. Прибыль с мероприятия приблизится к 1 млн руб. Однако сами лекторы миллионы не заработают. «Как правило, звездные лекторы используют свои общеобразовательные лекции для рекламы основныхуслуг,– рассказал «Ко» источник, близко знакомый с ситуацией. – Основная прибыль модных экспертов – это личные консультации по моде истилю, стоимость которых достигает нескольких тысяч евро за час».

При этом рынок лекций постепенно отделяется от рынка мероприятий сходных форматов– мастер-классов, которые, например, проводит Ирина Хакамада, или публичных консультаций психологов, проводящихся, скажем, Михаилом Лабковским. По цене мастер-классы известного политика и лекции-консультации не менее известного психолога не сильно отличаются от выступлений экспертов по моде. Так, мастер-класс Хакамады «Айкидо деловых переговоров» в Доме архитектора стоит около 3000руб., аМихаила Лабковского– там же– 2500 руб.

Отдельный сегмент рынка лекций – это специализированные лекции для тех, кто не ради праздного любопытства развивается. «Центр имиджевой культуры «Deims» первоначально задумывался как клубный проект под девизом «Design– Etiquette – Image – Success», и был посвящен имиджевой культуре межличностных этикетных отношений, – рассказывает создательница проекта Лариса Крашкина. – Deims позиционируется как элитарное дополнительное образование, и открытый около года назад лекторий работает для очень взыскательной публики. Лекции предназначены для людей с высшим образованием, которые заинтересованы вкачественном росте своего культурного уровня». Несмотря на декларируемую статусность заведения, цены на посещение лекций очень демократичные: 500 рублей за два академических часа. «На данный момент лекторий нельзя назвать прибыльной частью бизнеса, – признается создательница Deims. – Но мы уверены, что наша аудитория со временем оценит этот продукт».

Оценить рынок платных лекций финансовые аналитики не берутся. «Его достаточно сложно исследовать в силу двух причин, – поясняет управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Во-первых, эта сфера деятельности объединяет предоставление услуг самого разного рода. Лекции могут как носить научно-популярный характер, так и сводиться к коучингу – выработке у аудитории определенных практических, востребованных вповседневной жизни навыков (как завоевать сердце представителя противоположного пола, провести сборы в роддом, общаться с руководством и др.). В то же время подобные занятия способны обрести форму популяризации опыта эксперта водной узкой, но востребованной области (маркетинг, PR, избирательные технологии и пр.). Во-вторых, подобные услуги в большинстве случаев не подлежат лицензированию. Подобное возможно, если продолжительность мероприятия– менее 16 календарных часов, а его условиями не предусмотрены проведение итоговой аттестации и выдача сертификатов (или иных квалификационных документов). Как следствие, отсутствует и налаженный на уровне государства учет лиц и организаций, занимающихся проведением платных лекций».

В поисках темы

Level One, пожалуй, первая компания в России, которая смогла вывести лектории на уровень именно бизнес-стартапа. Создательница проекта – Анастасия Погожева – долгое время работала всфере финансов. «Во время работы в крупных компаниях мне всегда казалось, что я могу заниматься чем-то большим, мне не хватает вызова. Параллельно с основной работой яначала брать проекты в области консалтинга и писать кандидатскую,– рассказывает она. – Этого оказалось недостаточно. Впериод декретного отпуска я решила, что менять жизнь нужно более радикально. Начала выбирать, чем хочу заниматься самостоятельно. То, что вдохновило меня больше всего, – это искусство рассказывать истории, которое мне никогда не давалось. Тогда возникла идея организовать экскурсии, такие, которые по-настоящему интересно слушать. Таквсе и началось».

Анастасия Погожева познакомилась с командой проекта Tripster, проводящего необычные экскурсии в разных точках мира силами местных жителей. Но по мере того как Анастасия занималась экскурсиями, приходило понимание, чтоэтот формат не идеален. «Экскурсии узко ограничены темой, это почти всегда рассказы о самых популярныхместах города,– поясняет Анастасия.– Тогда яподумала, чтобыло быинтересно организовывать лекции. В Москве лекций проводится очень много, но малая частьизних нацелена на то, чтобы увлечь людей, открыть им новые сферы жизни. СTripster мы продолжили сотрудничество – на их сайтеяразмещала анонсы мероприятий».

Темой первого курса лекций стала архитектура. По словам Анастасии, ей хотелось сделать такой продукт, который будет интересен самой широкой аудитории. Лекторами стали архитекторы, инженеры, историки архитектуры и журналисты. Несмотря на то, что цена на лекции была выше, чем всреднем по рынку, – 900 руб. за два часа, – запервый месяц набралось несколько групп. Осознав, что предприятие будет пользоваться спросом, Анастасия решилась на создание собственного бренда LevelOne.

«Все уже устали от тренингов и бизнес-курсов. Проект занял интересную нишу, – комментирует стартап-хирург Вячеслав Семенчук. – Все очень будет зависеть от маркетинга и направленности на конкретную аудиторию. Но в целом выглядит привлекательно.С точки зрения инвестиционной привлекательности не вижу высокого потенциала, так как темы все-таки нишевые и о большом масштабировании речи не идет».

Другой уровень

Level One появился вдекабре 2015 г, потребовав на старте порядка 200000руб., которые были потрачены на создание первой версии сайта. «Потом мы реинвестировали первую прибыль врекламу и доработку сайта, – рассказывает Анастасия Погожева.– Сейчас проект вышел на прибыльность.Летоммесячный оборот держался на уровне 1,7–2млн руб., кконцу года мы рассчитываем выйти на месячный оборот в 3 млн руб.».

В отличие от существующих на рынке лекториев, Level One – это образование ради нового опыта. «Кнам приходят за интересным времяпрепровождением, за общением иза новым взглядом на жизнь,– анализирует свою целевую аудиторию Анастасия Погожева. – Наша основная аудитория – это люди 25–45 лет, которым интересно узнать то, на что всегда не хватало времени, и хочется быстро погрузиться в сложные темы. Поэтому одно из наших обязательных требований к лекторам– уметь рассказывать интересно и просто осложном».

Лекции Level One проходят в разных залах Москвы: современные лофты, старинные особняки, лектории музеев и галерей… «Это тоже «фишка»,– поясняет Анастасия.– Нашей аудитории интересно бывать в разных местах. А мы всегда находим места интересные, красивые, комфортные».

Сейчас Level One проводит около 70лекций в месяц, стоимость одной лекции – 900 руб., курсов из трех лекций – 2700 руб. В планах – увеличение количества лекций за счет освоения новых тем и углубления уже существующих. «Сейчас у нас идут лекции про искусство, архитектуру, кино, живопись, литературу, религии, историю и классическую музыку, – рассказывает Анастасия.– Хотелось бы добавить лекции про театр, моду, культуры разных народов. Я не вижу смысла сейчас развивать проект в другие города, пока не исчерпаны все возможности здесь».

Свято место пусто не бывает

Level One – отнюдь не единственный коммерчески успешный лекторий. Еще один проект, безусловно привлекающий внимание, – это лекторий «Прямая речь», созданный в 2009 г., который может похвастаться звездными лекторами. Михаил Ефремов читает цикл лекций «Литература про меня», Дмитрий Быков рассказывает о литературе в целом, Андрей Курпатов говорит о психологии, читают здесь лекции Борис Акунин, Ирина Хакамада, Андрей Кончаловский и не только. Получить информацию о финансовых параметрах лектория, к сожалению, не удалось.

«Лекторий «Прямая речь» мы создавали лично для себя, своих семей и своих друзей,– рассказывает на сайте проекта одна из его создательниц Светлана Большакова. – Однажды мы ощутили острую необходимость в умных собеседниках, людях состоявшихся, независимых, классных, скоторыми можно говорить обо всем на свете, общение с ними заставляет думать и непрерывно расти над собой. Мы поискали и поняли, что, несмотря на большой выбор развлечений, вМоскве не так много мест, где занимаются развитием интеллекта или его зачатков. Куда можно прийти не за «информацией по теме» и специальными навыками, не к эксперту по узкой проблеме, а за «общей культурой» и знаниями. Итогда, заботясь осебе и своих детях (аунас их пятеро на двоих), мы сами организовали такую площадку».

В отличие от Level One, у «Прямой речи» охват шире – бόльшая часть лекций проводится для подростковой аудитории. Для детей от 12 лет существует ряд лекций синтерактивом, средняя стоимость которых – 5500–6900 руб. за несколько занятий. Для взрослых предлагаются разовые лекции по полторачаса, билет можно приобрести в разных билетных кассах за 1200–1950 руб. Обороты и инвестиции в проект создатели «Прямой речи» не раскрывают, к общению спрессой не стремятся. Дела улектория и так, судя по всему, идут неплохо: лекции «Прямой речи», помимо Москвы, проходят в Санкт-Петербурге, Алма-Ате, Нижнем Новгороде, Лондоне и Париже.

По мнению аналитиков, перспективы развития у этого сегмента бизнеса есть. В первую очередь это связано с наличием на рынке четкого таргетирования: каждый игрок имеет свою целевую аудиторию и привязанную кней стратегию развития. Конечно, самая привлекательная с точки зрения монетизации аудитория – это школьники: родители давно усвоили, что экономить на образовании нельзя. В марте этого года Moscow Coding School провела курс по кодингу для детей от 12лет. Курссостоял из четырех лекций стоимостью 20000руб. Лекции в Музее Московского Кремля для слушателей от 9лет стоят в среднем 600 руб.

Что касается взрослой аудитории, то оганизаторы лекториев всегда апеллируют к базовым потребностям (а в отдельных случаях и комплексам) своих клиентов. Например, эксперт предпочтет сэкономить на чем-то ином, но обязательно прослушает лекцию, которая позволит ему повысить свою квалификацию на профессиональном поприще. В совокупности это позволяет минимизировать риски, связанные с падением платежеспособного спроса, и гарантирует устойчивость бизнеса даже в условиях рецессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *