Фармкомпании готовятся заработать на эпидемии

Три года назад в российских аптеках появилась реклама различных препаратов от птичьего гриппа. Это не понравилось главному санитару страны Геннадию Онищенко. Он заявил о нарушении Уголовного кодекса и предупредил: «Специфического универсального препарата, который обеспечивает полное лечение от птичьего гриппа, нет». Потом Онищенко отметил, что против этого штамма гриппа помогает отечественный арбидол.
Эпидемия — лучший маркетолог для фармацевтических компаний. На стороне производителей противовирусных препаратов поневоле оказывается весьма мощное лобби — госчиновники разных стран и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Вот и сейчас, во время эпидемии свиного гриппа, ВОЗ рекомендует бороться с вирусом двумя препаратами: Тамифлю (швейцарская Roche) и Реленза (британская GlaxoSmithKline). А национальные санитарные ведомства — в том числе и российское — дополняют этот список «родными» лекарствами. Их продажи резко идут в гору.
По данным агентства Datamonitor, в 2004 году объемы продаж Тамифлю составили всего $226 млн. В 2005 году, когда начался птичий грипп, мировые продажи препарата выросли до $1,3 млрд, а в 2006 году на пике паники достигли максимума — $2,1 млрд. Тамифлю закупала и администрация США.
Не все эти деньги достались швейцарцам. Дело в том, что Roche выплачивает процент от реализации разработчику препарата — компании Gilead Sciences. Эта компания известна тем, что в ней до назначения в администрацию Джорджа Буша работал Дональд Рамсфельд, теперь уже экс-министр обороны США. Он входил в состав совета директоров Gilead Sciences c 1988 года, а с 1997 года возглавлял его. В 2001 году, перейдя в администрацию Буша, он ушел из руководства компании, но остался ее акционером.
Скорее всего, на эпидемии свиного гриппа фармацевты тоже неплохо заработают. По данным агентства DSM Group, в апреле, когда появились первые сообщения о новой болезни, продажи Тамифлю и Релензы в российских аптеках выросли на 30%. Увеличились на 14% продажи и отечественного арбидола (он примерно в десять раз дешевле Тамифлю). Во многих аптеках опять появились рекламные листовки — теперь уже рекомендующие спасаться от нового вируса гриппа арбидолом.
Считается, что арбидол разработал российский химик Роберт Глушков. Поначалу его производили на Московском производственном химико-фармацевтическом объединении им. Семашко, и дела шли ни шатко ни валко — о препарате мало кто знал. Но затем химик Глушков встретил молекулярного биолога Александра Шустера.
Совладельцы компании «Мастерлек» Александр Шустер и Виталий Мартьянов взялись раскручивать препарат. Бюджета на продвижение арбидола у них не было, и они занимались «партизанским маркетингом», разрабатывая разного рода креативные акции. Например, в 2003 году «Мастерлек» перед очередной эпидемией гриппа стал бесплатно раздавать арбидол аптечным провизорам. Те, протестировав лекарство на себе, рекомендовали его покупателям. Дела стали налаживаться.
В 2006 году Шустер и Мартьянов продали «Мастерлек» и права на препараты крупнейшей российской фармкомпании «Фармстандарт». С тех пор продажи арбидола стали расти еще быстрее. «В 2008 году объем реализации арбидола в розничную сеть составил 26 млн упаковок — на треть больше, чем в 2007 году. Прогноз на 2009 год — прирост еще на 20%», — доволен управляющий отделом маркетинга рецептурных и безрецептурных препаратов «Фармстандарта» Станислав Решетников. Может быть, и больше — как и три года назад, этот препарат как средство от вируса H1N1 рекламируют не только аптечные сети, но и госчиновники по телевидению.
«Эти “медийные” заболевания всегда похожи на проекты фармацевтических кампаний. Сколько их уже было — и атипичная пневмония, и птичий грипп. Все уже вымереть должны были», — иронизирует президент Общества фармакоэкономических исследований, профессор Павел Воробьев.
От обычного гриппа, по его словам, в России ежегодно умирает не менее 20 000 человек. «А мы беспокоимся о 83 жертвах в Мексике. Иначе как запугиванием населения ради покупки лекарств это не назовешь, негодует академик. Заработать на страхе можно тысячью разных способов. По информации отраслевой газеты «Фармвестник», одна из государственных аптек в Тверской области продавала за 2000 рублей лекарство от свиного гриппа. Позже выяснилось, что это обычная биологически активная добавка на основе чеснока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *