Обычные школы превращаются в школы будущего: в них больше не нужны учебники и тетради, а оценки можно ставить на расстоянии

Охотники из таежного поселка Нерха Иркутского края довольно быстро узнают об успеваемости своих детей, хотя те учатся далеко — в школе-интернате в поселке Алыгджер. Школьники там и живут, родители их видят редко. В магазинчике в Нерхе, куда товар завозят вертолетами, на стене висит таблица с оценками: звонят из школы и диктуют. Рядом с таблицей успеваемости расценки на зверя: соболь, рысь, росомаха, шкура медведя (с черепом и без), хвост изюбря. А ребенку можно позвонить и отчитать его как следует, если тот получил двойку.
До тайги дошел прогресс. Охотники из Нерхи стараются, конечно, идти в ногу со временем, но они не одни такие и все-таки отстают. Во всем мире школьное образование на пороге технологической революции. Пока в Иркутском крае наслаждаются удобством механизма телефон–грифель–доска, в крупных российских городах родителям сообщают оценки их отпрысков при помощи смс, а в Америке и вовсе переводят школы на компьютеризированное обучение. Там электронные дневники и учебники с гиперссылками.
Вот список школьных принадлежностей для ученика пятого класса одной из государственных школ в Мэриленде: пластиковый пенал, карандаши обычные, карандаши цветные, ластик, клей, а также влажные салфетки и бутылка геля для дезинфекции рук — напоминание о свином гриппе, который и так уже испортил детям каникулы. Ни тетрадей, ни учебников. На родительском собрании поясняют: учитель будет выдавать рабочие листы прямо в классе, тетрадки больше не нужны. Вместо учебников — список сайтов.
Впрочем, по нынешним меркам, школа в Мэриленде не очень передовая. В государственной школе Empire в Аризоне, например, пошли еще дальше — там вообще отказались от бумаги и перешли на лэптопы. В этой школе учатся 350 подростков, и все как один щеголяют новенькими белыми компьютерами. Местные власти уже планируют удвоить количество учеников, чтобы принять в следующем году всех желающих. Вместо учебников школьники читают научные статьи в интернете, а в качестве домашнего задания готовят презентации с помощью PowerPoint.
Empire — обычная старшая школа без всяких технологических уклонов и специализаций. Идея сделать из нее передовика производства школьному начальству очень понравилась, но тут же возникли технические вопросы. Что делать, если компьютер сломается, и чем будет заниматься ученик, пока его будут чинить? По каким критериям отбирать материалы в сети? А что если счастливые обладатели лэптопов вместо учебных сайтов начнут торчать в Facebook или проверять каждые пять минут электронную почту?
Со временем на все эти вопросы нашлись простые ответы. Администрация школы ограничивает доступ к некоторым сайтам — причем и в школе, и дома. Директор школы Мэтт Дональдсон уточняет: блокируют чаты, блоги, сайты с играми и т. д. Все виды электронной почты, кроме зарегистрированной на школьном сервере, во время уроков недоступны. Другие ресурсы доступны только после занятий и на время большой перемены.
Всеми технологическими приспособлениями — от проектора и интерактивной классной доски до компьютеров — надо уметь правильно пользоваться, назидательно уточняет директор Дональдсон. В аризонской Empire ноутбуками пользуются на всех уроках — от математики и биологии до уроков испанского и музыки. Тот, кто прогулял урок, может посмотреть дома видеозапись. Калвин Бейкер, местный школьный инспектор, утверждает, что с компьютерами подросткам учиться интереснее, чем без них.
Ученики действительно в восторге — не надо в муках искать по утрам нужные тетради, таскать в школу учебники, записывать за учителем. Да и вообще, щелкают языком школьники, это «круто».
«Круто», — говорят ученики московской школы №2030, так называемой «Школы будущего», где всем ученикам выдают «макбуки», а учителей постоянно отправляют на курсы повышения компьютерной грамотности. Андрей Слободин, замдиректора школы по информатизации и одновременно учитель программирования, рассказывает, что в учебе они тоже используют интернет и разные базы знаний вроде «Кирилла и Мефодия».
Но одно из главных достижений школы — электронный журнал. Эта система дает возможность учителям, школьникам и их родителям из любой точки мира попадать на ресурс с домашними заданиями, методическими материалами и оценками. Сейчас тут разрабатывают внутреннюю социальную сеть — с форумами и блогами. Там родители смогут переписываться с учителями и друг с другом.
«Если бы вы года четыре назад спросили меня, не лучше ли разбираются школьники в компьютерах, чем учителя, я бы ответил, что лучше, — смеется Слободин. — Но у нас работают мастодонты, они заткнут за пояс любого ученика». В школе есть система «два учителя в классе» — каждый педагог-программист помогает другим учителям освоить работу со всякими техническими устройствами.
«Сегодня и пенсионеры работают на компьютере», — убеждена Татьяна Куракина, директор казанской гимназии №75. В этой школе уже несколько лет существует электронный журнал: не такой продвинутый, как у московских коллег, но тоже полезный. Родители через интернет выходят на сайт гимназии, заходят под собственным паролем, открывают страницу электронного журнала своего ребенка, просматривают его оценки, могут пообщаться в чате с учителями, администрацией школы и задать вопросы. В этом году казанских гимназистов ждет еще одна напасть: электронный дневник. Родители смогут следить, что задано на дом. Куракина — оптимист: «Ребятишки, конечно, не очень довольны, но первая напряженность уже спала. Привыкнут».
Исследования компании «ИРТех», разработчика программы NetSchool для российских школ, показывают, что внедрение электронных журналов и дневников положительно влияет на успеваемость и школьники начинают меньше прогуливать. Олег Исайкин, гендиректор компании, на примере собственного ребенка видит, как это работает: оценки уже не скрывает, но постоянно названивает друзьям, чтобы уточнить домашнее задание — отвлекся, пропустил, не записал. С появлением электронного дневника эта проблема исчезнет: детям даже в удовольствие лишний раз зайти в интернет.
К системе NetSchool подключены уже 600 школ по всей России. Программный пакет стоит 11 000 рублей, каждый месяц его покупают 5–10 новых школ. Дело за малым, уверен Исайкин — мотивировать учителей всем этим пользоваться: «Если директор школы понимает, куда движется мир, он скажет — вперед».
Сколько прогрессивных школ в Америке, точно неизвестно. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер недавно призвал использовать вместо учебников открытые для публики информационные порталы. Некоторые преподаватели штата даже фантазируют, что скоро ученики смогут вполне официально брать уроки по интернету в любое удобное для них время и такие школы победят обычные в конкурентной борьбе.
Но похоже, это будет еще не скоро — по крайней мере в России. Директор школы №1940 Зеленограда Марина Осипенко говорит, что их школа от нововведений отказалась. Год поэкспериментировали — и решили подождать. Сначала, когда вводили электронный журнал, школьный педсовет был уверен, что родители будут только рады, особенно родители двоечников и прогульщиков: теперь у них будет четкая картина перед глазами. Но не тут-то было. Оказалось, родители двоечников, наоборот, не хотят ничего знать. Им так проще живется. Они прямо так и говорили, что не будут пользоваться новой прогрессивной системой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *