В кризисное время друзья детства из Литвы Анджей Волохович, Вайда Киселюте и Павел Соколов решили вывести на российский рынок проект Pincled.com – онлайновый сэконд-хенд, инвестиции в который составили 750 000 евро.

Владельцы надеются, что смогут монетизировать новый формат продажи одежды. По словам создателей проекта, окупаемость начнется, когда на сайте зарегистрируется 1 миллион пользователей. «Так как вещи с помощью нашего проекта можно покупать и продавать, то мы предложим систему гарантированного платежа и будем взимать 5–9% процентов с каждой сделки», – поясняет пиар-менеджер проекта Наталья Сонгин. Правда, о сроках его окупаемости владельцы не упоминают.

Личные интересы

Основатели Pincled.com увидели свое призвание в решении проблемы чрезмерного потребления и социального неравенства. В 2012 г. Анджей Волохович защитил докторскую диссертацию, в которой исследовал, как экономия энергетических ресурсов связана с изменением человеческого поведения. Вместе с коллегами он вычислил, что с помощью несложных ежедневных манипуляций можно сэкономить около 12% энергии, потребляемой человеком, – газа, топлива, воды. Так и появилась идеясоздать платформу, которая сократит необходимость производить и покупать новую одежду, а также позволит избавиться от вещей, не выбрасывая их.

Павел Соколов получил высшее техническое образование; Вайда Киселюте имеет три высших образования (Международный бизнес – в бакалавриате, а также HR и E‑commerce – в магистратуре) и опыт работы в международных компаниях в Дании и в США. Все основатели виртуального сэконд-хенда параллельно работают в российских и литовских компаниях.

«Pincled.com основан на идее совместного и вторичного потребления одежды, – рассказывает Анджей Волохович. – А в 2010 г. журнал Time назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир. Когда мы начали анализировать возможности проекта, то обнаружили, что всего за пять лет в США несколько компаний, основанных на концепции совместного потребления, получили мировую известность и прилив венчурного капитала. Для России эта идея – все еще инновационная, что во многом вдохновило нас развивать проект интенсивнее и быстрее. Мы рассчитываем, что именно Pincled.com станет первой крупной платформой, которая завоюет рынок совместного и вторичного потребления одежды в России».

Конечно, в основе такого проекта могут быть только личные представления о прекрасном. Анджей Волохович признается, что тема рационального потребления его волнует давно– так воспитали родители. «Мои родители прививали нам понятия, не позволяющие просто так выкинуть все еще хорошую вещь, – рассказывает Анджей Волохович. – Сколько себя помню, мы всегда относили одежду и продукты в детские дома, дома престарелых и церкви. Сейчас это называется социальная ответственность, sharing economy, тогда же меня просто учили делиться с другими. Так, опираясь на этот принцип, мне захотелось сделать что-то более масштабное, чем просто отнести десяток вещей в церковь».

Вайда Киселюте оценила проект Pincled с женской точки зрения: слишком большой шкаф и нечего надеть. На протяжении последних десяти лет она вместе с подругами каждый месяц организует чаепития, которые сопровождаются обменом ненужными брендовыми вещами и аксессуарами. Таким образом, Pincled стал для нее возможностью расширить поле деятельности.

Другими словами

«Мы должны признать, что живем в обществе чрезмерного потребления, – пропагандирует новые ценности pr-менеджер Pinkled.com Наталья Сонгин. – Индустрия моды способствует тому, чтобы люди покупали одежду в больших количествах, но носили ее как можно меньше. Исследования показывают, что средний срок службы одежды составляет всего три месяца. Для изготовления такого огромного количества одежды нужны ресурсы, которых из года в год становится все меньше.

По некоторым данным, ежегодно на одни только китайские мусорные свалки попадает примерно 20 млнт текстильных отходов. Если мы продолжим производить отходы одежды на том уровне, который существует сейчас, у нас не будет никакого шанса выжить на этой планете.

Наконец, когда 95% населения владеют лишь 5% богатств, становится ясно, что не все могут себе позволить купить новую одежду. Астоимость вещи, бывшей в употреблении, может быть в 3–20 раз ниже рыночной».

Несмотря на значительные для такого проекта инвестиции, сейчас сайт Pinkled.com похож на гибрид «Авито» и «Ярмарки мастеров» (площадка, где дизайнеры продают изделия собственного изготовления). По словам создателей проекта, деньги были получены от частного российского инвестора, который пока предпочитает оставаться неназванным. «На них мы собрали команду: девелоперов, программистов, дизайнеров, маркетологов, специалистов по продвижению в социальных сетях, – поясняет Анджей Волохович. – Необходимо было создать интернет-платформу, которая была бы не только полезной, но и удобной и простой. Мы разработали интерфейс так, чтобы не было скученности маленьких картинок, как на сайтах онлайн-барахолок. На данный момент базовый вариант нашей платформы готов, и он работает».

Как бы привлекательно ни звучала идея экологичного потребления, для России это пока экзотика. По оценкам аналитиков сайтов‑классифайдов, россияне не слишком охотно покупают бывшие в употреблении вещи. «Модель чистой барахолки уже не работает, – считает руководитель PR-направления Job.ru (контролирует портал «Из рук в руки») Анна Чуксеева. – Есть крупные федеральные игроки, есть множество сообществ в соцсетях, есть стихийные сообщества на отраслевых форумах. Просто набрать базу товаров и привлечь покупателей– уже мало для успеха. Выстрелить могут нишевые проекты – для узких географии, ассортимента, аудитории. Интерес к подобным проектам активизировался в кризис. Действительно, люди из экономии стали чаще покупать с рук. Но при этом есть определенный кластер вещей, на котором не все готовы экономить. По данным нашего опроса, несмотря на то, что каждый третий что-то покупал с рук, у 60% опрошенных есть скепсис к поддержанным вещам. Люди охотнее покупают неновую технику, оборудование, запчасти, а вот к вещам, обуви, детским вещам, свадебным платьям и другим популярным лотам относятся с недоверием и неохотно донашивают чужое. Ношеные личные вещи могут принять в дар, но не готовы платить, разве что за брендовые вещи, и то – сочень хорошими скидками».

Бэушный стартап

Идею Pincled вряд ли можно считать революционно новой. В социальных сетях полно групп, тем или иным способом позволяющих бюджетно обновлять свой гардероб: люди продают бывшие в употреблении или не пригодившиеся новые вещи, обмениваются и даже отдают даром. Сайтов‑барахолок меньше, и, судя по активности, до групп в социальных сетях им еще далеко. О монетизации подобных сервисов речи даже не идет. Пожалуй, исключением могут считаться только онлайн-барахолки, торгующие свадебными нарядами. Но и от них вряд ли можно ждать прибыли.

«Наш портал – это одновременно и форум, и новостная, и рекламная площадка, – поясняет представитель всероссийского свадебного портала «Свадьба.рф». – Размещение о продаже бывшего в употреблении или неношеного свадебного платья от частного лица размещается бесплатно. А монетизация происходит за счет размещения рекламных объявлений от ведущих, изготовителей тортов и букетов, танцевальных студий и других организаций, тем или иным образом занимающихся свадьбами».

Несмотря на кризис, все сильнее заставляющий экономить большую часть жителей РФ, финансовые аналитики с долей скепсиса оценивают перспективы проекта Pinckled.ru

«Проект потенциально перспективный и запускается в правильное время, но рассчитывать на очень большую масштабируемость не имеет смысла; возможно, это и хорошо, поскольку, например, «Авито» из удобного сервиса превратился в переспамленную кормушку для мошенников и «вечно окупаемый» инвестиционный проект, – комментирует управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Сумма в 750000 евро – гигантская для такого проекта: либо средства были завышены и освоены, либо есть новая «вау-технология», которую создатели держат про запас. Техническая и маркетинговая составляющая не показывают отработку этих средств. Основная ниша для развития этого проекта – социальные сети, где вовсю продается сэконд-хенд, особенно в категории товаров для детей. Потенциал окупаемости есть, но, если подобные суммы затрат будут у столь пока еще слабого проекта, боюсь, даже выхода в ноль не предвидится».