«Работа на самом деле не является для меня работой. Никогда в жизни я не любил уик-эндов…» — эти слова 85-летнего Джона Клюге точно характеризуют его энергичную, деятельную натуру. В своем возрасте, далеко зашкалившем за пенсионный, он продолжает принимать активное участие в делах созданной им Metromedia.

Дезертир из армии пенсионеров

Джон Клюге родился 21 сентября 1914 года в Германии (кстати, его фамилия созвучна немецкому klug, что означает «умный», «талантливый»). В 1922 году вместе с матерью Джон переехал в Соединенные Штаты. Семья, поселившаяся в Детройте, жила очень скромно. Окончив школу, молодой Клюге поступил в Колумбийский университет, где изучал курс экономики. Родные не имели возможности платить за учебу Джона, но ему удалось получить стипендию, которой он, впрочем, едва не лишился из-за того, что однажды был уличен в пристрастии к азартным играм. По завершении учебы Клюге пробовал себя в роли торговца обувью, а во время Второй мировой войны служил капитаном в военной разведке.

Первый послевоенный год стал этапным в карьере будущего магната — за $15 тыс. он приобрел свою первую радиостанцию, вещавшую в АМ-диапазоне. За этой покупкой последовали другие. Клюге был одним из первых, кто оценил перспективы FM-вещания, поэтому успел приобрести несколько FM-станций еще до начала ажиотажного спроса на них. (Клюге и по сей день отличается острым чутьем на технологические новинки, которые способны изменить будущее мира. Об этом, к примеру, свидетельствуют его обширные инвестиции в компанию Metromedia Fiber Network, занимающуюся прокладкой волоконно-оптической связи.)

В 1959 году Клюге занял пост президента и председателя правления Metropolitan Broadcasting Corporation. На тот момент фирма владела двумя независимыми телевизионными станциями и четырьмя радиостанциями. Под руководством Клюге корпорация медленно, но верно стала превращаться в крупнейшую медиа-империю, контролировавшую самую большую сеть независимых телестанций в Соединенных Штатах. В 1960 году Клюге переименовал компанию в Metromedia: эта перемена должна была символизировать растущий интерес корпорации и к другим — помимо телевидения и радио — средствам коммуникации.

Metromedia быстро стала ведущей независимой вещательной компанией в США. В ее собственности находилось семь телестанций, работавших в стратегически важных точках страны — Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе. Устойчивое положение компания занимала и в секторе радиовещания: в 1984 году Metromedia владела 13 радиостанциями (7 из них вещали в AM-диапазоне, 6 — в FM).

Однако главный талант Клюге, развернувшийся во всю силу в 80-е годы, — это умение вовремя и без сожалений продавать свои детища. Продавать, разумеется, за хорошие деньги. Пока Клюге во главе Metromedia шаг за шагом выстраивал свою медиа-империю, он оставался просто богатым человеком, а выгодно распродав ее, стал мультимиллиардером, самым богатым человеком в США.

Так, в 1986 году компания рассталась с той частью бизнеса, которая была связана с телевидением, выручив за нее свыше $2 млрд. Основным покупателем был другой медиа-магнат — Руперт Мердок, который приобрел у Клюге шесть телестанций. Тогда считалось, что от этой сделки больше выгадал Клюге, но время показало, что и Мердок не остался внакладе. Видимо, взаимное удовлетворение от этой сделки и стало залогом дальнейшего плодотворного сотрудничества Клюге и Мердока. Последний сейчас владеет 10% акций Metromedia International Group.

Судьбу телепроектов разделили радиостанции, а также самая крупная в 80-е годы сеть сотовой связи в США, которая в 1992 году была продана за $3,4 млрд.

Клюге до совершенства отработал схему приобретения, раскрутки и выгодной продажи предприятий самого широкого профиля — ресторанов, гостиниц, прачечных самообслуживания, рекламных агентств, фирм — операторов сотовой связи, студий звукозаписи и др.

Седина в бороду — телеком в ребро

В 90-е годы в составе Metromedia Company (она стала правопреемницей Metromedia Inc.) появилась Metromedia International Group. Первые несколько лет группа действовала одновременно и в индустрии развлечений, и в сфере телекоммуникаций. Компания владела несколькими киностудиями (среди них — широко известные Orion Pictures, Motion Picture Corp. of America, Samuel Goldwyn Co., Landmark Theatre Group).

В конце 90-х Клюге решил сконцентрироваться на более перспективном, по его мнению, телекоммуникационном бизнесе. Большинство активов Metromedia International Group были проданы. На данный момент единственное из подразделений группы, которое не связано с телекоммуникациями, — компания Snapper, производящая и распространяющая высококачественные газонокосилки, мини-тракторы, снегоуборочные машины, культиваторы, а также запчасти к ним.

В настоящее время Metromedia International Group переживает довольно сложный период. За последние десять лет ее акции упали в цене. Во многом это связано с нестабильной финансовой ситуацией на рынках бывших республик СССР, за освоение которых так активно взялась компания. Понимая обеспокоенность инвесторов, руководство компании в начале 2000 года предприняло некоторые шаги по исправлению положения. Были закрыты офисы компании в Стэмфорде (штат Коннектикут) и Лондоне. Операционная штаб-квартира фирмы в скором времени переместится из Стэмфорда в центр Европы — Вену. Планируются значительные сокращения среди сотрудников головных структур компании.

В обращении к акционерам 17 января 2000 года руководители компании просят инвесторов «дать компании шанс добиться успеха» в один из самых сложных периодов за всю ее историю. Акционеры к этим призывам пока относятся со скепсисом. Сначала Пол Сингер, главный партнер фирмы Elliot Associates, одного из акционеров Metromedia International Group, направил руководству компании возмущенное письмо, в котором, в частности, заявил, что не разделяет мнения ее руководства о сложности текущего момента. В подтверждение своей мысли Сингер указал на рост курсов акций таких российских компаний, как Golden Telecom, «Ростелеком» и «Вымпелком».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *