Перед интервью создатель вьетнамского поисковика Cốc Cốc Виктор Лавренко просит посмотреть ролик о компании.Сначала камера показывает 17-этажное здание из стекла и бетона в центре Ханоя с логотипом Cốc Cốc на четверть фасада – мимо точно не пройдешь. Затем идет череда монологов: звездные сотрудники рассказывают о том, почему они уехали из серой, вечно холодной России в солнечный Вьетнам, и о том, какие здесь «шоколадные» условия.

Съемные квартиры с домработницами, медицинские страховки на всю семью и четыре билета на перелеты домой – стандартный пакет привилегий, чтобы программисты не отвлекались на ерунду, а работали с отдачей. Офисное пространство с его переговорными, кофе-пойнтами, теннисными столами и даже бассейном– все эти ловушки креативной энергии Лавренко тоже создал неспроста, они делают свое дело. В декабре 2014 г. аудитория поисковой системы выросла, по данным comScore, до 5,821 млн человек. Сейчас Cốc Cốc дышит в спину своему главному конкуренту – Google. Но настанет день, когда тот останется позади, и Виктор Лавренко вернется в Россию. Зачем? Купить «Яндекс».

За место под солнцем

Про Лавренко обычно говорят «зубр», «гуру» или чуть скромнее – «известный деятель Рунета». При этом у него совершенно типичная биография для человека с такой харизмой, без интриг и секретов. Известно, что он вырос в семье инженеров оборонных предприятий. Москвич. Олимпиадник. Отличник. С красным дипломом окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. В1997 г. устроился программистом в компанию «МЦСТ», где занимался созданием микропроцессоров и вычислительных комплексов. Через два года перешел в NetSkate, но в том же году его переманили в Mail.ru. Он посвятил компании шесть лет жизни, зачастую сидя в офисе по семь дней в неделю, и дорос до вице-президента по стратегии и финансам.

Но в 2005 г. он решил уйти в свободное плавание и для этих целей вместе с партнером Владимиром Чернышевым построил собственный «корабль». Nigma.ru была одной из первых интеллектуальных систем Рунета. Поисковик уточнял запросы пользователей, группировал и фильтровал результаты. Сейчас сайт выглядит заброшенным: с запуском Cốc Cốc (впереводе означает «Тук-тук». – Прим. «Ко») во Вьетнаме Лавренко заморозил проект. Всего этого – поисковика CốcCốc, одноименного браузера, системы контекстной рекламы и геолокационного приложения Nhà Nhà – не было бы, если бы не трое вьетнамских выпускников ВМК МГУ. «Они работали в Nigma и однажды предложили запустить поисковик во Вьетнаме. Мы взвесили все за и против и решили попробовать», – вспоминает Виктор.

На запуск Cốc Cốc, который официально загрузился в январе 2013г., ушло нескольких лет разработок во Вьетнаме и РФ и почти $40 млн. В эту сумму вошли личные накопления Лавренко и Чернышева, вложения экс-совладельца HeadHunter Михаила Фролкина и $14млн, которые в январе согласился инвестировать международный издательский дом Hubert Burda Media. Программистов пришлось перевозить в Ханой вместе с семьями, из 218 сотрудников компании 34 человека – русскоязычные.

Точное попадание в цель

Что же нужно, чтобы «выстрелить» на азиатском рынке? «Очень много времени, людей, денег и упорства. Не только во Вьетнаме. В любой стране запуск поисковика по сложности сравним со строительством космического корабля»,– поясняет Лавренко. Тем не менее сегодня проиграть на рынке Вьетнама с качественным продуктом сложно, он до сих пор считается слабым звеном в мировой IT-цепочке. «Если предложить технологически продвинутое и хорошо локализованное решение азиатскому рынку, велика вероятность успеха, – соглашается Виктор.– Но нужно учитывать, что здесь все процессы происходят медленнее, чем в России. Инвесторы должны вкладываться надолго». Игра стоит свеч: несмотря на отсталость, рынок набирает обороты. Сегодня во Вьетнаме, по данным Всемирного банка, свыше 41млн человек пользуются Интернетом, это 43% населения страны. Параллельно с Лавренко привлекательность азиатского рынка оценила компания Wada.vn, стартовавшая с одноименным поисковиком во Вьетнаме еще в 2011г. Проект создали общими усилиями «Ашманов и партнеры», «Финам» и казахстанская инвестгруппа «Кусто». Однако не выдержав конкуренции с Google, Wada.vn была вынуждена сфокусироваться на мобилизации всех сервисов и обработке транзакционных запросов. «Среди наших соперников на рынке браузеров,– перечисляет Виктор Лавренко, – еще есть Firefox, Internet Explorer, Safari. В поисковом сегменте, кроме Google, нет серьезного игрока». Но в сравнении с Cốc Cốc, уверяет он, Google медленнее реагирует на локальные языковые особенности. Вьетнамский язык в этом плане требует особого подхода: он тоновый (в нем шесть тонов.– Прим. «Ко»), для основной части гласных есть до 18вариантов их произнесения и записи.

Несмотря на разные весовые категории, Cốc Cốc и Google, судя по оценкам независимых агентств, выигрывают и проигрывают друг другу с переменным успехом. По данным comScore, аудитория Cốc Cốc насчитывает 8 млн пользователей в день. Вмесяц Google во Вьетнаме пользуются 17,7 млн человек. В чем его секрет? «Мыначали продвигать поиск не напрямую, а через свой браузер, у которого «прилипаемость» гораздо выше сайта, – поясняет Виктор. – Вообще, современные пользователи при выполнении поискового запроса редко заходят на сайт».

Сейчас основные доходы Cốc Cốc приносит медийная реклама. У поисковика чуть более тысячи клиентов. В сравнении с «Яндексом», у которого 200 000 заказчиков, это мало, но команда Лавренко работает над ростом продаж. «Клиентская база быстро увеличивается, – говорит Виктор.– Мы ожидаем, что поисковая реклама скоро обгонит «медийку». Пока она приносит больше – ее проще продать». $14млн, которые вложил в Cốc Cốc ИД Hubert Burda Media, пойдут на расширение бизнеса в Юго-Восточной Азии. Виктору интересны рынки Малайзии, Таиланда и Индонезии. Год назад он строил очень амбициозные планы: в рамках экспансии в соседние страны зарабатывать порядка $1 млрд в год. Асейчас? «Планы в силе. Миллиард заработаем, не волнуйтесь», – снова ставит смайл предприниматель.

Мы делили апельсин

Старший менеджер по инвестициям венчурного фонда LETA Capital Сергей Топоров считает, что Лавренко сложил все слагаемые успеха в IT-бизнесе: «Дляпоисковика хорошего уровня нужна локализация под местный язык – качество поиска должно соответствовать (это то, на чем держит позиции«Яндекс»)– и хорошая дистрибуция (это то, чем Google отщипывает долю). CốcCốc неплохо делает и то и другое». Стартап-менеджер Антон Носик, знакомый с Виктором Лавренко еще со времен NetSkate (компания, помимо других активов, владела «Анекдотами из России» и издавала блог Носика «Вечерний Интернет»), называет рынки Малайзии, Индонезии и Таиланда весьма специфическими. Тамструктура потребления Интернета, отчатов доэлектронной коммерции, отличается от привычных стандартов. «Там лидером рынка в любом сегменте может стать незаметный в глобальном масштабе проект,– поясняет эксперт.– Например, вМалайзии и Сингапурепопулярен LiveJournal, ноне как средство самовыражения, а как торговая площадка». Нопопасть в отечественную поисковую нишу, по его мнению, у Cốc Cốc не получится. «Рынок поиска так плотно поделен между «Яндексом» иGoogle, что ни у «Рамблера», ни у Mail.Ru Group не хватило сил встроиться туда. Зато в России есть довольно много непоисковых ниш, занятых амбициозными стартапами, у которыхне было за спиной учредителя из числа крупнейших площадок. Прижелании Cốc Cốc может побороться за одну из таких возможностей. Толькорынок Юго-Восточной Азии интересней и перспективней России. Там больше пользователей, нет сильной конкуренции, огромные перспективы роста, а цензура и кризисне уничтожают IT-отрасль так активно, как это происходит в последний год у нас», – резюмирует Антон Носик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *