Виноделы поневоле становятся климатологами. Глобальное потепление может оставить многие страны без привычного напитка

Известный разве что ежегодными чемпионатами по серфингу, немецкий остров Зюльт скоро обзаведется настоящей достопримечательностью. Туристам будет что показать — на острове появится самый северный в Германии виноградник. Приготовления начались этим летом, после того как Зюльтом заинтересовался известный винодел Кристиан Ресс. До этого сажать виноград на расположенном в Северном море острове никто не пытался.
Первопроходцев это не особенно смущает — перед их глазами еще более вдохновляющий пример: около десяти лет назад виноград стали сажать даже севернее, в Дании. Так что Ресс не переживает и уже сейчас принимает заказы на «зюльтское» урожая 2012-го.
Виноделие Европы на подъеме, но далеко не все этому рады. Если климатологи правы, то своим успехом датские и немецкие виноделы обязаны глобальному потеплению. За урожаи в Северной Европе придется заплатить другим странам. В Испании и Франции становится все больше засушливых сезонов. Если среднегодовая температура продолжит расти дальше, география виноделия будет полностью переписана еще до конца этого века.
Если кто в последние 50 лет и выигрывал от глобального потепления, то это были как раз виноделы. В 2005 году об этом заявил известный климатолог из Университета Южного Орегона Грегори Джонс. Исследователь изучал глобальное потепление с помощью отчетов аукционного дома Sotheby`s и собрал большую коллекцию оценок, которые ежегодно выставляются напиткам из восемнадцати самых известных винодельческих регионов мира. Эксперты Sotheby`s используют стобалльную шкалу. Внимания коллекционеров заслуживает урожай, набравший семьдесят и больше баллов.
Эти ежегодные рейтинги ученый сопоставил с данными метеорологических станций. С 1950 по 1999 годы средняя температура в винодельческих регионах планеты увеличилась примерно на 1,26Сº. И это сказалось на вине. Из отчета Джонса следует: даже такое незначительное увеличение температуры приводило к заметному росту качества вина. В среднем потепление климата на один градус обеспечивало прибавку в 13 баллов к рейтингам Sotheby`s. В те годы виноделы еще ни на что не жаловались.

Он верит в глобальное потепление — серьезные изменения происходили прямо у него на глазах. «Я рос в крупном винодельческом регионе — Мозельской долине. 30 лет назад у местных производителей была одна головная боль — прохладный климат приводил к высокой кислотности напитка», — вспоминает ученый. Времена меняются. Теперь у виноделов другие заботы — они, наоборот, искусственно повышают кислотность вина. Так же поступают и в южных областях Франции.
«Раньше, в Германии, это выглядело бы как настоящее безумие», — смеется Шульц. А сейчас к теплому климату в стране все привыкли. Выводы Джонса немецкий коллега подтверждает на своем опыте. «30 лет назад вина из северных областей Европы были не очень популярны, — говорит Шульц. — Теперь это вполне востребованный продукт». Немецкие и датские вина, возможно, вскоре ждет еще больший успех, ведь у южных конкурентов вот-вот могут начаться неприятности.
«Повышение температуры хорошо в разумных пределах, — рассуждает Грегори Джонс. — В некоторых регионах становится слишком жарко». Ученые заговорили об этом в 2003 году. Тогда в Европе выдалось необычно теплое лето. В Германии собрали удачный урожай. А вот в Испании и Франции с этим были проблемы — там случилась настоящая засуха.
«С точки зрения климатолога, это был интереснейший год», — вспоминает Изабель Шюин из Французского национального центра функциональной и эволюционной экологии. Шюин и ее коллеги доказали, что жара тогда была действительно выдающаяся. Для этого климатологи вспомнили хорошо известное правило: в теплые сезоны виноград поспевает раньше. Ученые подняли архив со сведениями об урожаях винограда сорта пино нуар в Бургундии. Такие записи там велись еще с XIV века. В 2003 году урожай собрали на месяц раньше — в августе, а не в сентябре. Такого, утверждает Шюин, не было с 1370 года. Жара во Франции побила вековые рекорды. Это тут же отразилось на вине.
В 2003 году в очередной командировке во Франции находился преподаватель школы вина «Энотрия» Александр Хатиашвили. Он вспоминает не только сорокаградусную жару и плавящийся на дорогах асфальт. Урожай 2003 года эксперт тоже запомнил хорошо. «Это вино вело себя очень необычно, — рассказывает Хатиашвили. — С самого первого года жизни его свойства менялись совершенно непредсказуемо. Специалисты затруднялись предсказать форму его дальнейшего развития». Следующий год был заметно прохладнее. На юге Европы собрали великолепный урожай, вспоминает Хатиашвили. В отличие от климатологов, специалист по вину сохраняет оптимизм. «За последние десять лет в Европе действительно стали часто собирать аномальные урожаи, — говорит он. — Но на этом фоне были и совершенно классические годы с характерным для региона вином».
Пока изменения действительно не самые значительные, признает Изабель Шюин. Но это всего лишь вопрос времени — среднегодовая температура продолжает расти. По ее словам, опасность не только в том, что может снизиться качество вина. Проблемы у виноделов начнутся раньше — когда у классических видов напитка начнет меняться характерный для них вкус.

Оптимизм Шюин в отношении немецких перспектив разделяет известный экономист из Принстонского университета Орли Ашенфельтер. Он предсказывает, что дела виноделов скоро пойдут в гору. Исследователь проанализировал стоимость многих крупных виноградников Германии. Такую информацию просто найти — стоимость предназначенной для виноделия земли государство регулярно оценивает с XVII века. От этого зависит сумма выплачиваемого владельцем участка налога.
Наиболее подходящие для виноделия угодья, понятное дело, оцениваются дороже. Оказалось, что качество участка в первую очередь определяется среднегодовой температурой. Экономист использовал эту закономерность для того, чтобы смоделировать последствия глобального потепления. Он пересчитал температуру на деньги. Если в Германии потеплеет еще хотя бы на один градус — стоимость виноградников возрастет минимум на 20%.
Глобальное потепление коснется не только европейских виноделов. Для американских виноградников прогноз получается совсем неутешительным, утверждает эколог из Университета Юты Майкл Уайт. Он создал свою климатическую модель США: разделил пригодную для виноделия землю на участки по 26 квадратных километров и предсказал, что с ними будет происходить в конце этого столетия. К тому времени число летних дней с температурой выше 35Сº многократно возрастет. Это приведет к тому, что площадь пригодной для виноделия земли в США сократится на 81%.
Что-то подобное будет происходить и в Австралии. Это доказывает в своей работе Лиэнн Уэбб из Университета Мельбурна. Смоделированный ею сценарий развития событий не порадует австралийских виноделов. Если рост среднегодовой температуры не сократится, то нормально выращивать виноград можно будет только в узкой полосе прибрежных земель. Впрочем, у австралийских виноделов есть выход. «В отличие от Франции здесь государство не регламентирует, какой именно виноград следует сажать, — говорит Уэбб. — Если дела пойдут совсем туго, производители смогут перейти на более устойчивые к жаре сорта». Недавно она вернулась из поездки по континенту, во время которой как раз обсуждала с виноделами планы борьбы с изменением климата.
Производители вина, похоже, тоже начинают верить в глобальное потепление. Этим летом ученые Потсдамского института изучения изменений климата провели опрос среди крупных виноделов Европы. Более 80% респондентов подтвердили: за последние 20 лет климат заметно изменился. Во Франции 45% виноделов признались, что климат делает их урожаи хуже — растения стали более подвержены болезням. А в Германии недовольных не нашлось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *