Покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова спутало все планы мирного урегулирования на Кавказе. Исправлять ситуацию огнем и мечом призван Рамзан Кадыров

«Газ рванул», — подумала Тамара Евлоева и, как будто еще можно было что-то исправить, закричала мужу: «Перекрой вентиль!» У ее дома в Назрани сорвало крышу и выбило стекла, а в кирпичном заборе появилась огромная дыра. Через нее виднелась пылающая иномарка и бегающие люди в камуфляже. Через несколько секунд они влетели во двор и потребовали бинты и одеяла. Только тогда Евлоева поняла, что газом тут и не пахнет.
В горящем «Мерседесе» находился президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Он был тяжело ранен: разорвана печень, проломлена голова, смята грудная клетка, раздроблена кисть… Одеяла были нужны, чтобы завернуть тело охранника-водителя. А дыру в заборе пробил двигатель «Тойоты», за рулем которой сидел смертник, поджидавший Евкурова на дороге из Назрани в новую столицу Ингушетии Магас. Заложенных в машину 70 кг в тротиловом эквиваленте вполне хватит, чтобы взорвать многоэтажный дом. В прошлый понедельник выяснилось: их достаточно, чтобы подорвать целую республику.

ЗАПАХ ГРОЗЫ
Главу МВД Дагестана убили 5 июня, 10 июня — зампреда верховного суда Ингушетии, еще через три дня — бывшего вице-премьера этой республики. 22 июня, после покушения на Евкурова, в Кремль вызвали Рамзана Кадырова. Еще через день он приехал в Магас на встречу с ингушским премьером Рашидом Гайсановым, который теперь исполняет обязанности главы республики. Визит Кадырова походил на стремительную спецоперацию. Он прибыл в 15.30, а в 16.00 его в Магасе уже не было.
В Ингушетии заговорили: Кадыров теперь и здесь начальник. Чеченский президент сам заявил, что Медведев поручил ему продолжить контртеррористическую операцию в обеих республиках. Раньше в Ингушетии с террористами боролся Евкуров. Теперь, говорят в окружении чеченского президента, «Кадырову придется работать за двоих». «Я лично руковожу операцией, лично курирую, контролирую», — заявил он после встречи с Медведевым. «В будущем у нас будут хорошие результаты», — сказал Кадыров и пообещал жестоко отомстить — по вайнахским обычаям.
«Вернувшись из Магаса в Грозный, Рамзан Ахматович провел совещание с чеченскими силовиками и поставил боевую задачу: совместно с федеральными силами уничтожить бандподполье в Ингушетии за две недели», — рассказывает собеседник Newsweek в МВД Чечни. В пятницу, когда этот номер сдавался в печать, близкие к правительству Ингушетии источники сообщали Newsweek, что на административной границе двух республик вовсю идет операция. В самой Назрани в конце недели было на редкость спокойно. В отличие от Москвы.
В Москве ситуацию подогрели заявления первого ингушского президента Руслана Аушева. Он сказал, что готов возглавить Ингушетию на время отсутствия Евкурова, и предложил сделать Кадырова полпредом в Южном федеральном округе. Таким образом, считает Аушев, решились бы все вопросы со сферой ответственности чеченского президента. Реакция не заставила себя ждать.
ВСЕ НА ОДНОГО
«Террористы обосновались на ингушской земле, потому что, когда Басаев находился в федеральном розыске, именно в доме Аушева они вместе пили и гуляли», — заявил Рамзан Кадыров. Вскоре на Аушева обрушилась «Единая Россия». Там его выступление назвали безнравственным и пообещали: «Правящая партия не допустит возвращения Аушева на пост президента».
Аушев моментально стал проблемой. Он до сих пор очень популярен в Ингушетии, его поддерживает определенная часть ингушской элиты, в том числе оппозиция, которая открыто воевала с экс-президентом Муратом Зязиковым, но быстро нашла общий язык с Юнус-Беком Евкуровым. В середине прошлой недели лидеры оппозиции пригрозили созывом чрезвычайного съезда ингушского народа. На нем жители республики могли бы объявить, кого они хотят видеть временным исполняющим обязанности президента. Вероятность того, что они назовут Аушева, была слишком высока. Чиновники президентской администрации негодовали.
Против Кадырова уже протестовала ингушская оппозиция. Ингуши не позволят людям из Чечни руководить республикой, это прямой путь к войне на Кавказе, открыто говорил один из лидеров оппозиции Магомед Хазбиев. Обстановка накалялась. По данным Newsweek, «проблемой Аушева» по поручению президента занялся первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. Его задача — минимизировать влияние Аушева на ситуацию в Ингушетии. В Назрани ему помогают главный федеральный инспектор по Ингушетии Владимир Трубицын и замполпреда в Южном округе Сулейман Вагапов. Они пытаются развеять антикадыровские настроения: объясняют, что речь идет о кратковременной операции и Кадыров скоро отправится домой.
Похоже, их старания не прошли даром: к концу недели лидеры оппозиции уже не упоминали Аушева. Кремль очень серьезно подошел к делу. По информации Newsweek, на прошлой неделе даже обсуждалась возможность срочно созвать Совет безопасности, но потом было решено, что отменять тур Медведева по Африке это лишнее, и Совбез перенесли на прошлые выходные.
ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ
Сам Юнус-Бек Евкуров как бы оказался в тени этих событий. В пятницу его состояние оставалось тяжелым, но стабильным. «По моей информации, его лечение может продлиться не менее трех месяцев. Не знаю, кем бы его можно было заменить. Я не вижу другой личности такого уровня», — говорит сенатор от Чечни Зияд Сабсаби.
По его словам, для бандитов Евкуров был не просто высокопоставленным чиновником, а человеком, который, «в отличие от Зязикова и Аушева, начал реальную войну против террористов». Сенатор считает, что недавние решительные действия Евкурова, и в том числе совместная чечено-ингушская операция против боевиков, стали одной из причин активизации террористов. И именно поэтому они сейчас решили устранить Евкурова.
Но есть и другие версии. Только Кадыров успел покинуть республику, как началась очередная спецоперация. В Назрани была блокирована и расстреляна машина боевиков. Трое пассажиров машины были убиты, еще одному удалось скрыться. Среди убитых оказался Абдул-Малик Алиев — один из самых известных ингушских подпольщиков.
В начале мая его родители встречались с президентом Евкуровым. Лидер Ингушетии потребовал от них либо публично отречься от сына, либо убедить его сдаться, пообещав ему справедливый суд. Отец боевика сказал, что вернуть сына из леса не в его власти, но и отрекаться от него не стал. Через несколько дней неизвестные расстреляли родителей Алиева во дворе их собственного дома. Президент Ингушетии сам рассказал об этом случае на совещании республиканских силовиков в начале июня.
Практика давления на родственников боевиков «кнутом и пряником» негласно используется в соседней Чечне, но Евкуров старался таких методов избегать. По официальной версии, родителей Алиева убили сами боевики. Председатель ингушского отделения правозащитного центра «Мемориал» Тимур Акиев в этом сомневается. Он говорит, что в республике до сих пор происходят бессудные казни, за которыми часто стоят «неустановленные сотрудники неустановленных силовых структур».
Смерть родителей после непростого разговора с Евкуровым могла подвигнуть боевика Алиева совершить на него покушение. Тем более что у Алиева был опыт проведения громких терактов. В правоохранительных органах ему приписывают недавнее убийство зампреда Верховного суда республики Азы Газгиреевой. Правда, в пятницу ответственность за теракт взяла на себя «специальная оперативная группа моджахедов», которая взломала один из сайтов чеченского правительства и выложила там свое заявление. Причастность «группы» к теракту пока никто не подтвердил. Оппозиционер Хазбиев рассказывает, что силовые структуры имели информацию о подготовке нападения на Евкурова: «Месяц назад на сайтах боевиков стали появляться сообщения, что пятилетие захвата Назрани Басаевым в ночь на 22 июня будет пышно отмечено».
«Лесные братья» — основная, но не единственная версия следствия. Дело в том, что Евкуров начал борьбу с коррупцией, говорит министр внутренних дел Ингушетии Руслан Мейриев. И. о. президента Рашид Гайсанов с ним не согласен. «Из-за денег собой не жертвуют», — раздраженно кинул он корреспонденту Newsweek. Мейриев все же полагает, что это возможно: исполнителями могли быть боевики, а заказчиками — республиканские чиновники.
С программой «коррупционной амнистии» Евкуров выступил еще в начале года. Схема была простая: чиновник возвращает украденное, получает прощение и, возможно, даже сохраняет свое кресло. «Единственный, кто добровольно сдал украденные 14 млн рублей, — начальник управления ЖКХ Сунженского района Марет Барахоева», — говорит представитель СКП по Ингушетии Светлана Горбунова. Впрочем, Следственный комитет все равно ходатайствовал о взятии ее под стражу, но суд отказал. Несмотря на это Барахоева скрылась.
Других раскаявшихся добровольцев не нашлось, и в республике началась масштабная антикоррупционная борьба. Были арестованы несколько чиновников, состоявшихся при прошлом президенте. Выяснилось, что из бюджета украдены сотни миллионов рублей. Очень многие представители республиканской элиты сильно занервничали.
В селе Тарское, где живут близкие родственники Евкурова, тоже склоняются к коррупционной версии. Тарское находится в 70 км от Назрани в Пригородном районе Северной Осетии. Посредине села стоит новая мечеть, а в двух кварталах от нее — родовой дом Евкурова. Дядя Евкурова Макшарип вспоминает, как отговаривал племянника идти в президенты.
Это слишком опасно, говорил Макшарип. Евкуров отвечал ему, что он военный человек. Они вместе ездили в Чечню, и там дядя кивал на Рамзана Кадырова: «Посмотри, какая у него охрана». Юнус-Бек объяснял ему, что не может позволить себе большой кортеж и не хочет перекрывать дороги: «Какой я после этого народный президент?» На прошлой неделе чекисты сообщили родственникам Евкурова, что это было не первое покушение на президента. Три теракта предотвратили.
Что успел сделать Юнус-Бек Евкуров за восемь месяцев своего президентства

1 ноября 2008 года

Евкуров распустил правительство Ингушетии, оставив его исполнять обязанности до формирования собственного кабинета. Одновременно прекращены полномочия глав администраций районов и городов республики. «Я не собираюсь совершать какие-либо глобальные кадровые перестановки, — сказал накануне Евкуров. — Но мой главный принцип — это профессиональные качества человека».

3 ноября 2008 года

Президент Евкуров встретился с представителями ингушской оппозиции Магомедом Хазбиевым, Макшарипом Аушевым и адвокатом семьи Евлоевых Мусой Плиевым. Он также съездил к родственникам убитого оппозиционера Магомеда Евлоева выразить свои соболезнования. Впоследствии Макшарип Аушев сложил с себя полномочия руководителя оппозиционного сайта «Ингушетия.org», заявив, что его задача выполнена.

12 ноября 2008 года

Евкуров совершил первую поездку за пределы республики – в Чечню. Его предшественник Мурат Зязиков нечасто встречался с соседями. Евкуров провел в Гудермесе переговоры с Рамзаном Кадыровым и рассказал журналистам, что ситуация в самой Ингушетии скоро нормализуется.

13 ноября 2008 года

По представлению Евкурова парламент Ингушетии утвердил премьер-министром республики Рашида Гайсанова, экс-министра экономики, входившего ранее в команду Руслана Аушева. Вице-премьерами стали Магомед Тумгоев, занимавший этот пост при Мурате Зязикове, а также представитель оппозиции Магомед-Сали Аушев.

25 ноября 2008 года

От своей должности освобожден глава МВД Ингушетии Муса Медов – ингушская оппозиция обвиняла его в причастности к убийству Магомеда Евлоева и к похищениям людей. В тот же день президент встретился с правозащитниками.

1 декабря 2008 года

Встретившись с родственниками похищенных людей, Евкуров распорядился создать в своей администрации Общественный совет по правам человека, который в частности займется поиском пропавших без вести. При совете предусмотрена горячая линия, по которой можно жаловаться на силовиков. Эту работу курирует адвокат Муса Плиев, ставший советником президента.

7 декабря 2008 года

Президент Евкуров назначил переаттестацию всех сотрудников милиции. «У граждан республики должно быть доверие к милиции, а для этого там должны работать честные, порядочные сотрудники», – сказал президент.

24–25 декабря 2008 года

На встрече с председателем Московской Хельсинской группы Людмилой Алексеевой Евкуров рассказал, что его волнует «ужасная коррупция». На следующий день по подозрению в коррупции были арестованы неназванные высокопоставленные чиновники.

12 января 2009 года

Евкуров распорядился создать в республике народные дружины по охране общественного порядка. Евкуров рекомендовал набирать в дружины людей с опытом работы в правоохранительных органах.

6, 12 февраля 2009 года

6 февраля Евкуров через СМИ призвал жителей республики помочь правоохранительным органам в поиске трех предполагаемых смертников, фото и паспортные данные которых были оглашены. Спустя шесть дней в Назрани была проведена спецоперация, предотвратившая крупный теракт, – были найдены четыре 200-литровые бочки со взрывчаткой и значительные запасы оружия.

14 февраля 2009 года

Президент Евкуров взялся мирить кровников – в Магасе при участии муфтиев прошла его встреча с представителями враждующих семей. По словам Евкурова, прощение кровников, а их в Ингушетии около 180, – богоугодное дело. На встрече примирились две семьи, враждовавшие с 1970 года.

4 марта 2009 года

Евкуров объявил финансовую амнистию для чиновников-коррупционеров, которые добровольно вернут похищенное в казну, пообещав, что затаившиеся взяточники не уйдут от ответственности. На тот момент в Ингушетии было возбуждено семь уголовных дел по фактам хищений.

6 марта 2009 года

Евкуров вступил в «Единую Россию», став членом политсовета и президиума ингушского отделения партии. Спустя неделю он занял пятое место в рейтинге политической выживаемости глав российских регионов, который составили Международный институт политической экспертизы и фонд «Петербургская политика».

13 марта 2009 года

Юнус-Бек Евкуров сообщил, что готовится объявить амнистию добровольно сдавшимся боевикам, не совершившим тяжких преступлений: «Главная цель – чтобы они оставили преступную деятельность и вернулись к мирной жизни».

18 апреля 2009 года

Президент Ингушетии провел встречу с членами Европейской комиссии по предотвращению пыток. Европейцы отметили улучшение условий содержания в ингушских СИЗО, а Евкуров попросил их пересылать ему напрямую жалобы, которые комиссия получает от ингушей.

4 мая 2009 года

Евкуров взял под личный контроль расследование убийства 21-летнего Адама Аушева. Младшего брата боевика Магомеда Аушева убили во время спецоперации. На встрече со старейшинами рода Аушевых Евкуров признал, что убийство Адама ничем не оправдано.

16–18 мая 2009 года

Президенты Чечни и Ингушетии решили вместе бороться с террористами, и первой совместно спланированной операцией стала атака на банду Доку Умарова на границе республик.

16 июня 2009 года

Юнус-Бек Евкуров сообщил жителям республики номер своего мобильного телефона, по которому президенту можно лично сообщать о случаях коррупции и чиновничьего беспредела, а также об увольнениях, невыплате зарплаты и бандитизме.

Читайте также
На президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова совершено покушение
Юнус-бек Евкуров: «Убивать в ответ ненормально»
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров находится в тяжелом состоянии
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выздоравливает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *