25 осужденных сбежали в ночь на понедельник из следственного изолятора №1 Госкомитета национальной безопасности Таджикистана

Беглецы, среди которых граждане Таджикистана, РФ, Узбекистана и Афганистана, 20 августа были осуждены Верховным судом страны на сроки от 10 лет до пожизненного заключения. Их арестовали прошлым летом на востоке страны, обвинив в попытке государственного переворота. 

По данным следствия, арестанты входили в вооруженную оппозиционную группировку, которая действовала в Тавильдаринском районе и планировала захват власти. Возглавлял ее якобы бывший соратник президента Эмомали Рахмона, один из видных командиров гражданской войны 1990-х годов и экс-глава МЧС Таджикистана, генерал-лейтенант Мирзо Зиеев. В ходе проведенной в июле 2009 года спецслужбами и армией операции сам Зиеев погиб, два его сына — Махаммадризо  и Саидахмад — были арестованы. Их имена есть в списке сбежавших. 

Также в нем числится Абдурасул Мирзоев, брат экс-главы президентской гвардии Гаффора Мирзоева, который также был близким соратником президента, но в 2004 году впал в опалу и был приговорен к пожизненному сроку. 

В республике введен план «Перехват», но пока сыщикам удалось найти лишь машины беглецов – их обнаружили в понедельник в 35 км к востоку от Душанбе. Таджикские силовики предполагают, что преступники направляются в Тавильдар, но не исключают, что они могут попытаться пересечь границу, поэтому они обратились за помощью к коллегам в России и Афганистане. Сегодня утром директор ФСБ Александр Бортников заявил, что российские спецслужбы окажут активное содействие таджикской стороне в розыске и задержании сбежавших заключенных.

Дододжон Атовуллоев, таджикское оппозиционное движение «Ватандор»: 

Побег заключенных – это показатель слабости режима Эмомали Рахмона. Ведь СИЗО №1 находится в самом центре Душанбе, буквально в 5 минутах ходьбы от дома президента. И тут из него сбегают два десятка человек и бесследно исчезают в горах. Это говорит о том, что им кто-то помогал, не исключено, что из окружения самого президента. Недовольных в его команде хватает, учитывая, как он поступает с бывшими соратниками. Они понимают, что могут впасть в немилость в любую минуту. И никакие заслуги перед президентом их не спасут, это видно на примере Зиеева и Мирзоева. 

Есть все основания полагать, что побег этих ребят дестабилизирует ситуацию в стране. Для многих рядовых таджиков они уже стали народными героями. Я встречался с 200 таджискими гастарбайтерами, работающими в России, и все они им сочувствовали. Я больше чем уверен, что сбежавшие уже скоро начнут организовывать в Тавильдаре восстание. Это всегда была территория оппозиции и сопротивления.

Даниил Кислов, главный редактор сайта «Фергана.ру» 

Скорее всего, сбежать им помогли сообщники извне. Возможно, это была некая криминальная группа. В любом случае, мне мало верится, что убежать из изолятора комитета национальной безопасности можно было бы без внешней поддержки, подкупа или прямого участия ответственных лиц в руководстве этого ведомства. Этот побег – серьезный и опасный сигнал для президента Рахмона.  Он свидетельствует о том, что либо в руководстве республики, в правительстве, либо в силовых структурах существует какая-то оппозиция ему.  Не все так благополучно в рахмоновском королевстве. 

Власти уже прочесали весь восточный регион страны, но кроме машин, на которых якобы сбежали преступники, ничего не нашли. Это еще одно свидетельство того, что им помогали очень влиятельные люди. Иначе они бы вряд ли смогли бесследно рассосаться. 

Смотрите полный фоторепортаж «Четыре массовых побега из тюрем мира».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *