Мобильность – это икона нового поколения. Именно поэтому технология беспроводной связи WiFi стремительно набирает популярность по всему миру и выводит на новый уровень успевшие изрядно закоснеть в «проводной среде» бизнес-процессы.

 

Слово «мобильный» может употребляться в самых разных значениях. В прямом – как определение человека или вещи, ни к чему не привязанной. Мобильным также может быть склад ума или даже профессиональная и жизненная философия, подразумевающая возможность принимать и воплощать в жизнь свои решения в любой точке планеты 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

 

Компьютер против телефона

 

У компаний, работающих в секторе информационных технологий, нет сомнений в том, что человеку XXI века необходим доступ к информации в режиме 24 х 7, весь вопрос в том, при помощи каких технологий будет обеспечен этот доступ.

Производители мобильных телефонов – такие, как Nokia, Motorola, Samsung, Siemens, Ericsson, глубоко уверены в том, что инструментом, обеспечивающим доступ человека в информационное пространство (которое включает в себя мобильный Интернет, корпоративные базы данных, развлекательные сервисы, телевидение и т.д.) станет мобильный телефон третьего поколения (3G). Уверенности производителям телефонов прибавляют операторы связи, которые в не меньшей степени заинтересованы в развертывании сетей 3G. До осени 2001 года эти разговоры носили характер научной фантастики, но три года назад 1 октября японская NTT-DoCoMo запустила первую в мире сеть 3G и воплотила мечту в жизнь. Примеру NTT-DoCoMo последовали компании Hutchison-Whampoa и Vodafone, в начале нового тысячелетия приступившие к строительству сетей 3G в Италии и Германии.

Однако, несмотря на очевидные успехи, производители телефонов и операторы связи не до конца уверены в своей победе. У «телефонных» компаний есть серьезные конкуренты в лице «компьютерных», компаний которые уверены в том, что «человек мобильный» будет иметь в руках не телефон, а ноутбук, способный выходить в информационное пространство при помощи технологии Wi-Fi. Сообщество компаний, сделавших ставку на Wi-Fi, возглавляет производитель блоков для электронной экономики Intel. Оптимизм этого гиганта разделяют крупнейший в мире производитель компьютеров IBM, а также конкурирующие между собой, но единые в отношении блестящих перспектив Wi-Fi производители сетевого оборудования CiscoSystems и Lucenttechnologies. Эти компании подготовили технологическую революцию, которая начинается на наших глазах и которая в состоянии перекроить информационный пейзаж планеты. Одним из итогов этой революции может стать то, что производители мобильных телефонов и операторы связи будут выброшены из сектора бизнес-информации и потому станут довольствоваться предоставлением своим пользователям на мобильные терминалы исключительно развлекательной информации. Что же касается бизнес-информации, то «человек мобильный» будет получать доступ к ней со своего ноутбука при помощи технологии Wi-Fi в режиме он-лайн, где бы владелец ноутбука в этот момент ни находился – в офисе, аэропорту, гостинице, кафе или даже (исследования уже ведутся) – в самолете.

Таким образом, не исключено, что 3G и Wi-Fi в перспективе будут не столько конкурировать, сколько дополнять друг друга. Идею совмещения двух стандартов, каждый из которых служит своим целям, разделяют менеджеры Nokia – эта финская компания принимает участие в разработке и технологий мобильной телефонии, и мобильного компьютинга.

 

ВРЕЗ

ПЗ Wi-Fi в мире

 

В конце первого квартала 2004 года в мире было установлено более 110 500 Wi-Fi-хот-спотов (точек доступа). В том числе на США приходится 28%, на Европу – 23%, а на Азию – 49% точек. По оценкам J’son & Partners, до конца 2004-го количество хот-спотов в мире может увеличиться до 150 000.

К 2005 году 80% всех продаваемых в мире ноутбуков планируется оснастить адаптерами Wi-Fi.

К 2007-му через сети Wi-Fi будет передаваться больше данных, чем через сети сотовой связи поколений 2,5G (GPRS) и 3G. А к 2008 году количество пользователей технологии Wi-Fi во всем мире достигнет 180 млн человек. Данный прогноз основан на предполагаемых объемах трафика для пользователей платных и бесплатных точек доступа Wi-Fi. При расчете трафика через сети третьего поколения учитывались стандарты EDGE, CDMA 1x, CDMAEV-DO и UMTS.

 

Творение прокуроров

 

История технологии Wi-Fi началась в 1985 году, когда регуляторы телекоммуникационной отрасли из Федеральной комиссии по связи (Federalcommunicationcommission, FCC) США сочли нужным открыть для передачи данных несколько частот, для доступа к которым не требовалось государственной лицензии. Частоты 900 МГц, 2,4 ГГц и 5,8 ГГц до этого применялись в бытовых приборах, использующих радиоизлучение.

При этом FCC поставила перед производителями дополнительное условие: устройства, рассчитанные на эти частоты, должны быть устойчивы к помехам и сами не должны мешать работе других радиоустройств. Для решения задачи воспользовались тем, что в российском экономическом языке называется словами «секреты отечественной оборонки». Секреты оборонки по-американски назывались спектральной модуляцией и сводились к тому, что всякий сигнал, посланный в соответствии с этой технологией, как бы «размазывался» по всему частотному спектру, превращаясь в сигнал шумоподобный. Он не мешает работе других приборов и сам является трудноотслеживаемым – что для военных явилось дополнительным бонусом.

Сегодня мы называем провидческим решение FCC двадцатилетней давности. Тогда же мало кто понимал, какие последствия оно может иметь.

В 1997 году специально созданный при американском InstituteofElectricalandElectronicEngineers комитет 802.11 сумел выработать более или менее консолидированную позицию по вопросу индустриального стандарта технологии беспроводной связи. Что касается столь странного названия, то оно было выбрано в качестве правопреемника названия комитета 802.3, разработавшего стандарт Ethernet. Описательная документация занимала около 400 страниц мелким шрифтом. Стандарт был поддержан тремя четвертями входивших в комитет производителей. В декабре 1999-го и в январе 2000 года были ратифицированы устройства, работающие в стандартах 802.11a и 802.11b, первый из которых использовал диапазон 5,8 ГГц, а второй 2,4 ГГц. Их разработчиками были Ричард Ван Ни из Lucenttechnologies и Марк Вебстер из HarrisSemiconductor (эта компания сейчас называется Intersil).

Впрочем, созданный при институте комитет поставил научные интересы выше коммерческих. Производство устройств, совместимых, допустим, со стандартом 802.11b, сдерживалось чередой бесконечных согласований. По этой причине в августе 1999 года компании Nokia, 3Com, Intersil, Aironet (позже приобретенная Ciscosystems), Symbol и Lucenttechnologies создали WirelessEthernetCompatibilityAlliance (WECA), который в скором времени с успехом принял собственный индустриальный стандарт, с технологической точки зрения идентичный 802.11, но менее забюрократизированный.

Впрочем, надписи на коробках наподобие «WECA-совместим» или «802.11b-совместим» едва ли подходили на роль кэтч-фраз, которые действительно могли бы привлечь внимание потребителя, не обладающего высшим техническим образованием. Новой технологии требовалось новое лаконичное и звучное имя. Специально нанятые консультанты по брэндингу предложили ряд возможных названий. В том числе: FlankSpeed и DragonFly. Победителем, однако, единодушно была признана версия Wi-Fi. Это название было выбрано за созвучность термину Hi-Fi, обозначающему высокое качество звучания аудиоаппаратуры. Расшифровка WirelessFidelity была придумана позже.

В июле 1999 года состоялось знаменательное событие – Wi-Fi-адаптер производства Lucenttechnologies был выпущен компанией Apple в качестве отдельного периферийного устройства для мобильного компьютера iBook под брэндом AirPort. С тех пор популярность технологии Wi-Fi во всем мире начинает расти как на дрожжах. Так, эксперты полагают, что к 2006 году число пользователей Wi-Fi в мире приблизится к 40 млн. Неплохо для технологии – «творения скорее регуляторных органов и прокуроров, нежели инженеров», как едко окрестил ее Митчелл Лазарус, специалист по операциям в телекоммуникационной отрасли компании Fletcher, Heald & Hildreth.

 

Накануне мировой революции

 

Сегодня широчайшей экспансии технологии Wi-Fi во всем мире препятствуют два фактора. Первый – это не до конца сформировавшееся пользовательское понимание преимуществ, предоставляемых Wi-Fi, и способов их использования. Второй – недостаточно развитая инфраструктура. Впрочем, ситуация очень быстро меняется в США, странах Западной Европы и экономически развитых странах Азии.

Иван Гаврилюк, ИТ-директор российской компании Luxoft отмечает также два других фактора, сдерживающих продвижение Wi-Fi-технологии: «На скорость развития Wi-Fi влияет большое количество «подстандартов» производителей, которые порой плохо совместимы друг с другом. Другая причина – проблема безопасности. За исключением решений Cisco Systems до последнего времени отсутствовали промышленные решения, позволяющие получить высокую степень защищенности при подключении к Wi-Fi-сетям».

На рынке Wi-Fi-услуг можно выделить две основные бизнес-модели. Когда означенные услуги – профильный бизнес компании и когда они таковым не являются. В первом случае все понятно: компанию привлек неразвитый рынок с большими перспективами роста, который плюс ко всему еще и весьма отзывчив на по-настоящему свежие маркетинговые инициативы. Дополнительную привлекательность этому рынку также придает невысокая цена «входного билета». Говорит менеджер Intel по развитию рынка мобильных и беспроводных технологий в России и странах СНГ Михаил Фечин: «Технологии Wi-Fi относительно дешевы и просты в развертывании, они избавляют операторов от проблем, связанных с прокладкой кабеля и, по нашему глубокому убеждению, особенно подходят для российских просторов. К тому же Россия еще не опутана, как многие другие страны, проводами, так что внедрение беспроводных технологий не будет означать здесь ломки сложившейся инфраструктуры». 

Причин для выхода на рынок Wi-Fi-услуг компаний из других сфер бизнеса (например, сотовой связи) несколько: «прощупывание почвы», захват доли неразвитого рынка, имиджевые вложения, предоставление Wi-Fi-сервиса как составная часть маркетинговой программы по повышению лояльности клиентов etc.

 

Прорыв на Урале и в Сибири

 

У России в области развития инфраструктуры Wi-Fi достижения скромные: по оценкам экспертов, в стране насчитывается 225 хот-спотов. По данным J’son & Partners 56% из них приходится на Москву, 40% – на Петербург и лишь 4% – на другие города. Однако в скором времени ситуация изменится. Большинство потенциальных игроков Wi-Fi-рынка начинают постепенно переходить от тестовых и обкаточных программ к полномасштабному введению в эксплуатацию своих проектов. Причем не только на столичном рынке.

Так, компания Intel в рамках своей всемирной (программа работает в странах Европы, Северной Америки, Азии) маркетинговой инициативы EarlyAccessProgram планирует открыть 150 хот-спотов в Новосибирске и 20 в Екатеринбурге. Концепция EarlyAccessProgram подразумевает тесное взаимодействие с ключевыми игроками на локальных рынках, а также с местными властями. Так, самый масштабный в стране новосибирский Wi-Fi-проект реализуется в сотрудничестве с компаниями «РИСС-телеком» и «Авантел».

В Екатеринбурге партнером Intel является Netprovodov.ru. По словам Михаила Фечина, формат сотрудничества его компании с региональными партнерами подразумевает предоставление Intel технических ноу-хау, консалтинговой поддержки при развертывании хот-спотов, а также последующей верификации всех созданных ее партнерами сетевых топологий. Компании-партнеры при этом сами управляют Wi-Fi-бизнесом. Партнеры вольны выбирать любую удобную им бизнес-модель при условии, что она приносит прибыль и помогает развивать весь рынок в целом. Имиджевые проекты, а также проекты, бизнес-модель которых неконкурентоспособна, Intel в качестве объекта приложения собственных усилий не рассматривает. Михаил Фечин отмечает, что сегодня требованиям Intel отвечает не более 35 – 40% поступающих в адрес компании заявок о сотрудничестве.

Успех EarlyAccessProgram во многом зависит от руководства регионов, где эта программа осуществляется. Дело тут в следующем: в Wi-Fi-бизнесе весьма велик социальный компонент. И вряд ли можно себе вообразить реализацию грандиозной новосибирской концепции без заинтересованности в ее успехе городского и областного руководства. Логика властей совершенно очевидна: приток инвестиций в регион прямо зависит от его конкурентоспособности. Методики рыночной оценки региона хорошо известны – уровень его информационной развитости является стандартным пунктом в такого рода анализе.

На Западе уже есть несколько компаний, которые вывели свой Wi-Fi-сервис на уровень операционной прибыли (Wayport, T-Mobile). В этом смысле EarlyAccessProgram, нацеленная на выявление и дальнейшее развитие жизнеспособных и прибыльных Wi-Fi-бизнесов, представляется новосибирцам и екатеринбуржцам очень своевременной.

Все эксперты, опрошенные «Ко», придерживаются мнения, что у Wi-Fi в России большие перспективы. Так, по мнению Ивана Гаврилюка из Luxoft, и в России, и в мире предоставление Wi-Fi-сервиса является одним из наиболее динамичных сегментов ИТ-бизнеса. 

 

Быстрорастущие «братья»

 

На состоявшейся в сентябре в Сан-Франциско конференции IDF (IntelDeveloperForum) особое внимание докладчиков было уделено представлению новой технологии WiMAX (World interoperability formicrowave access), которой многие уже прочат роль «брата» Wi-Fi. Если Wi-Fi выступает альтернативой обычной проводной сети, то WiMAX, по идее, может заменить собой широкополосную сеть. Комментирует Иван Гаврилюк: «С выходом и промышленным внедрением протокола WiMAX, позволяющего работать на большой скорости и передавать информацию на расстояние в несколько километров, многие ограничения, касающиеся Wi-Fi, будут сняты, и беспроводные технологии смогут использоваться, в частности, для организации «последней мили» в труднодоступных районах».

В то же время Михаил Фечин советует пользователям, уже вложившим деньги в Wi-Fi-инфраструктуру, не волноваться: технология WiMAX будет, во-первых, стопроцентно совместима с Wi-Fi, а во-вторых, обкатанные на Wi-Fi приемы построения сетей и переноса в их среду привычных для компании бизнес-процессов только облегчат дальнейший закономерный переход на WiMAX.

Компания Intel, в свое время сыгравшая ключевую роль в популяризации Wi-Fiпосредством включения соответствующих возможностей в состав платформы IntelCentrino для ммобильных ПК, планирует в 2006 году произвести аналогичную операцию и с WiMAX. Тут, правда, есть проблема. Связь по протоколу WiMAX осуществляется на частотах двух диапазонов: 2,5 – 3,5 ГГц и 5,8 ГГц (для дальней и ближней связи соответственно). В России же частотная зона около 5 ГГц зарезервирована государством для своих нужд. По этой причине Intel предстоит провести в России гигантскую лоббистскую работу с целью освобождения требуемой частоты. Впрочем, Intel это совершенно не пугает – опыт у компании уже имеется: подобные проблемы она успешно решала в других странах Европы и Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *