Столица перестала манить тех, кто хотел сделать карьеру. Наоборот, москвичи теперь охотно перебираются в регионы
Коренной 28-летний москвич Андрей Степанов уже два месяца живет в Екатеринбурге. В столице он работал риэлтором, но в конце прошлого года его сократили. Сначала Степанов пытался найти работу в Москве, а потом случайно увидел вакансию торгового представителя крупной компании в Екатеринбурге. Сейчас он получает 35 000 рублей в месяц — приблизительно столько же, сколько в Москве. Только за квартиру в столице, чтобы жить отдельно от родителей, он платил 24 000 рублей, а на Урале — всего 14 000.
Москвичи начали перебираться в регионы. По данным опроса исследовательского центра портала SuperJob.ru, переехать на работу в провинцию готова почти треть жителей столицы. Два года назад таких было не больше 15%. Эксперты считают, что кризис уже серьезно повлиял на трудовую миграцию. Еще полгода назад вся Россия ехала в Москву, теперь Москва, кажется, и сама готова разъехаться по России. В сложной экономической ситуации люди будут гораздо смелее, чем в стабильное время, покидать некогда перспективную столицу.
Андрей Степанов в Екатеринбурге «переждет тяжелые времена». И как только ситуация наладится, вернется в Москву — да еще и не с пустыми руками: при уровне екатеринбургских цен за пару лет он с легкостью накопит около $10 000. «Я часто слышал, что Москва — это государство в государстве, а москвичи совершенно особые люди, далекие от народа, — поясняет Степанов. — Вот и решил, пока молодой и холостой, поехать в провинцию и посмотреть на жизнь народа изнутри. А то ведь, действительно, москвичи все в отпуск за границу стремятся, а своей страны не знают».


«В западных странах много равнозначных городов, а у нас экономика развивается вокруг Москвы», — объясняет особенности российской миграции Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ. Тем не менее, по его словам, в провинции сейчас появляется все больше возможностей заработать. И именно кризис, уверен Смирнов, встряхнул привыкших к стабильности москвичей и заставил их задуматься над новыми возможностями и перспективами карьерного роста, в том числе и в регионах. «Это позитивная тенденция, — говорит он. — От переезда в регионы москвичи получат массу плюсов».
Прогноз Смирнова такой: в регионах столичные специалисты смогут подняться по карьерной лестнице на две-три ступени. Кроме того, сейчас переезд в провинцию для многих москвичей становится единственным способом найти работу по специальности. На фоне сокращения кадров конкуренция возросла в разы. Те, кто не согласен на меньшую зарплату или переход на новую работу с понижением в должности, просто вынуждены искать новых возможностей в регионах. «Месяц назад мой знакомый бизнесмен уехал работать в Смоленск, — рассказывает психолог Павел Пономарев. — Раньше он был директором московского филиала западной компании, занимающейся IT-технологиями. Потом понял, что московский рынок уже насыщен, а региональный еще не освоен. В Смоленске спрос на его услуги огромный, поэтому, несмотря на кризис, он решил открыть там свой бизнес с нуля».
По словам психолога, еще одна причина, по которой москвичи бегут в регионы — хронический стресс. «Многие офисные сотрудники в Москве сейчас живут в постоянном напряжении, они боятся сокращения на работе, болезненно переживают снижение зарплат, — объясняет Пономарев. — Пострадавшие от кризиса москвичи чувствуют себя неуспешными и невостребованными. В провинции у них появляется реальный шанс поднять свою самооценку». Столичные специалисты зачастую начинают чувствовать свое превосходство над местным населением, рассказывает психолог. «В маленьких городах москвич может ощутить себя финансовым магнатом, если у него в кармане 10 000 рублей, — смеется он. — А уж в сельской местности столичный житель и вовсе вообразит себя первым парнем на деревне».

СТОЛИЧНЫЙ ДЕСАНТ
По данным портала SuperJob.ru, активнее всего в регионы едут молодые люди — от 25 до 40 лет. «Сейчас такое время, что люди из Москвы готовы ехать поднимать промышленность и сельское хозяйство, — говорит Андрей Устюжанин, генеральный директор кадрового центра “Эксперт”. — Квалифицированных специалистов в этих отраслях не хватает. Долгое время их практически не готовили, а работа в сельском хозяйстве и промышленности молодых людей не привлекала».
Алексей, 31-летний агроном, уже месяц живет в Краснодаре. «Несколько лет я работал в Подмосковье, а сейчас решил перебраться на юг, — рассказывает Алексей. — Хочу продвигаться по карьерной лестнице. В идеале хотелось бы стать гендиректором крупного агрохолдинга». Алексей убежден, что лучший руководитель — это человек, который поднялся по карьерной лестнице с самого низа и, значит, знает всю специфику растениеводства. Поэтому сам он, не задумываясь, отправился в Краснодарский край. «Хотя, если честно, друзья меня не понимают, — вздыхает Алексей. — Большинство из них работают в офисах и не по специальности, а надо мной смеются». Ради работы Алексею даже пришлось расстаться с девушкой-москвичкой. «Она вообще не понимает, как молодой человек может с таким энтузиазмом заниматься сельским хозяйством, — переживает агроном. — Но, думаю, летом ко мне много кто в гости приедет. Тепло, и к морю можно съездить на выходных».
Но Алексей — аграрий, и его желание уехать из Москвы понятно. По данным Росстата, в списке «ненужных» специалистов в Москве сейчас лидируют именно аграрии. Из выпускников профильных вузов работу по специальности находит лишь каждый шестой. Но сейчас в провинцию потянулись и представители «мегаполисных» профессий.
31-летняя Алина — имиджмейкер. В декабре салон красоты, в котором она работала, закрылся. Алина разместила резюме в интернете, и через три дня ее позвали на работу в Нижний Новгород личным стилистом крупного местного бизнесмена. В Москве она получала около 50 000 рублей в месяц, в Нижнем теперь — почти 80 000. «А он так про меня всем и говорит: мол, выписал специалиста из столицы», — рассказывает Алина.
Юрия Кравцева по тем же причинам назначили заместителем заведующего отделом небольшого банка в Ростове — вроде как с опытом работы в крупнейшем московском банке. Новых работодателей не смутило, что в Москве Юрий работал обычным менеджером отдела продаж.
«Кризис стал хорошим стимулом для офисных сотрудников кардинально изменить свою жизнь, — объясняет Эльмира Давыдова, генеральный директор центра профессиональной ориентации и развития карьеры “ПрофГид”. — Людям свойственно держаться за работу, даже если она им не нравится. Многие думают: вот вроде бы у меня все стабильно, зачем что-то менять в привычной жизни. А когда человека увольняют, ему уже не за что держаться».

НЕ ПРИЖИЛИСЬ
Еще одна причина, по которой москвичи уезжают в регионы — квартирный вопрос. Самые смелые еще полгода назад начали сдавать квартиры и отправились в Гоа или в Черногорию тратить арендные деньги. Теперь многие едут не в Индию, а, например, в Саратов. «И, сдав квартиру в Москве, они получают сразу два источника дохода, — отмечает Смирнов из ГУ ВШЭ. — За несколько лет можно сколотить приличный капитал».
В провинцию уезжают и те, у кого больше нет денег на съем квартиры. Это приезжие, которые отправились покорять столицу несколько лет назад, но так и не сумели закрепиться. «Люди стали возвращаться в свои родные города, — говорит Никита Мкртчян, старший научный сотрудник лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. — Например, массовый приток местных жителей наблюдается в Нижнем Новгороде». По словам Мкртчяна, туда из Москвы возвращаются люди, которые копили деньги на покупку квартиры в столице. В кризис деньги стали обесцениваться, бывшие нижегородцы испугались, что потеряют свои сбережения, и решили купить квартиру — пусть и в родном городе.
Едут домой и те, кто прожил в Москве всего несколько лет, даже не надеясь накопить на жилье. К примеру, 28-летняя Ирина Звонарева из Ставрополя приехала в столицу пять лет назад и устроилась работать по специальности — парикмахером. «Я сразу поняла, что значительная часть зарплаты у меня будет уходить на оплату комнаты — снимать целую квартиру я позволить себе не могла, — рассказывает она. — Единственная моя надежда была выйти замуж за москвича, но и тут не повезло». В результате Ирина решила вернуться в Ставрополь.
Вполне возможно, что в будущем число желающих покинуть Москву станет еще больше, говорят эксперты. Правительство России намеревается поддержать граждан, пострадавших от кризиса. В частности, чиновники планируют разработать программы помощи людям, решившим сменить место жительства ради работы. Добровольным переселенцам собираются выделять деньги из федерального бюджета. Дотации должны покрыть расходы на переезд, обустройство и проживание в новом городе. Впрочем, о каких суммах идет речь и когда будет принята эта программа, пока неизвестно.

В рамках совместного проекта «Русского Newsweek» и Livejournal «ЖЖивое мнение» блоггеры ответили на вопрос, уехали бы они из Москвы в другой город, если бы там предложили работу. Дискуссия развивалась в сообществе opinion_ru.

     

     


Моя подруга, коренная петербурженка, покинула родной город ради работы в Чебоксарах! И ей очень нравится:)

Есть перспектива перебраться в Ханты-Мансийск. Посмотрел фотографии улиц и зданий — город великолепный, предложенные условия работы — замечательные. Здесь я никто и звать меня никак, а там люди ждут.

Ханты-Манскийск очень богатый и перспективный город. Зарплаты там на уровне московских, а может быть и выше)

Если будет конкретное предложение, москвичи будут рассматривать. Питерцы будут тормозить. Если цена вопроса будет чуть выше уровня в Москвы или Петербурга — поедут. Только количество таких предложений единично даже в сравнении с наличествующим объемом предложений в кризисной Москве.

Я бы уехала из Москвы в Европейскую столицу: Прагу, Берлин, Лондон, Дублин. Но в любой другой российский город — никогда! Я не смогу жить в небольшом городе.

Считаю, что переезд в другие регионы — это большое преимущество для страны. Те, кто уедет, разгрузят город и будут работать в провинции, заниматься сельским хозяйством, развивать промышленность и т.д., необходимо для проживания во время кризиса. К тому же летом многие уезжают из города, перемещаясь на дачные участки. Но с работой не будет так легко, потому что зарплата небольшая в провинции. Я бы не стала переезжать пока кризис идет. Я пока поучусь в университете, а там дальше смогу найти неплохую работу, требующую высококвалифицированного образования.

По России не очень хотелось бы:
1) там ни друзей, ни родных, тоска зеленая.
2) потерпеть ради денег — не моя мотивация, сейчас во всяком случае
3) но если бы у меня была какая-то цель, на которую надо заработать, то это не самый плохой способ. Обычно таким сотрудникам платят больше, цены в регионах ниже, часто обеспечивают жильем, поэтому удается скопить какие-то приятные суммы.

В регионах сейчас ситуация с работой не лучше, чем в Москве. Другой вопрос в том, что если раньше имело смысл приезжать в столицу из провинции в поисках работы и за устройством карьеры, то теперь этого смысла попросту нет. А соглашаться на «абы что, лишь бы в Москве» (хоть в Макдак, но ежевечерние прогулки по Красной площади) — это идеи для юных и недалеких. И, скорее всего, из тех, кто готов уехать работать в регионы — большинство приезжих. Здесь логика проста. Дома (в провинции) есть жилье, которое не надо снимать за большие деньги, дома остались связи и родные. Следовательно, проще найти работу, чем здесь. Лично я бы с легкостью уехала из Москвы, если бы мне предложили работу в регионе по моей специальности. Я не москвичка, живу в столице 2,5 года и положение вещей с работой здесь в данный момент меня крайне не устраивает.

Я уехал из Москвы года три назад и не жалею. Жить лучше в миллионниках таких как: Новосибирск, Екатеринбургг, Ростов-на-Дону, но никак не в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *