Сулим Ямадаев может войти в чеченскую мифологию вслед за Джохаром Дудаевым и Шамилем Басаевым
Всю минувшую неделю экс-командир уже несуществующего батальона «Восток» Сулим Ямадаев то умирал, то воскресал. Точно известно, что 28 марта киллер стрелял в него около гостиницы в Дубае. Но чем отчетливее проступали детали смерти Ямадаева: умер, тело выдано родным, похоронен на могиле под таким-то номером на кладбище в Дубае — тем увереннее его родственники утверждали обратное: жив, был в коме, пришел в сознание, начал говорить, улыбается.
Консул России в ОАЭ, шеф местной полиции и даже землекопы с дубайского кладбища свидетельствовали, что он мертв, а его брат и жена недоумевали: почему они это утверждают, если час назад они разговаривали с ним в больнице. Было ясно, что кто-то врет. А 1 апреля Рамзан Кадыров тоже заявил, что Ямадаев убит и похоронен. Он, наверное, думал, что тем самым поставит в деле жирную точку. Но не тут-то было.

«Мы точно знаем, что Иса Ямадаев сам обратился к властям Дубая с просьбой разрешить захоронить брата. Что и было сделано в [прошлый] понедельник после обеда», — убеждал Newsweek высокопоставленный представитель Кадырова. Логику поведения Исы он объяснял не очень убедительно — говорил, что Иса делает такие заявления только потому, что Сулиму много кто был должен, а мертвецу отдавать долги точно никто не будет.
«Лично мне все это напоминает убийство Джохара Дудаева. Его потом видели то в Австрии, то еще где-то», — говорит сенатор от Чечни Зияд Сабсаби. В Чечне до сих пор можно встретить людей, которые расскажут, что первый президент Ичкерии жив и скрывается в Эстонии. Про Шамиля Басаева, погибшего три года назад в Ингушетии, ходят аналогичные слухи. Если в ближайшее время судьба Ямадаева не прояснится, он тоже превратится в мифическую фигуру.
Его батальон «Восток» — уже легенда. Он возник в 2003 году как сформированное из местных жителей антитеррористическое подразделение Минобороны. В партизанской войне такой национальный спецназ оказался эффективнее любых других отрядов. Звездный час «Востока» пришелся на российско-грузинский конфликт в августе минувшего года. К тому времени «Восток» уже попал в опалу, а его командир стал объектом резкой критики со стороны Рамзана Кадырова. Кадыров обвинял Ямадаева в целом ряде преступлений.
В Южной Осетии «Восток» заработал репутацию самой боеспособной части из тех, что принимали участие в решающих боях. Тем не менее судьба батальона и его командира была уже решена: заведенные на Ямадаева уголовные дела не закрыли, его повторно объявили в розыск и уволили из армии. В сентябре прошлого года наемные убийцы расстреляли в центре Москвы его старшего брата — бывшего депутата Думы Руслана Ямадаева. Спустя два месяца «Восток» был расформирован. Ямадаев перешел на нелегальное положение и в декабре был вынужден уехать из России.

«Восток» расформировали, и формально он перестал быть заботой Главного разведывательного управления. Но именно сотрудники ГРУ, по данным Newsweek, организовали эвакуацию Ямадаева через Украину. Это они, переправив Ямадаева в ОАЭ, распространили дезинформацию, что опальный подполковник скрывается в Турции.
Из Эмиратов Ямадаев выезжал на короткий период в Иорданию. Предположительно, именно там на его след вышли киллеры. За четыре дня до покушения охранники Ямадаева обнаружили слежку, но каких-либо мер безопасности в чужой стране принять не смогли. «В России в такой ситуации подозрительных лиц просто бы задержали и допросили, но там у них не было прав это делать», — рассказывает источник, связанный с российскими спецслужбами.
Убить командира «Востока» пытались и раньше. В то время, когда киллеры расстреляли в Москве его брата Руслана, другая группа наемных убийц пыталась ликвидировать и Сулима, но тогда покушение удалось предотвратить. Киллеров Руслана так и не нашли, но теперь дубайские власти утверждают, что им удалось поймать убийцу Сулима и его имя будет объявлено на этой неделе.
По сведениям Newsweek, еще на прошлой неделе в Минобороны поднимался вопрос о том, чтобы заново сформировать и развернуть батальон «Восток». Что бы на самом деле ни произошло с Ямадаевым, это покушение снижает шансы на возрождение батальона. «Политическая конъюнктура сейчас не та. Руководство страны не пойдет на такой шаг: это же личное оскорбление человека, который приложил массу усилий к тому, чтобы этого батальона не стало», — говорит источник в военном ведомстве.
В подготовке статьи участвовала Ирина Куксенкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *