Нас всех учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь… В том числе и онлайн. Курсы английского языка, курсы приготовления красивой пенки на капучино, курсы шитья, пения, высшей математики и SMM. Большинство этих курсов навсегда останется в рамках малого бизнеса. «Онлайн-обучение в сегменте b2c малоприбыльно, — констатирует совладелец компании Active Learning Роман Мандрик. — Во-первых, люди хотят найти бесплатную обучающую информацию и часто находят. Во-вторых, для получения прибыли нужно с большого количества людей собрать понемногу денег. С учетом любви к бесплатному, это достаточно сложная задача».

Именно поэтому Роман Мандрик работает с крупным бизнесом. Увлечь своими онлайн-играми Active Learning смогли такие компании, как Amway, «Северсталь», «Газпром нефть», ВТБ и не только.

Пока значительная часть потенциальных клиентов Active Learning рассматривает онлайн-обучение как процесс передачи информации с помощью интернет-технологий. «В PR Inc. уже свыше восьми лет большая часть коммуникаций между сотрудниками ведется через Skype, — рассказывает основатель и старший партнер агентства бизнес-коммуникаций PR Inc. Ольга Дашевская. — Руководителю группы намного проще создать чат и одновременно всю свою команду информировать о нововведениях или корректировать развитие проекта, чем ждать, когда все соберутся в офисе, и проводить совещания. Конечно, живое общение важно, но его эффективность, на мой взгляд, в разы ниже технологичных средств коммуникаций. Все базовые документы у нас тоже хранятся в общем доступе с первого дня создания агентства. Я доверяю интернет-семинарам, если они проводятся авторитетными людьми, и как консультант по коммуникациям, который почти двадцать лет работает со СМИ, мечтаю о том дне, когда все пресс-конференции переберутся в Интернет. Мы в PR Inc. стараемся проводить региональные проекты, не выезжая в регионы. Сначала клиентов это пугало, сейчас все больше тех, кто радуется, что не нужно оплачивать расходы на командировки сотрудников агентства».

Однако крупные корпорации хорошо понимают, что онлайн-обучение должно быть не просто процессом передачи информации, а чем-то большим и эффективным.

«Известно, что люди намного лучше запоминают информацию, если она подкреплена эмоциональным стимулом, — говорит о сотрудничестве с Active Learning начальник управления развития и подготовки кадров «»Газпром нефти«» Владимир Беляев. — Идея геймификации как раз и состоит в том, чтобы ввести в обучение вовлекающие элементы, которые сделали бы его более эффективным. В перспективе мы бы хотели превратить учебные программы из утомительного просмотра слайдов в увлекательный процесс».

Рынок услуг электронного обучения можно разделить на два сегмента: это компании — разработчики програмного обеспечения и компании — разработчики электронных курсов и учебного контента. Active Learning специализируется на контенте. В процессе создания увлекательных учебных программ бизнес Романа Мандрика разросся до размеров среднего, что для отечественного рынка онлайн-обучения само по себе большое достижение. «Сейчас российский рынок онлайн—обучения, если его сравнивать с человеческими годами, где-то в возрасте двенадцати лет, — метафорично поясняет Роман Мандрик. — Совсем детство уже прошли, но до зрелости еще далеко». А впереди типичные «»подростковые«» проблемы, способные сильно озадачить «»родителей«» этого рынка.

Бизнес играючи

Создатель Active Learning Роман Мандрик — выпускник Финансового университета, его специализация — антикризисный управляющий. Однако по специальности поработать не пришлось. Сразу после университета Роман попал в рекламный бизнес, а в 2003 г. основал рекламное агентство. Однако рекламный креатив делом всей жизни не стал: в 2009 г. бизнесмен продал свою долю партнерам. Сумма сделки — коммерческая тайна, известно только то, что именно на эти средства Роман затеял собственный бизнес.

Первый заказ у Active Learning появился благодаря женской дружбе. «Моя помощница приятельствовала с девушкой из Amway, — рассказывает Роман. — Та рассказала, что Amway будет проводить тендер — им нужна компания, которая разработает обучающий курс для сотрудников. Этот тендер мы выиграли».

Для Amway Active Learning сделала виртуальную экскурсию на производство. «Это была экскурсия с элементами квеста, — говорит о проекте Роман Мандрик. — Основной задачей было не просто дать информацию о продуктах компании продавцам, но и донести до них ценности компании, убедить их в безупречном качестве продукции для того, чтобы в дальнейшем продавцы могли эффективно вести продажи. Нам это удалось».

Стоимость проекта в Active Learning не раскрывают. «Обычно подобные проекты стоит от 4 до 10 млн руб., — говорит Роман Мандрик. — По времени изготовление обучающей онлайн-игры занимает в среднем от четырех до девяти месяцев».

После Amway Active Learning стала сотрудничать с «Северсталью». В результате компьютерную бизнес-симуляцию «Экономика металлургического производства» жюри eLearnExpo 2012 признало лучшим обучающим решением.

Бизнес Action Learning стал набирать клиентов и обороты.

Разница в деталях

В 2011 г. оборот Active Learning составлял около $500 000, в 2013 г. — $2 млн, в этом году Роман Мандрик планирует выйти на $3 млн. «Успешность обучающей онлайн-игры зависит от контента и деталей, — объясняет предприниматель. — Во-первых, процесс обучения не должен быть скучным. Обучающая игра обязана захватывать так, чтобы было интересно пройти до конца. Искренне интересно, а не для галочки в отчетности. Во-вторых, важны детали. Сама механика игры, например, для менеджеров по продажам, везде может быть одинаковой, но специфика именно данной компании должна быть детально отражена в игре».

Согласно данным исследования SkillSoft, применение электронного обучения в корпоративном секторе лидирует в следующих отраслях: информационные технологии (22%); управление персоналом (16%); клиентское обслуживание (14%); бухгалтерия/финансы и маркетинг/продажи (по 9%); инженерные знания (3%); другие отрасли (27%).

«Для нас Active Learning разработала решение для обучения каждой категории сотрудников компаний-парнеров, — рассказывает о сотрудничестве с Романом Мандриком директор по развитию Proplex Лев Минуллин. — Например, для менеджеров по продажам окон в марте 2013 г. появился интерактивный онлайн-тренажер «Миссия: комфорт». Он позволяет специалистам отделов продаж тренировать свои навыки в виртуальной среде, повышая эффективность коммуникации с клиентами. В программе моделируются разнообразные нестандартные ситуации, есть система подсказок и оценки, благодаря чему человек может совмещать практику с теорией. Если ученик не замотивирован, простая проверка знаний будет бессмысленной. Поэтому надо сделать ступень «экзамена» по максимуму интересной. Так, для тех, кто проходит обучение на нашем тренажере «Миссия: комфорт», было разработано соревнование с ценными призами. Во время прохождения программы участнику начисляются очки рейтинга, согласно которым среди завершивших обучение ежеквартально подводятся итоги. Восемнадцать человек с наибольшим количеством баллов получают подарочные сертификаты мегамаркета Ozon.ru на сумму от 3 до 20тыс. руб.».

Для сравнения

Несмотря на положительный опыт использования онлайн-обучения, российский рынок до сих пор пребывает в начальной стадии развития. В 2008 г. компания «Амплуа-Брокер» провела исследование этого рынка и выяснила, что его объем равен примерно 3 млрд руб., причем существует множество факторов, препятствующих дальнейшему росту. Так, выяснилось, что большая часть компаний выделяет на электронное обучение только 7,1—9,6% от всего бюджета на обучение и развитие, а 22% респондентов указали, что бюджет на ЭО не определен или отдельно не выделен из общего бюджета на обучение и развитие. Кроме того, участники российского рынка отмечают, что должного государственного регулирования онлайн-обучения до сих пор нет.

В исследовании SeeMedia за 2012 г. говорится о том, что российский рынок электронного обучения на пять-семь лет отстает от рынка в США, где уже свыше 90% вузов и школ, а также компаний, имеющих численность более тысячи — полутора тысяч человек, используют данную форму обучения. По информации Global Industry Analysts, самая большая доля рынка e-learning в мировом секторе принадлежит США и странам Евросоюза. Оборот рынка онлайн-обучения в мире в 2010 г. составил $52,6 млрд. К 2015 г. аналитическая компания прогнозирует рост до $107 млрд. На российском рынке, по данным портала smart-edu.com, работает около тридцати компаний, занимающихся электронным обучением. Некоторые из них предоставляют комплексные услуги, другие специализируются только на отдельных видах услуг. Пока аналитики игроков по специализации не делят — развивающийся рынок рассматривается целиком. В числе лидеров — ГК «Компьюлинк», IBS, «Нетология». На долю Active Learning, по оценке Романа Мандрика, приходится около 20% рынка.

Осенью 2014 г. Demis Group, один из лидеров рынка услуг по увеличению продаж с использованием комплексных решений в области интернет-маркетинга и seo-продвижения, объявила о покупке Active Learning. Сумма сделки и доли партнеров сторонами не раскрываются, но в планах увеличить долю рынка компании до 40—50%.

«Рынок дистанционного образования очень перспективный — как с коммерческой точки зрения, так и с социальной, — анализирует ситуацию партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. — На данный момент существует множество действующих программ по финансированию и субсидированию подобных проектов. Тем не менее необходимо отметить, что нынешний рынок онлайн-образования очень сильно разрозненный, есть очень много небольших аферистов, которые продают свои «на коленях» сделанные программы: одна похожая на другую либо это чистая копия западных аналогов. Развиваться на этом рынке не составит особого труда, тем более для такой компании, как Demis Group, которая прекрасно понимает, что рынок очень раздутый и цены на нем сильно завышены».

По мнению ряда экспертов, российский рынок онлайн-обучения будет расти на 20—25% ежегодно. Роман Мандрик и его компания Active Learning — в тренде. Ну а «подростковый» период развития надо просто пережить.