Вернули в строй

Михаил Лесин

Год рождения: 1958

Образование:

в 1984 г. окончил Московский инженерно-строительный институт

Опыт работы:

1982-1987 – работал на инженерно-технических должностях в системе Минпромстроя СССР в Москве и Улан-Баторе
1987 – выступил одним из организаторов студии “Паноптикум” (организация концертов на коммерческой основе)
1988 – возглавил кооператив “Игротехника”, который организовывал коммерческие программы КВН, был директором телепрограммы “Веселые ребята”

1990 – стал одним из организаторов компании “РТВ” (“Радио и телевидение”), которая в 1991 г. была преобразована в рекламное агентство Video International

1993-1996 – занимал руководящие должности в телекомпании “ТВ-новости”, одной из структур РИА “Новости”. В 1996 г., в ходе предвыборной кампании Бориса Ельцина, занимался агитацией в электронных СМИ, курировал работу по созданию теле- и наружной агитации

1996-1997 – начальник управления президента по связям с общественностью

1997-1999 – первый зампред ВГТРК

1999-2004 – министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

2004-2009 – советник президента РФ

2004-2010 – член совета директоров ОАО “Первый канал”

2010-2011 – член совета директоров ОАО “Национальные телекоммуникации”


“Национальная медиа группа”

В холдинг, помимо РЕН ТВ и Пятого канала, входят газета “Известия” и радиостанция “Русская служба новостей”. Кроме того, с 2011 г. группа владеет 25% Первого канала, а также вместе со структурами банка “Россия” является учредителем компании Telcrest, которой принадлежит 25% “СТС Медиа”.


“Газпром-медиа холдинг”

Это крупнейший российский медиахолдинг. В его состав входят телеканалы НТВ и ТНТ, спутниковый оператор “НТВ Плюс”, пять радиостанций, в том числе “Эхо Москвы”, ИД “7 дней”, газеты “Трибуна” и “Панорама TV”, кинокомпания “НТВ-Кино”, киноцентры “Октябрь” в Москве и “Кристалл Палас” в Санкт-Петербурге, видеосервис Rutube.ru. Выручка по МСФО в 2012 г. – 52,3 млрд руб., чистая прибыль – 7,7 млрд руб.

В июле 2013 г. ОАО “Газпром-медиа” сообщило, что инвестиционная стоимость его активов оценивается в 225 млрд руб. ($7,5 млрд).

“Лесин очень хотел этим заниматься и добился своего, – комментирует назначение основатель телекомпании “РЕН-ТВ” Ирена Лесневская. – У него масса прекрасных качеств и масса циничных, отвратительных. Это ровно то, что сегодня востребовано в стране”.

Репутация у основателя рекламного холдинга “Видео Интернешнл” (ВИ) Михаила Лесина далеко не однозначная. “Выдающийся профессионал” – так считает ведущий программы “Момент истины” Андрей Караулов; “номенклатурный киллер – человек, который убивал телекомпанию “НТВ” и делал это довольно эффективно” – отзывается о нем автор телепередачи “Куклы” на старом НТВ Виктор Шендерович. “Эффективный и организованный” – это мнение экс-президента ВГТРК Николая Сванидзе; “очень жесткий человек”, “человек с бульдожьей хваткой” – полагает бывший гендиректор НТВ Евгений Киселев.

“Ко” попытался разобраться, с какой целью Лесин пришел в компанию “Газпром-медиа”, подконтрольную, с одной стороны, “Газпрому”, с другой – другу Путина по кооперативу “Озеро” Юрию Ковальчуку. В любом случае, как говорит экс-партнер Лесина по бизнесу, а ныне президент кинокомпании “Амедиа” Александр Акопов, “это человек, могущий решить задачи, которые перед ним поставили”.

Клуб веселых и находчивых

В бизнесе Михаил Лесин с начала 1990-х: тогда он вместе с друзьями по команде КВН выступил учредителем АОЗТ “Продюсерская компания “Видео Интернешнл”. Совладельцами (как физические лица) стали Оганес Соболев, Юрий Заполь, Александр Гуревич и Владимир Перепелкин. Затем эта компания учредила более 20 фирм, занимавшихся в основном рекламной деятельностью на ВГТРК.

В разное время акционерами “дочек” ВИ были глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский (отказался давать комментарии для этого материала), известный киносценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов. Именно тогда он познакомился с президентом банка “Империал” Сергеем Родионовым и снял по его заказу 20 рекламных роликов “Всемирной истории от банка “Империал”, ставших классикой российской рекламы. Среди известных личностей, акционеров ВИ, был и основатель и генеральный директор компании Park Production Дмитрий Добужинский.

Впрочем, “звездные” владельцы очень часто менялись, за исключением отцов-“прародителей” компании. Почему? Вероятно, все дело в самом Михаиле Лесине, не ценящем человеческие отношения и готовом в любой момент расстаться со своим партнером, даже не очень красиво. Да и к финансовой дисциплиное ВИ были вопросы.

В 1993 г. АОЗТ “Продюсерская компания “Видео Интернешнл” занижало налогооблагаемую базу, допускало ошибки в составлении балансового отчета, в результате чего налоговая инспекция Москвы применяла к нему штрафные санкции (в 1993 г. на сумму более 10 млн руб.). Как сообщали тогда СМИ, аналогичные нарушения были выявлены и в 1994 г., в связи с чем управление департамента налоговой полиции по Москве оштрафовало компанию уже более чем на 335 млн руб.

История с покупкой ВИ 19,3% акций Московского городского банка (МГБ) за $2 млн также вызвала вопросы у проверяющих. Как следует из акта ГУ ЦБ РФ по Москве от 26 октября 1995 г., ВИ оказалась причастна к хищениям денежных средств, совершенным с использованием счетов этого банка. Дело в том, что сделку ВИ проводила совместно со своим партнером – литовским банком “Литимпекс”. Именно он перечислял средства на оплату. Но, во-первых, валютные средства переводились на основании обычных телексов (без указаний назначения платежа и ссылки на договор с иностранным партнером), что являлось нарушением инструкции Внешэкономбанка. Во-вторых, ВИ как акционер использовала заемные средства на формирование уставного капитала этого банка. И в-третьих, оплату уставного капитала “Видео Интернешнл” произвела в валюте, не имея на то разрешения ЦБ. Кстати, спустя всего несколько месяцев после сделки, как говорится в материалах расследования, ВИ способствовала своим “дочкам” в получении ими необеспеченных кредитов (рекламное агентство “Видео Интернешнл” и АОЗТ “АРТР”) на общую сумму около 28 млрд руб. (в ценах 1995 г.), что и послужило одной из причин разорения МГБ. Банк лишился лицензии ЦБ в ноябре 1995 г., процедура банкротства началась в феврале 1996 г. Согласно банковскому балансу, если на 1 сентября 1995 г. в активах банка числился 1 трлн 206 млрд руб., то к маю 1996 г. на счетах МГБ было всего 12 млрд руб. Михаил Лесин во всем обвинял председателя банка Антона Долгова. В этот момент он и попросил финансовой помощи у Сергея Родионова в обмен на 16,5% компании. Сергей Родионов отказался сообщить “Ко” размеры этой помощи, заметив только, что по тем временам она была очень значительной, а капитализации у ВИ не имелось вообще, поэтому помощь была весьма дружественной. Неприятный факт открылся только спустя много лет: оказывается, компаний, носивших имя ВИ, было много, и та, в которую включили Родионова, была закрыта без его ведома. Сергей Родионов вспомнил, что тогда вместо Лесина с ним встретился Юрий Заполь, бывший общим любимцем и полной противоположностью Лесину по характеру, и предложил выплатить Родионову около трети того, что последний когда-то внес, мотивируя это волей Кремля. Родионов сказал, что “в ситуации, когда фактически участие отобрали, это предложение – просто подарок”.

Еще одна странная финансовая история с ВИ всплыла в связи с расследованием убийства гендиректора ОРТ Влада Листьева.

Бенефициар

К весне 1994 г. среди рекламных компаний, обслуживавших телевидение, определилось три лидера. Это созданная Владом Листьевым “ИнтерВИД”, “Премьер СВ” Сергея Лисовского и торгово-промышленная группа “БСГ” Глеба Бокия. О последнем мало что известно, но поговаривали, что за ним стоит один из крупных нефтегазовых банков и якобы его поддерживает фракция ЛДПР. Так вот, он взял кредит на $1,82 млн в банке “Империал”, чтобы вложиться в рекламу на ОРТ. 30 марта 1994 г. как раз состоялась встреча Бокия, Лисовского и Листьева, и на ней обсуждалась передача рекламного времени от “ИнтерВИД” к БСГ. Но этого не произошло: буквально на следующий день Глеб Бокий был взорван в собственном автомобиле.

Исполнителя нашли, заказчика – нет. Поговаривали, что убийство связано с нерекламными делами бизнесмена. А следом имели место еще два ЧП: 9 апреля 1994 г. застрелили руководителя “Варус-видео” Томаза Топадзе, имевшего 6,5% в рекламном “пироге” Первого канала, а в июне было совершено покушение на Бориса Березовского (его фирма “ЛогоВАЗ-пресс” также располагала правами на рекламное время на ТВ).

Расклад сил на ОРТ после этого изменился. И в тот момент появляется “Видео Интернешнл”, которая почему-то переводит долг БСГ на себя, а “Премьер СВ” передает ей рекламное время на ОРТ (243 минуты на сумму $1,82 млн). То есть между ВИ и “Премьер СВ” произошел взаимозачет, а фактическое погашение долга перед “Империалом” должна была произвести американская фирма “Проджектс Интернешнл”, которую, по слухам, связывали с Михаилом Лесиным. Сергей Родионов несколько по-иному описал эту ситуацию. Глеб Бокий брал кредит на приобретение прав проката на ряд иностранных фильмов. После убийства Бокия, бывшего другом Родионова и Дмитрия Зеленова, будущего владельца АО “ДОН-Строй”, банк был в шоке, но вдруг появился Михаил Лесин и привел с собой Сергея Лисовского, предложившего эту схему погашения. В результате всего этого ВИ получила хороший кусок “пирога” на ОРТ.

“Вторая кнопка”

Еще до ОРТ Лесин “зашел” на ВГТРК. Работая в РИА “Новости”, Лесин вместе с Заполем на базе ВИ выступили в 1994 г. учредителями совместной с ВГТРК компании – АОЗТ “Агентство по продаже рекламных возможностей “РТР” (АРТР). Рекламные возможности оказались впечатляющими. АРТР, где 49% принадлежало фирме Лесина, сразу были предоставлены эксклюзивные права на размещение рекламы вплоть до 1997 г.

Бизнес продолжал развиваться, хотя в 1994 г. Михаил Лесин официально вышел из состава учредителей ВИ. Но, как утверждают участники рынка, своим вниманием ВИ не обходил. Кстати, в РИА “Новости” он трудился на принадлежащем агентству коммерческом канале “ТВ-новости”, где дослужился до поста генерального директора. Эта телекомпания, между прочим, работала с рекламой во время парламентских и президентских выборов 1995 г. и 1996 г. В том числе поэтому Лесина пригласили в предвыборный штаб Бориса Ельцина, где он курировал работу по созданию “настенной” и телевизионной агитации (видеоролики и региональная реклама).

После выборов настал черед для поощрения. За активное участие в организации и проведении выборной кампании Ельцина Лесин получил благодарность и место начальника управления по связям с общественностью в реорганизованной президентской администрации. Но задержался он там менее чем на год.

На телевидении было интереснее и денежнее. Именно поэтому Лесин вместе с Александром Акоповым и Кириллом Легатом занялся продюсированием развлекательной программы “Добрый вечер” (производство, кстати, “Видео Интернешнл”, “ТВ-новости” и ВГТРК) на телеканале “Россия”. А летом 1997 г. тогдашний председатель ВГТРК Николай Сванидзе пригласил Лесина к себе в заместители.

Злые языки утверждают, что Михаил Юрьевич очень хотел возглавить ВГТРК. Но странные истории, описанные выше (например, 28 млрд руб. необеспеченного кредита, полученного “Видео Интернешнл” от МГБ накануне банкротства, и нехорошие слухи, связанные с исчезновением главы банка), помешали назначению.

Счетная проверка

Михаила Лесина устраивало и место зама. Недаром последовавшие за этим проверки Счетной палаты выявили многочисленные нарушения на ВГТРК, связанные в том числе с работой “Видео Интернешнл”.

Так, в ходе проверок было установлено, что за монопольное право размещать рекламу на канале компания “АРТР” должна была выплачивать ВГТРК не менее $6,3 млн ежемесячно. Но позднее соглашение было дополнено, и, несмотря на то, что доля рекламы возросла до 12,2% всего эфирного времени, порядок взаиморасчетов изменили в интересах АРТР, а не госкомпании: гарантированная ежемесячная сумма снизилась до $3,8 млн, а предоплата сократилась со 100 до 50%. Кроме того, ВГТРК предоставила агентству “АРТР” дополнительные льготы в виде скидки при распределении прибыли сверх гарантированной платы за реализацию рекламных услуг. Ее размер увеличился с 10% в 1994 г. до 25% в 1996 г.

Телекомпания относилась к СП с “Видео Интернешнл” более чем лояльно. При хронической задолженности ($1-3 млн) ВГТРК даже не применяла штрафные санкции, хотя они были прописаны в договоре. Только по минимальным расчетам доход ВГТРК от штрафов мог составить $1 млн.

Счетная палата также выявила, что за 1996 г. неучтенное рекламное время на ВГТРК составило 57,8 часа. Если вспомнить, что минута рекламного времени стоила тогда от $5000 до $20 000, в зависимости от времени показа, то ущерб для государства составил как минимум $172,2 млн, что в 2,5 раза превышает объем финансирования телеканала из федерального бюджета в 1996 г.

Впрочем, об итогах этой проверки очень скоро все забыли. Как отмечала “Общая газета”, “в 1998 г. Счетная палата была преисполнена решимости вывести коммерческую деятельность госкомпании “на чистую воду”. Лесину стоило великих дипломатических трудов договориться и даже подружиться с аудиторами. Тогда, по слухам, был найден некий компромисс: аудиторам “сдают” для битья дочернюю компанию ВГТРК “РТР-Сигнал”, а на финансовых нарушениях внутри самой ВГТРК проверяющие не зацикливаются. На итоговую пресс-конференцию аудиторы и руководство ВГТРК вышли чуть ли не под ручку. Кинули кровожадной публике кость в виде обещания передать кое-какой обнаруженный “криминал” в прокуратуру, да на том все и стихло”.

“Дело НТВ”

“Семья” Лесина не забывала, тем более что он поддерживал дружеские отношения с дочерью Бориса Ельцина Татьяной Дьяченко, и предоставила ему в середине 1999 г. новое кресло, назначив министром по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Здесь возможностей развернуться имелось куда больше, чем в ВГТРК. Но и ответственность перед Ельциным и его преемником было намного выше. “Министр рассекал по Москве в прикиде и цацках тыщ на десять тогдашних долларов. Ну, лихие девяностые, что вы хотите…” – вспоминает в своей колонке в “Ежедневном журнале” Виктор Шендерович. Но Лесин был непримирим к врагам – своим и тем, кто за ними стоит. “Лесин – человек одной структуры, одного направления, – говорит Андрей Караулов. – Все, что делает Лесин, то же самое делает и президент. А он служит президенту”.

Накануне президентских выборов 2000 г. Владимир Гусинский открыто участвовал в антипутинской коалиции. “НТВ ставило палки в колеса Путину, и, предположительно, Лесину было поручено помочь “отнять” у Гусинского телеканал”, – вспоминает президент информационно-исследовательского центра “Панорама” Владимир Прибыловский.

“Дело НТВ” фактически началось 8 февраля 2000 г., когда в “Санкт-Петербургских ведомостях” было опубликовано заявление членов инициативной группы Санкт-Петербургского университета по выдвижению Владимира Путина кандидатом в президенты.

Соавторы документа во главе с ректором Людмилой Вербицкой и деканом юридического факультета Николаем Кропачевым выступили с обвинениями против двух последних передач программы “Куклы”. Кроме этой передачи, у Владимира Путина к тому времени сложился целый ряд претензий к Владимиру Гусинскому и его СМИ. Как пишут в своей книге “Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина” Юрий Фельштинский и Владимир Прибыловский, это “не апологетическая позиция в освещении “контртеррористической операции” в Чечне; неподдержка во время думской и президентской избирательных кампаний блока “Медведь” и Путина (и, наоборот, симпатии, выказанные на выборах в Думу блоку “ОВР” Примакова-Лужкова и “Яблоку”, а затем кандидату в президенты Григорию Явлинскому); попытки доискаться правды в деле о взрывах жилых домов в Москве и так называемом учебном минировании дома в Рязани, проведенном ФСБ в сентябре 1999 г.; “копание” в коррупционных делах, в которых фигурировали имена управделами Кремля Павла Бородина, и.о. генпрокурора Владимира Устинова, руководителя администрации президента Александра Волошина, главы правительства Михаила Касьянова, замдиректора ФСБ Юрия Заостровцева”. И т.д. и т.п. Впрочем, никаких последствий заявление питерских профессоров не вызвало. Владимир Путин пошел иным путем, и чуть позднее.

Атака прокуратуры на Владимира Гусинского началась сразу после президентской инаугурации, состоявшейся 7 мая 2000 г. Уже 11 мая были проведены обыски в офисах “Медиа-Моста”. Десятки сотрудников холдинга были задержаны на несколько часов без предъявления им обвинения. Через две недели – 13 июня 2000 г. – Гусинского арестовали. Ему инкриминировалось “хищение чужого имущества в крупном размере группой лиц путем обмана и злоупотребления доверием с использованием служебного положения” (ст. 159 УК, ч. 3). Но спустя три дня арестованного отпустили под подписку о невыезде. Как рассказывал Владимиру Прибыловскому автор и ведущий информационно-аналитической программы “Сегодня в полночь” на телеканале НТВ Владимир Кара-Мурза, “…мы его на третьи сутки освободили. Я позвонил Горбачеву, он позвонил королю Хуану Карлосу. И тот сказал Путину, что если ты, мол, сейчас не выпустишь Гусинского, то тебе же хуже будет. И Путин был вынужден послать министра Лесина в тюрьму, наказав ему: “Только ты поторгуйся, чтоб он акции эти отдал, все равно придется выпускать”. Долги “Газпрому” у “Моста” действительно были. Но только опасаясь нового ареста, Гусинский подписал соглашение с “Газпром-медиа” о передаче за долги в $300 млн всех СМИ, входящих в “Медиа-Мост”. В переговорах принимал участие Михаил Лесин, по настоянию Гусинского подписавший так называемое “приложение 6” к соглашению, где указывалось, что гарантией договоренностей о возмещении долгов медиаактивами является прекращение уголовного преследования бизнесмена. 26 июля 2000 г. с имущества медиамагната сняли арест, а уголовное дело в его отношении было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

В скандале с “протоколом №6”, который многие именовали тогда “государственным рэкетом”, Лесин, по слухам, постарался выгородить президента. Чиновник заявил, что подписал приложение не как министр, но поставил об этом в известность председателя правительства Михаила Касьянова. Одновременно Лесин сообщил, что президенту Путину он не докладывал о подписании документа. Президент же отошел в сторону, заявив, что не собирается вмешиваться в скандал с “Медиа-Мостом”. “С протоколом №6 получилась крайне некрасивая история, поскольку Лесин на тот момент был федеральным министром, – подчеркивает Владимир Прибыловский. – Его главная роль – участие в выкручивании рук Гусинскому, пока тот находился в камере”.

Лесин продолжал поддерживать президента, и Кремль его не сдавал, несмотря на многочисленные жалобы журналистов. В конце декабря 2000 г. Союз журналистов России (СЖР) обратился к генпрокурору Владимиру Устинову с письмом, в котором просил рассмотреть вопрос о привлечении министра печати к уголовной ответственности по ст. 144 УК (“Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов”). Еще одно послание было направлено главе правительства Михаилу Касьянову с просьбой об отставке министра. Поводом стала ситуация с выборами мэра Сочи, где Лесин якобы “подыгрывал” одному из кандидатов – экс-помощнику главы администрации президента Вадиму Бойко, контролирующему большую часть сочинских СМИ. СЖР заявил, что Минпечати вмешалось в кадровую ситуацию сочинского ГТРК после того, как руководство компании воспротивилось политической цензуре в пользу одного из кандидатов. Другая нелояльная кандидату сочинская телекомпания “ТВ-Центр” получила от Минпечати предупреждение, а неподконтрольную кандидату телекомпанию “Макс-ТВ” по распоряжению Лесина отключили от эфира.

Два убийства

Весной 2001 г. среди журналистов НТВ произошел раскол. 3 апреля компания “Газпром-медиа” провела собрание акционеров телекомпании, на котором Евгения Киселева сместили с постов гендиректора и главного редактора. Главой совета директоров НТВ стал Альфред Кох (гендиректор “Газпром-медиа”), а гендиректором телеканала – американский бизнесмен Борис Йордан. Некоторые видные журналисты (Леонид Парфенов, Татьяна Миткова) согласились принять новое руководство, а другие (Евгений Киселев, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза, Дмитрий Дибров) – нет.

Со своей командой Евгений Киселев перебрался на канал ТВ-6, принадлежавший Московской независимой вещательной корпорации (МНВК), еще остававшейся под контролем Бориса Березовского. Здесь уже действовали через ЛУКОЙЛ, вернее, через его “дочку”, фонд “ЛУКОЙЛ-Гарант”. В апреле 2001 г. миноритарный акционер ТВ-6 инициировал судебный процесс о ликвидации ТВ-6 под предлогом ущемления прав миноритарных акционеров. В ночь с 21 на 22 января 2002 г. телевещание ТВ-6 было прекращено приказом Лесина в связи с решением суда.

Кстати, на следующий день после того, как президиум Высшего арбитражного суда подтвердил решение о ликвидации ТВ-6, в газете “Коммерсантъ” появилось заявление Бориса Березовского о том, что одним из его инициаторов якобы является Михаил Лесин. По словам бизнесмена, якобы Лесин сделал исполнительному директору ТВ-6 Павлу Корчагину следующее предложение: “Лесин организует дело таким образом, что акции ТВ-6 поступят в распоряжение коллектива журналистов с одним условием – в числе акционеров не должно быть Березовского и Гусинского, а у Евгения Киселева не должно быть контрольного пакета”. Предположительно, через некоторое время директору информационного вещания ТВ-6 Григорию Кричевскому позвонил руководитель администрации президента Александр Волошин и, по слухам, сказал, что считает правильным принять предложение Лесина. Березовский назвал этот шаг “прямым продолжением шантажа, который был известен под названием “протокол №6”. Григорий Кричевский отказался обсуждать эту тему с “Ко”.

Впрочем, “семейная” часть кремлевской администрации не теряла надежды сохранить под собой бывших журналистов НТВ. На “шестую кнопку” был объявлен конкурс, в котором команда Киселева смогла принять участие в составе некоммерческого партнерства “Медиа-Социум” во главе с Евгением Примаковым и Аркадием Вольским. И выиграла его.

Ситуация абсурда вокруг 6-го телеканала, таким образом, восстановилась. На одну и ту же частоту “претендовали” две “законные” лицензии – старая МНВК Березовского (уже без Киселева) и новая “Медиа-Социума” Примакова-Вольского (с Киселевым). Но этот канал, куда переместились многие программы старого НТВ, долго не просуществовал: его закрыли в январе 2002 г.

Михаил Лесин еще два года возглавлял министерство, а в 2004 г. президент Владимир Путин назначил его своим советником по вопросам средств массовой информации. Тогда это посчитали не понижением, а скорее наоборот, называя Лесина “серым кардиналом”. С его именем связывали ряд непопулярных инициатив, например скандальные (в результате отклоненные) поправки депутата Роберта Шлегеля о внесудебном закрытии СМИ за клевету. В этом же статусе Лесин “достался” в мае 2008 г. Дмитрию Медведеву, переехавшему в Кремль. Но они не сработались.

Консолидация

Причин для недовольства своим советником у вновь избранного президента было предостаточно. Но главное – Лесин продолжал служить Путину, а не Медведеву. На рынке ходят слухи, что именно по просьбе Путина Лесин стал помогать развивать медиабизнес Юрия Ковальчука и, по сути, выступил “архитектором” “Национальной медиа группы”.

Во-первых, еще летом 2009 г. Лесин стал одним из “кураторов” новой концепции двух телеканалов НМГ – “Пятого” и РЕН ТВ. Во-вторых, по его инициативе было создано подразделение НМГ-ТВ, которое и стало управлять этими активами. В-третьих, Лесин пригласил в качестве неофициального разработчика концепции НМГ-ТВ экс-президента “СТС-Медиа” Александра Роднянского (во время “оранжевой” революции принадлежавший Роднянскому украинский канал “1+1” неожиданно отказался поддерживать Виктора Януковича. Медведев тогда в должности главы кремлевской администрации курировал украинские выборы). И наконец, в-четвертых, якобы именно советник президента убедил Юрия Ковальчука передать РЕН ТВ и “Пятый” на рекламное обслуживание в ВИ, которая уже работала с 11 вещателями (до этого рекламу в эфире каналов НМГ продавали работающие вместе собственный сейлз-хаус “Газпром-медиа” и агентство “Алькасар”). Глава “Газпром-медиа” Николай Сенкевич был взбешен. Холдинг сначала пожаловался на ВИ в Федеральную антимонопольную службу, но та ничего противозаконного в действиях ВИ не обнаружила. Тогда он обратился к Алексею Миллеру, а тот, в свою очередь, к Дмитрию Медведеву. Жалоба шефа “Газпрома” стала решающей. 17 ноября 2009 г. он пришел к Медведеву и рассказал, что якобы Лесин убедил НМГ поменять своего продавца телерекламы ООО “Газпром-Медиа” на “Видео Интернешнл”. Говорят, что Путин узнал об отставке Лесина постфактум.

Вслед за отставкой началось беспрецедентное давление на бизнес компании “Видео Интернешнл”, занимавшей на тот момент около 70% рынка телерекламы. Уже в декабре 2009 г. Госдума в рекордно сжатые сроки приняла поправки к закону “О рекламе”, с января 2011 г. ограничившие долю ВИ в “сфере распространения телерекламы” до 35%, то есть в два раза.

Следствием этих поправок стала смена собственников ВИ летом 2010 г. Примерно за 5,7 млрд руб. ($183 млн) 100% группы у ее основателей и топ-менеджмента приобрели структуры банка “Россия” и его учредителей – “Севергрупп” Алексея Мордашова и “Сургутнефтегаза”. После этого законодательные ограничения стали для ВИ пустой формальностью: ВИ продолжила продавать рекламу на Первом канале и на каналах НМГ. А вот к ВГТРК, дабы не нарушать нового законодательства, была применена “особая схема”, так называемые консультационные услуги за вознаграждение, сопоставимое с комиссией за полноценный сервис. Сам же Михаил Лесин после ухода из администрации президента, в 2010-2011 гг., входил в совет директоров “Национальных телекоммуникаций”, до начала 2011 г. подконтрольных НМГ.

Чей холдинг?

Опрошенные “Ко” эксперты и участники рынка предполагают, что за назначением Лесина в “Газпром-медиа” мог стоять Юрий Ковальчук. Естественно, не без одобрения или даже с подачи Владимира Путина. “Ковальчуки стали едва ли не монополистами на рынке телевизионной рекламы, как Gunvor в нефтянке, – отмечает Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. – Они контролируют не только “Видео Интернешнл”, но и “Газпром-медиа”, а благодаря Михаилу Лесину теперь могут получить непосредственный контроль над крупнейшим медиахолдингом”. “Борьба за медийные активы продолжается, начинают восстанавливать позиции представители “семейной” группы, – констатирует директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Но не потому, что он (Путин. – Прим. “Ко”) им симпатизирует, ему требуется соблюсти баланс сил. Президент учел уроки годичной давности, когда его вынудили отправить в отставку министра обороны Анатолия Сердюкова. После той истории он не мог восстановить баланс интересов внутри элит до минувшего лета”.

Задач в “Газпром-медиа” может быть сразу несколько, как политических, так и чисто экономических. Слабость позиций экс-гендиректора “Газпром-медиа холдинга” Николая Сенкевича признавали все. “Он держался за счет личных отношений с главой “Газпрома” Алексеем Миллером, – отмечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Но после того как позиции последнего начали ослабевать, Сенкевич удержаться не мог”. Да и давление на уже бывшего главу медиахолдинга оказывалось на протяжении всего последнего года. Всем известно, что Сенкевич поддерживает дружеские отношения с основателем группы “Мост” Владимиром Гусинским.

Так вот, в начале января 2013 г. его задержали в аэропорту Шереметьево при попытке вывезти антикварную наградную медаль “За усердие” с портретом Александра II, как выяснилось позднее, в подарок Владимиру Гусинскому. Поскольку она не была задекларирована, то был составлен акт таможенного досмотра, и награду изъяли. По мнению вице-президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, за этой акцией могли стоять братья Ковальчуки, а целью являлся глава “Газпрома”. Сенкевич же послужил лишь средством ослабить позиции Алексея Миллера.

“Николай Сенкевич оказался слабым менеджером”, – констатирует Павел Салин. – Он довольно мягкий и гибкий и не смог выстроить в холдинге единое информационное пространство”. Стратегия “Газпрома” в медийном холдинге была проста – набрать по максимуму активов, но структурировать их ему не удалось. И структура собственности очень непрозрачна. Официально “Газпром-медиа” принадлежит Газпромбанку, то есть “Газпрому”. Но это не совсем так. Газпромбанк всего на сорок с небольшим процентов принадлежит “Газпрому”, а крупнейшим акционером с пакетом 47,38% сейчас является НПФ “Газфонд”, чьими пенсионными деньгами управляет ЗАО “Лидер” аффилированное с банком Юрия Ковальчука.

И даже это не совсем так. Официальным владельцем “Газпром-медиа” является некое ООО “Элион”, причем только на 60%, где остальные 40% – данных нет. В 2009 г. СМИ сообщали, что конечным владельцем ООО “Элион” через несколько фирм-“прокладок” является некое ООО “ТрейдИнвестментс” с уставным капиталом 10 000 руб., зарегистрированное в городе Углич Ярославской области. Руководит же “Элионом” никому не известная Татьяна Антонова.

Что делать?

В своем первом после назначения интервью Михаил Лесин много говорил о том, что холдинг “застоялся” и ему требуется “встряска”. По большому счету претензий к финансовым показателям “Газпром-медиа” у его акционеров быть не должно. Выручка по МСФО в 2012 г. – 52,3 млрд руб., чистая прибыль – 7,7 млрд руб. Есть, конечно, дотационные проекты, например “Детское радио”, или те, над которыми следует поработать (в частности, перспективы роста имеются у ТНТ, а “НТВ Плюс” в последнее время теряет аудиторию), но в целом у холдинга все хорошо. “Это успешная компания, и я не понимаю, что там можно чинить”, – заявил “Ко” руководитель одного из телеканалов.

Да и первые решения, принятые Лесиным, говорят больше о бизнес-составляющей его сегодняшней работы, по крайней мере, пока. Он восстановил в совете директоров радиостанции “Эхо Москвы” Алексея Венедиктова, назначил нового руководителя “НТВ Плюс” и пригласил к себе в замы из “Видео Интернешнл” Владимира Шемякина, который, по всей видимости, займется оптимизацией структуры продаж рекламы. Плюс Лесин пришел к соглашению с другими медиахолдингами по поводу выбора нового измерителя телеаудитории (вместо TNS). “Лесин как менеджер оптимизирует денежные потоки, – считает Андрей Караулов. – Он не будет вмешиваться в репертуарную политику. Пришел смотреть за тем, чтобы деньги не исчезали в никуда, чтобы работал рекламный рынок, чтобы цены на рекламу не падали. И поскольку впереди кризис, именно такой менеджер компании и необходим”.

Впрочем, не исключены и новые поглощения. “Холдинг долго пребывал в состоянии равновесия, а рынок развивается, – говорит Александр Акопов. – Вокруг большие возможности, и ресурсы у компании имеются”. По его словам, для такого крупного диверсифицированного игрока рынка все остальные компании являются потенциальным объектом для поглощения. Но другие эксперты указывают, что в первую очередь это могут быть активы ЮТВ-холдинга (телеканалы “Ю” и Disney (51%)). “Есть, кстати, и медиаимперия Алишера Усманова, активы которой (в первую очередь “Коммерсантъ” и “Газета.ру”) были бы интересны Ковальчукам”, – отмечает Дмитрий Абзалов. Впрочем, по его мнению, вряд ли Михаила Лесина поставили для того, чтобы кого-то “съесть”. По его словам, он пришел, чтобы консолидировать и структурировать активы, поднять капитализацию холдинга и в долгосрочной перспективе их выгодно продать. А в этом, как мы убедились, он большой мастер.

Старые и новые акционеры ЗАО “ГК “Видео Интернешнл”* (пакет акций в %)

Данные на июль 1996 г.

Юрий Заполь

23

Владимир Голубев

23

Оганес Соболев

22

Светлана Лощатова

16

Александр Гуревич

8

Владимир Перепелкин

8

По данным ЕГРЮЛ на декабрь 2004 г.

Юрий Заполь**

33

Оганес Соболев

13,5

Сергей Васильев

6

Максим Бойко

5,63

Анатолий Новиков

5,63

Александр Гуревич

3,75

Владимир Перепелкин

3,75

Елизавета Акопова

1,88

Елена Лукьянова

1,88

“Гросора Холдингс Лтд.”***

12,5

“Финого Холдинг Лтд.”***

12,5

По данным “Спарк-Интерфакс” на январь 2013 г.

ОАО “СОГАЗ”

15

ООО “ИК “Аброс”

15

ОАО “Сургутнефтегаз”

1

“Мед Медиа Нетворк Лтд.”***

20

“Намирал Трейдинг Лтд.”***

20

“Девар Инвестментс Лтд.”***

19

“Атталион Инвестментс Лтд.”***

6

“Рейбрук Лтд.”***

4

* Летом 2010 г. новыми собственниками “Видео Интернешнл” стали структуры банка “Россия” и его учредителей

** После смерти Юрия Заполя в 2005 г. пакет перешел его вдове Галине

*** Бенефициары неизвестны

Новые владельцы ВИ являются акционерами “Национальной медиа группы”, тем не менее “Видео Интернешнл” не будет входить в состав НМГ.

Источник: “Спарк-Интерфакс”, данные “Ъ”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: